Дом ребенка является особым учреждением, где воспитываются дети с самого раннего возраста, лишенные попечения родителей.
Сиротство само по себе разрушает эмоциональные связи ребёнка с окружающей социальной средой, с миром взрослых и сверстников, которые воспитываются в благоприятных условиях. Поэтому дети-сироты, как правило, страдают психической депривацией (состояние, возникающее в случае невозможности или затруднения удовлетворения основных психосоциальных потребностей) В раннем возрасте депривация приводит к характерным нарушениям и замедлению всех сторон развития детей (отставание в общем и речевом развитии, недостаточное развитие тонкой моторики и мимики и.т.д....). Депривация не лучшим образом влияет на душевное состояние детей. Наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребёнка, формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития.
Поэтому очень важно в условиях дома ребёнка, где малыш лишён материнского общения, найти максимальные возможности эмоционального взаимоотношения с ним.
Благотворное влияние на стабилизацию состояния таких детей оказывают любые положительные эмоции. И здесь, совершенно особое место занимает музыкальное воспитание. Музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребёнком, создает основу для эмоционального контакта между ними. Говоря о раннем возрасте, нельзя не отметить, что это очень важный уникальный период по силе эмоционально-чувственного восприятия.
Обогащая эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, связанными с музыкой, развивая музыкальную восприимчивость и музыкальные способности ребенка, музыкальное воспитание способствует его всестороннему развитию. А уровень развития ребёнка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития.
Большинство детей в нашем доме ребёнка имеют различные диагнозы, связанные с умственным и физическим отставанием. Это дети с органическими поражениями головного мозга, нарушениями опорно-двигательного аппарата и многочисленная категория, разнородная по своему составу – дети с задержкой психического развития. (3ПР). Несмотря на разнообразие врожденных и ранее приобретенных нарушений, большинство таких детей имеют сходные проблемы:
- отклонения в развитии познавательной деятельности в целом, что связано с ограниченными возможностями познания окружающего мира;
- замедление темпов нервно-психического развития. (Больше всего страдают сложные ментальные функции: память, мышление, сенсорная координация);
- патология речи, которая имеет органическую природу и усугубляется дефицитом общения;
- низкий уровень адаптационных возможностей;
- отставание в физическом развитии;
- сомато-вегетативные отклонения;
- отклонения в эмоционально-поведенческом статусе.
Причины столь многочисленных расстройств психического и физического здоровья у детей-сирот многообразны.
Во-первых, основная часть детей имеет неоспоримо негативную наследственность, в частности, наследственность, отягощенную алкоголизмом, а в последние годы и наркоманией.
Во-вторых, вредным является уже само вынашивание нежелаемой беременности потенциальными «отказницами», бросающими новорожденных в родильных домах. У большинства будущих отказниц во время беременности отмечаются психические нарушения: депрессивные состояния, психовегетативные нарушения, ситероформные реакции.
Соматическая ослабленность, наличие хронических заболеваний также могут стать причиной отставания в умственном и нервно-психическом развитии. Поэтому дети, воспитывающиеся в условиях учреждений интернатного типа с первых дней жизни и имеющие различные нарушения в развитии, а тем более дети-инвалиды нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых. Система ранней педагогической помощи имеет особое значение и должна быть направлена на профилактику раннего отставания, на коррекцию нарушений развития, формирование личностного и интеллектуального потенциала ребёнка, а также охрану и укрепление его здоровья.
Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как низкая сопротивляемость организма заболеванием. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребёнка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем возрасте. В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Ведь физически крепкий ребенок лучше развивается психически.
Нужно помнить еще о том, что в раннем возрасте дети отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Поэтому обеспечение их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления являются также важными условиями воспитания.
Свою работу я строю с учетом ведущих мотивов и
потребностей детей раннего возраста, принимая во
внимание потенциальные возможности каждого
ребёнка, учитывая те искажения в развитии,
которые происходят в результате органических
или функциональных нарушений. Исходя из этого,
возникла необходимость коррекционной работы.
Музыкальные занятия являются обязательным
компонентом коррекционно-педагогической работы.
Коррекционная работа представляет собой
постепенно усложняющейся процесс, позволяющий
последовательно повышать адаптивные
возможности ребёнка. При этом следует иметь в
виду, что чем сильнее ребёнок отстает в развитии,
тем дольше и интенсивнее проводится
коррекционно-педагогическая работа с ним.
Основной целью коррекционно-музыкальной работы является:
- создание условий для повышения адоптационных возможностей;
- развитие познавательных возможностей;
- эмоциональное развитие.
