Использование контрольно-корректирующей технологии в школе закрытого типа

Разделы: Физика


БОУ “Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1” – закрытое учебное заведение, в котором обучаются осужденные учащиеся в возрасте от 18 до 30 лет. Форма организации обучения – урок – консультация. Заочная система – оценка выставляется за год по результатам зачетов.

Учащиеся имеют большой перерыв в учебе, стартовый контроль показывает отсутствие базовых знаний по физике у большинства учеников, что требует индивидуализации процесса обучения. С этой целью считаем наиболее оптимальным использование контрольно-корректирующей технологии (ККТ).

ККТ – один из вариантов технологии полного усвоения знаний ТПУЗ (в России ТПУЗ связывают с именем М.Кларина, ККТ – Н.Н.Суртаева). ККТ – организация деятельности обучающихся в процессе продвижения по индивидуальной траектории с учетом их способностей, мотивации осуществляется с помощью корректирующего контроля. По данной технологии учащиеся большую часть времени занимаются самостоятельно, а учитель оказывает помощь как непосредственно, так и опосредованно с помощью коррекционных карточек [1]. Коррекционная карточка для учащихся недостаточно усвоивших учебный материал – это образцы решения задач, описание выполнения практического задания и.т.д.

Организацию работы с использованием ККТ в условиях нашей школы можно разделить на два этапа: подготовительный и внедренческий.

Подготовительный этап предполагает анализ учебного материала, его модульно-блочное структурирование. Учебный материал, разбивается на блоки, а блоки на модули. Модуль разделен на учебные элементы – УЭ. Для модуля разрабатывается дидактический материал: опорные конспекты, тесты, проверочные работы, практические работы по каждому учебному элементу, коррекционные карточки. Покажем на примере изучения темы “Электрический ток” в 8 классе:

Блок “Электрический ток” (17 часов) разделен на четыре модуля:

Тема модуля

Время

1

Создание электрического тока. Электрические характеристики. Закон Ома для участка цепи.

6 ч

2

Реостаты. Соединения проводников.

3 ч

3

Работа и мощность электрического тока. Применение теплового действия тока.

4 ч

4

Повторение темы. Подготовка к сдаче зачета.

4 ч

Внедренческий этап предполагает: информационный ввод учителя (ИВУ), организационный ввод учащихся (ОВУ), самостоятельная работа по усвоению учебных элементов (СРУЭ), итоговый контроль (ИК).

ИВУ Цель – объяснительно – направляющая. Даются общие установки, узловые моменты темы, опорные схемы, опыты, создается структура темы, ее основа, ставятся задачи перед учениками по изучению темы. При этом используются методы, приемы, которые лучше подходят для данного учебного материала (главное доступность и наглядность, что важно для создания мотивации).

ОВУ Цель – ознакомление с УЭ, содержанием и структурой контроля.

СРУЭ включает работу с источниками, опорными конспектами, решение задач различных типов, выполнение лабораторных работ. Вся работа организуется с учетом целевых установок. Текущая проверка должна носить диагностический характер и не должна быть основой для отметок, ее назначение – выявить необходимость коррекционной работы. Коррекционная работа проводится с учащимися, не полностью усвоившими материал, во время урока или на консультации.

ИК – зачет.

Распределение учебного времени в %, при организации учебного процесса с использованием ККТ:

Структура

ИВУ

ОВУ

СРУЭ

ИК

Требование технологии

2-3%

5%

80%

10%

В условиях школы закрытого типа

10% -15%

5%

80%

Зачетное время

Создание электрического тока. Электрические характеристики. Закон Ома для участка цепи.

36-40мин

12-15мин

192-185 мин (4,5 урока)

Зачетное время

Реостаты. Соединения проводников.

12-15 мин

6 мин

100 мин (2,5 урока)

Зачетное время

Работа и мощность электрического тока. Применение теплового действия тока.

16мин

8мин

136 мин (примерно 3урока)

Зачетное время

Рассмотрим для примера организацию работы по модулю “Создание электрического тока. Электрические характеристики. Закон Ома для участка цепи” с использованием элементов ККТ.

Информационный ввод учителя

На доске перед уроком собрана электрическая цепь: источник питания, ключ, лампочка, резистор, цифровые измерительные приборы (из комплекта L-микро). Ведется беседа, в которой используются бытовые и научные термины, характеризующие электрический ток.

Готовим таблицу на 9 секторов, в которую помещаем полученную информацию. Оформление опорного конспекта в виде таблицы позволяет использовать его более эффективно: экономить время при повторении, во время сдачи зачета, учащиеся быстрее находят нужную информацию; незаполненные сектора – это пропущенные уроки.

1

U напряжение

2

3

I сила тока –

4

5

6

Электрический ток –

7

Источник питания

8

Rсопротивление

9

Действия тока:

Закон Ома для участка цепи:

Ставятся ближайшие цели и определяются номера секторов, в которые будет записана информация:

  1. Сформулировать определение электрического тока (сектор 6).
  2. Назвать условия существования тока (сектора 4, 5).
  3. Указать направление тока, скорость электрического поля и электронов (сектора 2).

Долговременные цели:

  1. Рассказывать о силе тока, напряжении, сопротивлении, пользуясь планом ответа о физической величине (сектора 3, 1,8).
  2. Научиться пользоваться приборами для измерения физических величин, в процессе выполнения лабораторные работы.
  3. Формулировать и записывать закон Ома для участка цепи (сектор 9).
  4. Решать задачи: расчетные, графические по теме “Электрический ток”, используя опору.
  5. Доказывать возможность использования электрического тока в работе бытовых приборов (сектор 9).

