Цели:
- научить учащихся умножать двузначное число на однозначное и наоборот;
- повторить переместительное свойство умножения, свойство умножения суммы на число;
- развивать логическое мышление, математическую речь;
- воспитывать усердие, трудолюбие, взаимопомощь.
Ход урока
I. Оргмомент.
– Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся (кивок). Сели тихо, руки перед собой. Начинаем урок. Внимание на экран.
II. Сообщение темы и целей урока.
– Если знаешь твердо таблицу умножения,
То сумму на число умножишь без сомнения.
Вовка правила поможет повторить,
Чтоб задания правильно решить.
– Вовка на урок пришел
И гостей с собой привел.
– Вы узнали его? (это Вовка из Тридевятого царства) Он будет нашим другом и помощником.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Умножение двузначного числа на однозначное».
– Чем мы будем сегодня заниматься на уроке прочитает Ксюша.
– Мы будем сегодня задачи решать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
НО помни о том, что без устного счета
Не сдвинется с места любая работа!
– Мы с Вовкой отправляемся в путешествие по дорогам Математики, и вначале пути нам встречается Устный счет(объявляет Таня)
III. Устный счет.
1) – Первое задание мне поможет провести Никита.
4 медведя на велосипеде,
Двое следом побежали.
Сколько лапок сосчитали? (24 лапки)
2) – Следующее задание проведет Таня.
– К трем зайчатам в час обеда
Прискакали 3 соседа.
В огороде зайцы сели
И по 7 морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок
Сколько съедено морковок? (42 морковки)
3) – Следующее задание «Расшифруй слова»
Для вас приготовили Вовка и я.
– Если вы правильно решите все примеры, то на экране появится зашифрованное слово.
- 7х6=42 Д
- 15:3=5 Р
- 10х5=50 У
- 6х8=48 Ж
- 32:4=8 Б
- 3х9=27 А
– Какое слово получилось? (дружба)
– С голубого ручейка начинается река,ну а дружба начинается с улыбки! Улыбнитесь друг другу.
4) – А сейчас задание на смекалку. Проведет его Ксюша.
– Расставьте скобки так, чтобы равенства были верными:
- 16+20:4=9
- 9х10-7=27
- 16:8+8=1
5) – Следующее задание: заменить числа суммой разрядных слагаемых:
35, 87, 92, 15, 24.
– Мы не случайно сейчас раскладывали на сумму разрядных слагаемых. Это нам пригодится для изучения новой темы.
– Молодцы! Вовке понравилось как вы считали.
– А тем временем наш герой идет дальше. И впереди у нас новая тема.
IV. Объяснение нового материала.
– Ой, что это Вовка собирается делать? Зачем ему ящик с инструментами? Давайте посмотрим!
– 3 полки Вовка смастерил,
15 книжек положил.
Сосчитать совсем несложно,
Сколько книг на них поставить можно?
– Как узнать? Что надо сделать? (15х3)
– Верно! Как умножить двузначное число на однозначное? Может кто-то догадался?
– Заменю число 15 суммой разрядных слагаемых 10+5 и каждое слагаемое этой суммы умножу на 3. Полученные результаты сложу. Продолжит счет Аня.
10х3=30 5х3=15 и30+15=45
– Кто еще пришел к нам в гости? Это Василисы Премудрые. Они нам предлагают повторить этапы умножения двузначного числа на однозначное.
- Замена суммой разрядных слагаемых
- Умножение суммы на число
- Сложение результатов
3х15 – А теперь посмотрите внимательно. Что изменилось? В чем разница? (поменяли множители местами).
– Верно! Мы знаем переместительное свойство умножения: от перестановки множителей произведение не меняется. Прорешает пример Никита.
– Хорошо! Продвигаемся дальше по дорожке.
– Вот наш Вовка перешел мостик с новой темой и вдруг перед ним волшебные слова: Решай! Думай! Вычисляй!
Задание из учебника. Откройте с.8, найдите примеры №1. Приготовили тетради. (1 ученик у доски)
– Успешно справились с заданием. А теперь сделаем паузу и отдохнем на привале.
V. Физминутка.
VI. Работа над пройденным материалом.
– Приготовились работать дальше.
– Продвигаемся дальше по тропинке и подходим к пункту Помогайка!
Ой, а это кто еще к нам стучится? Так это же двое из ларца одинаковы с лица! Просят помощи в решении задачи №2.
Работа над задачей.
VII. Самостоятельная работа.
– Продолжаем наше путешествие. И вот мы подошли к поляне «Сделай сам». Неожиданно нам повстречался царь. Он не любил сидеть без дела. Сам решил покрасить забор в своем царстве. Вот и вам предлагается поработать самостоятельно. У каждого на парте лежат листики с примерами. Надо решить примеры, записать ответ.
– А теперь поменялись своими работами с соседом. Проверьте, поставьте оценку:
- ни одной ошибки – «5»
- 1 ошибка – «4»
- 2 ошибки – «3»
- больше 3 ошибок – «2».
Проверка.
VIII. Подведение итогов.
– Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Вовка вместе с нами вернулся домой. Пора подвести итоги.
– Что нового узнали на уроке? Что понравилось на уроке?
– А теперь давайте запишем домашнее задание.