Урок русского языка "Путешествие в город Морфем". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: Проверить знания по данной теме, используя разнообразные приёмы.

Оборудование:

ХОД УРОКА

(слайд 1)

Урок мы начинаем,
Девиз все дружно повторяем:
"Может каждый грамотей
Собрать слово из частей".

(слайд 2)

В городе морфем большие неполадки
Попал туда вирус и внёс беспорядки.
В город скорей друзья поспешите,
И прежний порядок восстановите!

(слайд 3)

Чтоб на поезд билет взять,
Нужно части слова вам назвать:

(слайд 4) союз корень знак приставка предлог речь окончание слово текст суффикс предмет

(слайд 5)

Чух - чух - чух
Мчится поезд во весь дух
Паровоз пыхтит,
Тороплюсь, гудит.

(слайд 6)

Чтобы в пути не скучать
Вот это заданье сейчас разберите
И стихотворение восстановите:

Остальную же часть слова
Называем мы основой

Перед корнем есть приставка, слитно пишется она
А при помощи приставки образуются слова.

Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется.

Корень слова - значимая часть.
Над словами родственными держит власть.

За корнем суффиксу нашлось местечко
Он образует новое словечко.

(О чём напоминает нам это стихотворение?)

(слайд 7)

Мы в город прибыли, друзья.
Ну, что ж, готовы помочь вы ? (Да!)

Выбирайте к кому пойдём,
И там порядок мы наведём!

Роща ПРИСТАВКИ

(для перехода нажать на "вирус")

В словах приставки скорее найдите,
Ну а если их нет - слова пропустите:
Задание внимательно выполняйте
И приставку от вируса избавляйте.

Правнук правда влез варежка сделал спел снег поле пошёл замазка заяц перец переделка нарисовал насмешил надо

(Что вы знаете про приставки пра-, па-, с- .

На что похожи приставки по написанию.)

(для перехода нажать на "дом")

(слайд 8)

Замок КОРНЯ

(для перехода нажать на "вирус")

Вот вам корень, вот вам схема.

На всё это посмотрите

И новое слово скорей подберите.

Задание внимательно выполняйте

И корень от вируса избавляйте.

 

(для перехода нажать на "дом")

ПЕРЕЗАГРУЗКА (физкультминутка)

Я называю слово и его часть, а вы должны показать, как обозначается эта часть.

Дождинка (дожд), девушка (ушк), зима (а), полетели (по), заснеженный (снеж), маленький (еньк), домой (ой), выбросила (брос).

(слайд 9)

Гостевой домик ОСНОВЫ

(для перехода нажать на "вирус")

А здесь обеспокоена основа.
Порядка она ждёт снова.
На слова внимательно взгляните
И в нужный столбик их распределите.
Задание в парах выполняйте
И основу от вируса избавляйте.

Ветер записка горный осень снег постройка мышки грибники окунь нагрузка (работа в парах)

(для перехода нажать на "дом")

(слайд 10)

Дача СУФФИКСА

(для перехода нажать на "вирус")

На даче, как известно всем,
Опять идёт строительство.
Вы морфемы скорее возьмите
И в слова их соберите.
Задание внимательно выполняйте
И суффикс от вируса избавляйте.

(для перехода нажать на "дом")

(слайд 11)

Сад ОКОНЧАНИЯ

(для перехода нажать на "вирус")

В саду не только нужное растёт.
Сорняк, бывает, здесь живёт.
Внимательно фразы прочтите,
И "сорняки" удалите.
Задание тщательно выполняйте
И окончание от вируса избавляйте.

  • Корень - это главная значимая часть слова.
  • Корень - это главная, но не значимая часть слова.
  • Приставка служит для связи слов в предложении.
  • Приставка служит для образования новых слов.
  • Суффикс служит для связи слов в предложении.
  • Суффикс служит для образования новых слов.
  • Окончание служит связи слов в предложении.
  • Окончание - это изменяемая часть слова.
  • Окончание - это неизменяемая часть слова. (проверка по образцу )

(для перехода нажать на "дом")

 (для перехода нажать на "вирус")

ВИРУСНЫЙ КОД

Чтобы с вирусом навсегда проститься,
Надо над кодом ещё потрудиться.
Шараду теперь разгадайте
И слово дружно мне называйте.

Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Окончание у слова мама отмечали,
Вся же - в дневнике я и в журнале. (Оценка)

(дети выставляют себе оценку за урок)

(слайд 19)

Наведён порядок
В городе Морфем.
Вирус удалён
И больше нет проблем.
Морфемы благодарны вам,
Надёжным, преданным друзьям.

СОВЕТ по ведению урока: В маршрутной тетради по городу Морфем на указателях есть пунктирные овалы. В них дети оценивают свою работу на каждом этапе (+ всё сделал правильно; +- есть ошибки; - ничего не сделал). В конце урока ученики переносят эти знаки на общую страницу и выставляют себе оценку за работу на уроке. В ходе урока ученики работают в парах, осуществляют взаимопроверку, проверяют по образцу.

Музыкальные фрагменты: