Дифференциация гласных Ы–И после твердых и мягких согласных

Разделы: Логопедия


Цель:

  • Образовательная: продолжать обогащать словарный запас учащихся, учить согласовывать слова в словосочетаниях, синтаксически правильно оформлять предложение.
  • Коррекционная: закреплять знания о гласных "и", "ы", учить дифференцировать гласные "и", "ы" в слогах, словах, предложениях; закреплять знания детей о твердости и мягкости согласных звуков; развивать фонематический слух и восприятие, память, мышление.
  • Воспитательная: воспитывать гуманное отношение к животному миру, любовь к природе.

Оборудование: предметные картинки, плакаты с буквами, слогами, словами, пособие "Звуковая мозаика", пособие для звукового анализа, опорные схемы, зеркала.

Ход занятия

1. Организационный момент.

1) "Четвертый лишний".

Свинья, бык, кролик, тигр.
Синица, павлин, снегирь, рысь.

2. Объявление темы занятия.

  • Назовите гласные звуки в словах тигр, рысь.
  • С какими звуками и буквами будем работать?

3. Акустико-артикуляционная характеристика звуков [и], [ы].

1) Описание звука.

  • Губы. При произнесении какого звука губы расходятся в улыбке ([и]), а в нейтральном положении? ([ы])
  • Язык. Когда кончик языка упирается в нижние зубы, то это какой звук? ([и]) А когда кончик языка отодвинут от нижних зубов? ([ы])
  • Воздух. При произнесении этих звуков воздушная струя встречает преграду?
  • Голос. Голосовые складки работают?

Значит, эти звуки ::::: (гласные)

4. Соотнесение звука с буквой.

1) Чтение буквенной таблицы.

И Ы
и и и и и и ы ы ы ы ы ы
И И И И И И Ы Ы Ы Ы Ы Ы
И И И И И И Ы Ы Ы Ы Ы Ы
  • Среди каких букв нет заглавной и почему?

2) Произношение звуков по таблице.

б б
д ? п д ? п
т т

Вопросы:

  • Какую букву поставим, если согласная произносится твердо? ("ы")
  • Какую букву поставим, если согласная произносится мягко? ("и")
  • В любой ли позиции буква "и" указывает на мягкость согласного?

Вывод:

Значит, если после согласного слышим гласный звук [ы], то согласный произносится твердо и его будем обозначать синим цветом, а если после согласного - [и], то согласный произносится мягко и его будем обозначать зеленым цветом.

5. Дифференциация гласных "и", "ы" в слогах.

1) Чтение слоговой таблицы.

РЫ КРЫ КИ ЛИ
СИ СЫ ТЫ СЫ
БЫ ТИГ МЫ ВЫД
КИ РЫ ШИ РЫ

Задание:

  • Чтение слогов по опорным схемам.
  • Чтение слогов с твердыми согласными по горизонтали, по вертикали.
  • Чтение слогов с мягкими согласными по горизонтали, по вертикали.

Вопрос:

  • Что вы прочитали?

Задание:

  • Чтение по два слога по вертикали.

Вопросы:

  • Что вы прочитали? (слова)
  • Что за слова? (названия животных)
  • В каком числе эти слова? (во мн. ч.)

Задание:

  • Запишите слова из столбика по слогам.
  • Подчеркните твердые и мягкие согласные.

6. Дифференциация гласных "и", "ы" в словах.

1) "Звуковая мозаика".

  • Выложить из цветных фишек на карточке с квадратами мозаику двух цветов. Если услышите звук [ы] - синюю фишку, если [и] - зеленую фишку.

Слова: бык, куница, лиса, мышь, суслик, рысь, крокодил, кролик, снегирь, кулик, выдра, свинья, сыч, зяблик, тигр, крыса.

2) "Найди правильный ответ".

На доске плакат со словами.

ж.раф ы и
в.дра и ы
м.шь и ы
кр.са и ы
крол.к ы и

7. Физкультминутка.

Собирайтесь звери в стаю.
Я вас всех пересчитаю.
Кит, куница, мышь, лиса
И, конечно, же свинья.
К нам и птицы подлетайте
Выпь, синица и снегирь.
Места хватит всем теперь.

Задание:

  • Кого мы собрали здесь?
  • Назовите животных со звуком [и], [ы].

8. Дифференциация гласных "и", "ы" в словосочетаниях.

Сегодня одно из этих животных стало почтальоном. (слова на плакате) Отгадайте, кто это? (слово зашифровано "3ы").

Крыса нам принесла заметку о животных. Прочесть ее мы сможем только тогда, когда подберем к каждому слову слова... Да, вот беда, заметка попала под дождь, чернила растеклись, буквы, которые нужно подобрать, исчезли. Вы мне поможете восстановить эти слова.

На доске плакат со словами.

Х.щная р.сь
Полосат.й т.гр
Голодн.й снег.рь
Любоп.тная с.н.ца

Задание:

  • К полученным словам подберите слова на плакате.
  • Запишите в тетрадь полученные словосочетания.
  • Выделите в словах гласные "и", "ы" и согласные перед ними цветными ручками

9. Работа с предложением.

Задание:

  • Рысь и тигр - это? (звери) Снегирь и синица - это? (птицы)
  • А сейчас узнаем, что же делали звери и птицы? На доске слова: в.ли, в.ли.
  • Какое слово получится, если первый согласный произнесем твердо? (выли) Звуко-буквенный анализ слова "выли".
  • Какое слово получится, если первый согласный произнесем мягко? (вили) Звуко-буквенный анализ слова "вили".
  • Составление предложений по схемам (устно и письменно)

10. Итог занятия.

  • С какими звуками и буквами мы работали?
  • На что указывают гласные "и", "ы"?
  • Назовите животных с гласной "и", "ы".