Разработка учебного занятия "Инопланетный друг" в изостудии "Карусель"

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Цель: создать условия для творческой деятельности, развития фантазии и воображения детей.

Задачи:

  • Образовательная: продолжить формирование навыков рисования по представлению, умений технических приемов владения карандашом и кистью, закрепить правила при работе с гуашью, акварелью, цветными карандашами, познакомить с техникой выполнения салюта.
  • Развивающая: способствовать развитию фантазии, воображения, познавательного интереса, творческого поиска образа.
  • Воспитательная: воспитывать такие личностные качества как любознательность, отзывчивость, доброта, содействовать совершенствованию у детей эстетического восприятия.

Тип занятия: комбинированное

Форма работы: индивидуальная, фронтальная

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, практическая работа.

Оборудование для педагога: проектор, экран, компьютер, презентация PowerPoint «Солнечная система», DVD-диск «Лунтик», CD-диск с музыкой, карточки с описанием инопланетян, эмблемы планет Плутон и Нептун, образец рисунка инопланетянина, мольберты, бумага А3, кисти, гуашь, пластиковая трубочка для сока.

Оборудование для учащихся: бумага А3, акварель, гуашь, кисти, цветные карандаши, простой карандаш, резинка, палитра, баночка для воды, пластиковая трубочка для сока.

Продолжительность занятия: 2 х 45 с перерывом 10 минут

План занятия:

  1. Организационный момент (1-2 минуты)
  2. Вводная беседа, введение в тему занятия (10-15 минут)
  3. Зрительный ряд (5 минут)
  4. Практическая работа (20 минут)

Перерыв (10 минут)

  1. Практическая работа  (10-12 минут)
  2. Ознакомление с новой техникой (10 минут)
  3. Практическая работа (10 минут)
  4. Итог занятия (8-10 минут)

 

Ход урока

 

1. Организационный момент (1-2 минуты)

Педагог проверяет готовность детей к занятию, наличие необходимых материалов и оборудования.

2. Вводная беседа, введение в тему занятия (10-15 минут)

Педагог проводит беседу по следующим вопросам:

- Ребята, вы знаете, что 2011 год объявлен годом космонавтики?
- Да, ребята президент России объявил его годом космонавтики. В течение всего года во всей стране будут проходить мероприятия и конкурсы по этой теме. И наше сегодняшнее занятие тоже посвящено этому событию. 
- А что такое космос, вы знаете?
- Да, в космосе есть звезды, кометы, планеты….

 

Просмотр презентации PowerPoint  <Приложение 1>.

По ходу просмотра презентации педагог комментирует.

Солнце – это большая звезда, вокруг нее вращаются все планеты. Солнце и планеты – это вместе солнечная система.
Меркурий – планета, которая расположена ближе всего к Солнцу, поэтому она очень горячая;
Венера – вся окутана облаками, она почти такая же большая, как наша Земля;
Марс – марс называют красной планетой;
Юпитер – самая большая планета в нашей солнечной системе;
У Сатурна, Урана и Нептуна есть удивительные кольца;
Плутон – дальше всех от Солнца. Так далеко, что один год на Плутоне длится 250 земных лет.
- А это какая планета?  (Земля)
- А чем наша Земля отличается от других планет? (На ней есть жизнь)
- А разве на других планетах нет жизни?
- Ребята, вот у вас мнения разные, и ученые до сих пор спорят о том, есть ли жизнь на других планетах, или нет.
- Давайте сегодня мы пофантазируем, помечтаем, о том, что нам удалось встретиться и подружиться с инопланетянами.

- Тема нашего занятия «Инопланетный друг». Мы с вами сегодня будем рисовать инопланетян. Один такой друг у вас у всех уже есть. Давайте его вспомним. Знаете кто это? Я вам сейчас подскажу.

3. Зрительный ряд (5 минут)

Демонстрация отрывка из мультфильма «Лунтик»

4. Практическая работа (15 минут)

Сейчас вы должны будете нарисовать жителей двух планет Плутона и Нептуна.
(Каждая подгруппа заселяет свою планету, эмблемы планет крепятся на мольберты возле каждой подгруппы).

- У нас уже есть словесный портрет жителей каждой из этих планет. Сейчас каждый из вас получит описание инопланетянина и нарисует его так, как задано <Приложение 2>.

Ребятам выдаются карточки, с описанием инопланетянина, например: 4 глаза, 8 ног, рук нет, пушистый, добродушный; можно использовать цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый.

(При составлении карточек использовался подход, предложенный в статье Кравченко О.Г. «Нарисуй инопланетянина» игры в пасмурную погоду.  // Дополнительное образование и воспитание. № 5, 2007).

Педагог показывает готовый рисунок инопланетянина и зачитывает, по какому описанию он был выполнен. Рисунок вывешивается в качестве образца на доску. <Приложение 3>.
Каждый ребенок вытягивает себе карточку-задание и приступает к выполнению работы в карандаше (музыкальное сопровождение).

Перерыв (10 минут)

Во время перерыва педагог проверяет готовность к выполнению задания в цвете.

5. Практическая работа (12-15 минут)

Выполнение рисунка в цвете.

Педагог обращает внимание детей на то, какие цвета указаны в карточке. Напоминает, что есть цвета основные и дополнительные. Работа в цвете может быть выполнена по выбору ученика: живописно (гуашь, акварель) или в графике (цветные карандаши).

По окончании работы детям предлагается назвать получившихся инопланетян.
- Ребята, у наших инопланетян сегодня день рождения. Вы их нарисовали, и они родились на свет. А что нужно сделать первым делом, когда кто-то появился на свет? (Дать имя).
- Вот моего инопланетянина я назову так…

Педагог называет и подписывает инопланетянина на образце. И предлагает детям сделать то же самое со своими рисунками.

- А теперь давайте познакомимся. Покажите нам свои рисунки, назовите имена инопланетян и качество характера, которое было написано про них в карточке (дети по очереди от каждой подгруппы показывают свои рисунки и называют имена инопланетян и их качества).
- Посмотрите, ребята, что у нас получилось. Отличаются жители планет друг от друга? (да, отличаются, на Нептуне живут «многоножки», а на Плутоне «хвостатики»).
- У наших друзей сегодня день рождения, а день рождения – это праздник. Давайте для них этот праздник устроим – подарим им праздничный салют.
- Салют можно выполнить в разной технике. Одну из них я вам сейчас покажу.

6. Ознакомление с новой техникой (8-10 минут)

Педагог демонстрирует технику выполнения салюта с помощью раздувания капель краски на бумаге пластиковой трубочкой для сока.

7. Практическая работа (10 минут)

Дети выполняют салют на рисунке с инопланетянами. Педагог оказывает индивидуальную помощь.

8. Итог занятия (5-7 минут)

Выставка работ <Приложение 4,5,6>.

- Ну вот, сегодня у нас получился настоящий праздник с фейерверком. Мы не только научились рисовать инопланетян, но и нашли новых друзей, а также освоили новую технику рисования салюта.
- Какое у вас сейчас настроение, ребята? Почему?
- Большое вам спасибо за работу. Пусть это настроение останется  с вами надолго!