Культуре, нравственности, воспитанию
надо отводить в наших планах первое место
Д.С.Лихачев
Духовное-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребительской сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец - общечеловеческие ценности и идеалы.
Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: "Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед - пустоты души, бездуховности:Настоящий человек начинается там, где есть святыни души:"
Детство - это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура - это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. "Воспитать" - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный "уголь", чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.
"Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли". Н.И. Пирогов.
В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и др. ценностей.
Необходимо остановиться на некоторых базовых понятиях.
Духовность личности предполагает приоритет ориентации человека на широкий спектр общечеловеческих и духовных ценностей с сохранением в качестве подчиненных им всех других потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющих жизнь большинства людей.
Нравственность - ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. В широком смысле слова нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; в узком смысле - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
Духовно-нравственное воспитание - содействие духовно-нравственному становлению ребёнка, подростка, молодого человека, формирование у него системы базовых гуманитарных ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей человека, межкультурный диалог, активное участие детей, подростков и молодежи в общественной жизни; готовности к свободному выбору пути своего развития и ответственности за него.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России
Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:
- личностная культура;
- социальная культура;
- семейная культура.
В Федеральной программе развития образования воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей.
Сегодня данные ценности подвергаются мощному воздействию отрицательных явлений окружающей среды. Утрате ценностей способствуют изменения, связанные с открытым и увеличивающимся социальным неравенством, с нарушением равновесия семьи, в которой потеряна вертикальная традиция преемственности поколений, с существенным снижением этического стандарта, выразившегося в повсеместном распространении коррупции, порнографии, наркомании, в росте преступности, в маргинализации массовых культурных образцов, в сомнительных поведенческих примерах. Обострение проблемы приобщения к общечеловеческим ценностям вызвано также появлением молодежных группировок с расистскими, инфернальными установками, готовых к насилию, вандализму и правонарушениям. Поэтому оказание помощи подросткам в правильном выборе духовно-нравственных ценностей, ориентации на общечеловеческие и национальные ценности, построение такого воспитательного пространства, которое "формировало бы жизнеспособность личности, т. е. способность выживать в условиях нынешней реальности, не деградируя, а развиваясь в созидательном направлении" (Н.Д. Никандров) являются приоритетными задачами современной общеобразовательной школы.
Этим я объясняю выбор программы
"Формирование ценностных ориентаций у подростков". Она рассчитана до 2012 учебного года.
Цели и задачи программы.
Цель: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задача:
- Формирование ценностных ориентаций у подростков как процесс их приобщения к наиболее значимым общечеловеческим ценностям:
- Семье, Труду, Знаниям, Человеку, Культуре, Миру, Земле, Отечеству.
Этапы реализации Программы
I этап - подготовительный (2008/2009 гг.)
- Аналитико-диагностическая деятельность.
- Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования.
- Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.
- Определение стратегии и тактики деятельности.
II этап - практический (2009/2011гг.)
- Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
- Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательной системы по духовно - нравственному воспитанию.
III этап - обобщающий (2011/2012гг.)
- Обработка и интерпретация данных за 4 года.
- Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
- Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.
Слайд. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума
"Для нравственной оседлости человека совершенно необходимо любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык". Д.Лихачев
Слайд. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика - организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Значительную роль в духовно-нравственном воспитании играет искусство. Художественная литература аккумулирует в себе законы нравственности и воспевает ее ценности в образной форме. Факты литературы воздействуют на эмоциональную сферу человека, заставляют его переживать. Переживания рождают самостоятельные мысли, закрепляемые в долгосрочной памяти, становясь принадлежностью души человека.
Приобщение к театру началось в 2008 году, когда учащиеся были в 7 классе. Толчком послужил тот факт, что в город Владивосток приехала труппа из Хабаровского театра со спектаклем по произведению Б.Васильева "Завтра была война". С этим произведением ребята были уже знакомы. Учитывая событийность, интерес, который проявили учащиеся, мы организовали первый выход в театр. Это как раз тот самый "трудный возраст", когда родители и вообще все взрослые теряют для подростков всякий авторитет, когда из-под навязчивой опеки они уходят в дворовые компании, ищут самоутверждения в разных сомнительных приключениях. В этот период театр увлек учеников. Театр обладает одним удивительным свойством. При определенных условиях зритель начинает отождествлять себя с кем-то из действующих лиц театральной постановки, начинает смотреть на все происходящее его глазами. Более того, будучи свидетелем творчества актеров на сцене, зритель начинает сам участвовать в нем. Своей собственной фантазией он переносится на сцену, мысленно действует там, становится соучастником событий. Событие на сцене, вызвавшее сильное переживание, становится для зрителя таким же реальным, как факт собственной жизни, собственный жизненный опыт. Театр учит. Я, конечно, сейчас имею в виду тот театр, который не превращается из явления художественного в разновидность духовного лакейства. К сожалению, современный театр иногда начинает ублажать чувства зрителя, не поднимает его до высоких стремлений, а сам опускается. Так, из-за стремления к популярности, на сцене появляются разврат, насилие, жесткость, непристойный юмор; как содержание пьес, так и способ их сценического воплощения разжигают страсти актеров и зрителей, уводят от христианских идеалов.
Слайд. Воспитание и нравственное развитие учащихся театром несомненно. Что это дает? Во-первых, ученик начинает осознавать себя частью общества, в котором надо вести себя соответствующим образом, не ущемляя интересы окружающих. Во-вторых, у него появляется желание высказать свою точку зрения, поделиться своими открытиями, сомнениями, что способствует в ходе дискуссии принять доводы оппонентов, или опровергнуть их. То есть ребенок начинает думать, размышлять, сопоставлять, сравнивать, стремясь жить по законам гармонии и красоты. В-третьих, театр - это огромный потенциал, способствующий привитию любви к чтению, к духовному наследию. После спектаклей у ребят появляется желание познакомиться с произведениями, которые послужили материалом для сценариев. На внеклассных мероприятиях были обсуждены такие произведения, как "Семья вурдалака" В.Снигирева (после просмотра спектакля "Город вурдалака"), "Дорогая Елена Сергеевна" Разумовской (после просмотра спектакля "Детки"), "Одноклассница" Ю.Полякова (после спектакля "Одноклассники точка ру").
Слайд. У нас сложились дружеские отношения с коллективом Театра Молодежи, который неоднократно был у нас в гостях. На этих встречах обсуждались разные вопросы. Свои отзывы о просмотренных спектаклях ребята разместили на сайте театра. За активное сотрудничество с театром, за духовно - нравственное развитие детей мы получили благодарственное письмо от администрации Приморского краевого Театра Молодежи, которое подписано художественным руководителем театра заслуженным деятелем искусств Р.Ф. В.Д.Галкиным.
Слайд. Воспитание - это приобщение ребенка к современной общечеловеческой культуре, совместное с педагогом восхождение его в контекст культуры, позволяющее ребенку жить на уровне современной культуры, а педагогу - не выпадать из контекста развивающейся культуры. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор проявили учащиеся класса во время участия в городском конкурсе "Класс года 2010". Они продемонстрировали качества, которые свидетельствуют о готовности их прийти на помощь, поддержать, выручить другого человека. По положению конкурса учащимся необходимо было пройти три этапа.
На первом необходимо было предоставить папку с документами, подтверждающими активность ребят в общественной жизни, участие в конкурсах, соревнованиях, действенное отношение к истории страны, ведение здорового образа жизни и т.д.
Второй этап предполагал проверку умений жить в социуме, проявляя при этом самостоятельность ребят в принятии решений, отстаивании собственной позиции, защищая интересы коллектива. Был проведен открытый классный час на тему "Дружба заботой и помощью крепка". Участие классного руководителя на всех этапах конкурса было запрещено.
Третий этап - это практическое соревнование, путешествие по станциям, на которых ребятам были предложены задания разной сложности.
Класс в этом конкурсе выступил достойно, принес победу школе, получив диплом III степени и ценный подарок.
Можно много говорить о проделанной работе по духовно - нравственному развитию учащихся. Но результат проделанной работы оценивается не по количеству проведенных мероприятий, а по событийности дел, по участию учащихся в совместной деятельности.
Может сложиться такое впечатление, что в классном коллективе нет никаких проблем. Такое мнение ошибочно. Я работаю с детьми, которые, как и все, испытывают влияние среды, времени, подвержены возрастным изменениям. Но процесс воспитания нельзя ни остановить, ни приостановить. Каждый день приносит новые ситуации, от решения которых во многом зависит судьба учащихся и будущее страны.
Слайд. Каковы же ожидаемые результаты по духовно-нравственному развитию?
1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
5. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа - центр социокультурной среды.
6. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры
Диагностика
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики