Цель урока: Закрепить умения складывать и вычитать в пределах 100.
Задачи урока:
- Совершенствовать вычислительные навыки;
- Развивать логическое мышление;
- Воспитывать чувство взаимопомощи, отзывчивости, бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: мультимедийная установка; рисунки Доктора Айболита, сумки, кита; карточки с буквами и числами; наборное полотно; конверт с геометрическими фигурами; игрушечные звери; лекарство.
Ход урока
I. Организационный момент.
Добрый день добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня мы проведём необычный урок математики: мы отправимся в путешествие, целью которого будет отработка знаний, умений и навыков в сложении и вычитании в пределах 100.
– Задача нашего путешествия работать оперативно, чётко, правильно. А в какое же путешествие мы отправимся, куда, с кем и на чём? Угадайте загадку:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
(На доске появляется рисунок Доктора Айболита.)
– Да, ребята, к нам в гости пришёл доктор Айболит. Ему пришла телеграмма из Африки, в которой говорится, что заболели звери. Но злой Бармалей украл у него сумку с лекарствами и унёс её в горы. Поможем доктору Айболиту?
III. Актуализация знаний учащихся.
1. Устный счёт.
– Идём по горам.
– Посмотрите на числа. Что можете про них сказать? (Слева – однозначные, справа – двузначные. В ответе получились круглые числа.)
– Ну вот, достали сумку, теперь в путь! (Рисунок сумки.)
– Но как добраться до места назначения? Давайте узнаем, на чём мы отправимся в Африку. (На доске карточки с числами, на обратной стороне которых написаны буквы. Найти лишнюю карточку. Остальные поставить в порядке возрастания. Получились слова: «на ките».).
– Итак, мы плывём на ките. (Рисунок кита.)
2. Релаксация.
Расслабиться. Руки положить на колени. Закрыть глаза. Представить, как мы подплываем к Африке. Дышим свежим воздухом океана.
– Вот мы и доплыли до Африки.
3. Работа в тетради.
Задание 1.
– Пока доктор осматривает больных, мы поработаем в тетради. Вычислим значение выражений. Чем похожи и чем отличаются пары выражений?
1) 35 – 6 = 2) 76 – 7 = 3) 64 – 8 = 4) 83 – 8 =
35 + 6 = 76 + 7 = 64 + 8 = 83 + 8 =
4. Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Задание 2.
Выбрем схему к задаче и решим её.
«За два дня доктор Айболит вылечил 15 зверей. В первый день он вылечил 8 зверей. Сколько зверей вылечил доктор Айболит за второй день?»
5. – Ребята, доктор опять просит вас помочь ему. Он потерял вторые очки и не может раздать больным лекарства. (Показ мягких игрушек: обезьянки, жирафа, слона, льва и бегемота с № 1, № 2, № 3, № 4, № 5. А в сумке лекарства, на которых наклеены выражения: 0 + 1; 11 – 10 + 1; 43 – 40; 26 – 20 – 2; 12 – 7. К доске выходят ученики, находят значения выражений, дают лекарства больным, с соответствующим номером-ответом.)
– Доктор благодарит вас за помощь.
6. Геометрический материал. Работа в парах.
– А сейчас вспомните, какому зверю доктор пришил лапки. Составьте зайца по образцу.
– Посмотрите, из каких геометрических фигур состоит этот заяц. На какие группы их можно разделить, по каким признакам? (По форме, размеру, цвету.)
7. Задача на смекалку.
– А теперь задача на смекалку от зайца.
«Когда я стою на двух лапах, мой вес равен 3 кг. Сколько я буду весить, если стану на четыре лапы?»
IV. Итог урока.
– Молодцы, ребята! Вы были находчивы, быстро считали, поэтому могли оказать помощь доктору Айболиту. Помогали ему лечить зверей. За это он угощают вас бананами и ананасами. (На фруктах записаны задания: 20 – 7; 93 – 20; 15 + 6; 74 – 3; 46 + 10; 68 – 4; 16 + 4; 22 – 20;16 + 3; 21 + 9; 53 + 5; 30 + 4; 65 + 5; 82 – 2; 25 + 10; 50 – 30. Доктор благодарит ребят за оказанную помощь.)
(После угощения дети вместе с доктором Айболитом возвращаются домой, выполняя задание: разгадать правило, по которому записан ряд чисел и продолжи его: 12, 16, 20, 24, … .)