С определением электрического тока, условиями существования и направлением тока, скоростью распространения электрического поля и движения электронов учащиеся знакомятся на этапе ИВУ. Учитель выстраивает беседу с учащимися, опираясь на знания темы “Электрические явления” (приложение 1) и фронтальный эксперимент.

Организационный ввод учащихся

Учащиеся получают папки, в которых находится материал с учебными элементами темы, рекомендации по выполнению заданий, тесты, план ответа о физической величине, тексты задач.

Учебные элементы темы “Создание электрического тока. Электрические характеристики. Закон Ома для участка цепи”

Шифр УЭ

Название УЭ

УЭ 1

Электрическая цепь. Условные обозначения, применяемые на схемах. Сборка электрической цепи

УЭ 2

Сила тока – физическая величина

УЭ 3

Тест “Сила тока”

УЭ 4

Амперметр. Лабораторная работа № 5

УЭ 5

Напряжение – физическая величина

УЭ 6

Тест “Напряжение”

УЭ 7

Вольтметр. Лабораторная работа № 6

УЭ 8

Сопротивление – физическая величина

УЭ 9

Тест “Сопротивление”

УЭ 10

Закон Ома для участка цепи

УЭ 11

Тест “Закон Ома для участка цепи”

УЭ 12

Решение задач.

Самостоятельная работа учащихся с учебными элементами

Шифр УЭ

Рекомендации по выполнению

Контроль

УЭ 1

  1. Прочитайте §33.
  2. Запишите в тетрадь, какие приборы изображены на схемах рис. 49, рис.50.
  3. Выполните письменно упр. 15 №5.
  4. Соберите цепь по схеме рис. 49.

 

Учитель.

УЭ 2

  1. Пользуясь планом ответа о физической величине, найдите ответы в §37.
  2. Запишите в сектор №3.

Контрольный образец таблицы.

УЭ 3

  1. Выполните тест “Сила тока” в тетради, покажите учителю.
  2. Выполнили верно, переходите к УЭ 4.
  3. Допущены ошибки, поработайте с КК.

Учитель

УЭ 4

  1. Амперметр-прибор для измерения силы тока
  2. Прочитайте, как включается прибор в электрическую цепь в §38.
  3. Определите цену деления прибора.
  4. Выполните работу №5 по описанию в учебнике.

Учитель

УЭ 5

  1. Пользуясь планом ответа о физической величине, найдите ответы в §39, §40.
  2. Запишите в сектор №1.

Контрольный образец таблицы.

УЭ 6

  1. Выполните тест “Напряжение” в тетради, покажите учителю.
  2. Выполнили верно, переходите к УЭ 7.
  3. Допущены ошибки, поработайте с КК.

Учитель

УЭ 7

  1. Вольтметр-прибор для измерения напряжения.
  2. Прочитайте, как включается прибор в электрическую цепь в §40.
  3. Определите цену деления прибора.
  4. Выполните работу № 6 по описанию в учебнике.

Учитель

УЭ 8

  1. Пользуясь планом ответа о физической величине, найдите ответы в §43.
  2. Запишите в сектор № 8.

Контрольный образец таблицы.

УЭ 9

  1. Выполните тест “Сопротивление” в тетради, покажите учителю.
  2. Выполнили верно, переходите к УЭ 10.
  3. Допущены ошибки, поработайте с КК.

Учитель

УЭ 10

  1. Подойдите к демонстрационной установке и вместе с учителем установите связь между электрическими величинами.
  2. Прочитайте формулировку закона Ома для участка цепи.
  3. Запишите в сектор №9.

Контрольный образец таблицы.

УЭ 11

  1. Выполните тест “Закон Ома для участка цепи” в тетради, покажите учителю.
  2. Выполнили верно, переходите к УЭ 12 или УЭ 13.
  3. Допущены ошибки, поработайте с КК.

Учитель

УЭ 12

  1. Рассмотрите образцы решенных задач.
  2. По образцам выполните, предложенные задачи.

Учитель

УЭ 13*

  1. Решите задачу первого уровня сложности.
  2. Решите задачу второго уровня сложности.
  3. **Составьте логическую схему из формул для решения задач по теме “Электрический ток”

Учитель

Учитель

Учитель

КК – коррекционная карточка, в карточке указаны номера секторов, которые необходимо использовать для выполнения теста, объясняются отдельные задания, и предлагается другой вариант. Если коррекционная карточка не помогает, необходима помощь учителя.

Время, затраченное на работу с каждым учебным элементом, зависит от индивидуальных способностей ученика, поэтому все тесты, лабораторные работы должны быть готовы к началу изучения темы. Учитель, начинающий работу по данной технологии, должен быть готов к большому объему работы по подготовке модуля.

Используются тесты из пособия “Тесты: Физика: 8кл / Е.Н. Криволапова” [2]. Пособие содержит тесты по 28 темам школьного курса физики и ориентировано на учебник

А.В. Перышкина [3], в частности по теме “Создание электрического тока. Электрические характеристики. Закон Ома для участка цепи” можно использовать шесть видов тестов. Каждый тест представлен в шести вариантах по 5 вопросов разной степени сложности. Шесть вариантов позволяют использовать тест в качестве обучающего, корректирующего и контролирующего элемента урока. Результат самостоятельной работы – таблица (приложение №2).

Результатом деятельности является 100% успеваемость в классах. Учащиеся с высоким уровнем развития имеют возможность усваивать материал повышенного уровня сложности.

Список литературы.

  1. Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве – Омск: БОУДПО “ИРООО”, 2009.
  2. “Тесты: Физика: 8кл / Е.Н. Криволапова.– М.: ООО “Издательство АСТ”, 2002.”
  3. “Физика 8 кл: учеб. Для общеобразовательных учеб. заведений/ А.В.Перышкин. – 12-е изд. стереотип. – М.: Дрофа. 2009”.

Приложение 1

Приложение 2