Коррекционная работа должна строиться по принципу: не принуждать к действиям, а побуждать, помогать и, главное – поощрять.
Существуют также общие правила, о которых следует помнить при работе с детьми, имеющими трудности в развитии. Необходимо:
- устанавливать доверительные отношения;
- учитывать интересы детей;
- повышать активность детей; через творческое взаимодействие;
- учитывать психофизические возможности детей;
- создавать ситуации успеха для повышения самооценки ребенка.
Продуктивные результаты коррекционно-музыкальной работы базируются на следующих принципах:
– учета музыкальной деятельности, ее
содержание на разных возрастных этапах жизни
ребёнка;
– ведущей роли взрослого;
– определение условий достижения целей;
– отработки и закрепление полученных знаний в
деятельности детей.
Коррекционная работа включает в себя как групповые, так и индивидуальные занятия. Коррекционно-музыкальные занятия решают следующие задачи:
- развитие сенсомоторной сферы: слухового восприятия, слухомоторной координации;
- развитие пространственной ориентировки внимания, памяти;
- формирование умений и навыков взаимодействия с другими детьми;
- повышение самооценки ребёнка;
- формирование умения адекватно, эмоционально воспринимать музыку;
- формирование музыкальных способностей;
- развитие общей и тонкой моторики;
- формирование и развитие умения согласовывать движение с музыкой.
Нужно отметить, что индивидуальному общению взрослого и ребёнка уделяется особое место в общей системе педагогического процесса. И инициатором взаимодействия гораздо дольше остается взрослый, поскольку психическая активность у детей с отставаниями в развитии может быть выражена чрезвычайно слабо.
Во время индивидуальных занятий акцент должен делаться на личностные проявления ребёнка. То есть взрослый, поддерживая инициативу малыша, предлагает ему выбор действий.
Занимаясь с детьми младенческого возраста, очень важно создать атмосферу психологического комфорта. Необходимо установить контакт с ребёнком. Такое возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное положительным, эмоциональным настроем. Ведь даже самый маленький ребёнок способен почувствовать неискреннее, безразличное отношение к нему и обязательно выразит свой протест отрицательными эмоциями. Не менее важно на музыкальных занятиях с проблемными детьми создать специальные условия : для ребенка с нарушениями в двигательной сфере – обеспечить удобное положение тела; для ребёнка слабовидящего – определить подходящее расстояние до предмета или в большей степени использовать звучащие игрушки; для ребёнка вялого, апатичного – выбрать музыкальную игрушку яркую, которая сможет его заинтересовать и так далее.
Любые контакты и действия следует сопровождать речевыми комментариями взрослого, сопутствующие его собственным действиям, а так же пассивным или активным действиям ребёнка. Ведь дети с ограниченными возможностями особенно нуждаются в постоянном полноценном общении.
Чтобы детей не отвлекала новая обстановка, заниматься лучше там, где они обычно бодрствуют, в привычных для них условиях – в манеже или на полу за барьером, без специально организованного момента, то есть не следует усаживать детей насильно или ставить всех около барьера.
Методика коррекционно-музыкальных занятий имеет свою специфику: занятия должны проходить в живой игровой форме, основываясь на интересе ребёнка. Только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема, ребёнок способен сосредотачивать своё внимание на музыкальных занятиях. Интерес создается яркими, красочными пособиями, игрушками, подбором музыкальных инструментов с различным тембром звучания.
Главной задачей в области музыкального воспитания детей первого года жизни является воспитание слуховой сосредоточенности, накопления звукового опыта. Успех работы во многом зависит от того насколько правильно, вариативно, с учетом индивидуальных особенностей детей используются методы и приемы.
Но нельзя не отметить и тот факт, что внимание детей младенческого возраста очень неустойчиво, они не могут долго слушать непрерывно звучащую музыку. Поэтому совершенно недопустимо, если в группе целый день работает радио или сотрудники, не контролируя время и громкость звучания, ставят диски и кассеты пусть даже с очень хорошей народной или классической музыкой.
Следует исключить также слишком громкую речь. Шум утомляет, в результате ребенок теряет много энергии, его нервная система истощается. К тому же малыш, не приученный с первых месяцев жизни прислушиваться к тихому голосу взрослого, будет реагировать только на громкие звуки, повышенный тон. Вот почему так важно создать благоприятную атмосферу для слуха.
Таким образом, главной целью коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных, личностных качеств. А первый год жизни рассматривается как подготовительный этап к обучению, основанный на активном общении взрослого и ребенка.