Сложение и вычитание двузначных чисел (устные приемы для случаев 23 + 34, 34 - 23). 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Цели:

1. Продолжать формировать представления об устных приёмах сложения и вычитания двузначных чисел.

2. Продолжать работу над осознанием использования знаний о взаимообратности действий сложения и вычитания для проверки вычислений.

3. Продолжать работу над осознанием вопросов нумерации двузначных чисел: построение натурального ряда, состав чисел и их сравнение.

4. Развивать умения решать текстовые задачи.

5. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.

6. Развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Оборудование: учебник “Математика. 2 кл. Ч.1” (стр. 72-73), компьютер, проектор, презентация, карточки разобранного поезда.

Ход урока

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
I. Организационный момент.
2 слайд Прозвенел звонок –
Начинается урок!

- Ребята, у нас на уроке сегодня гости. Поприветствуем их.

 
3 слайд - А я приглашаю вас в очередное путешествие в страну Числяндию. Почему она так называется? Там живут числа.
3 слайд (клик слово Числяндия на 4 слайд) - А путешествовать мы будем вот на чём:

Что за домики подряд
На колёсиках стоят?
Подбежал к ним сам собой
Самовар с большой трубой,
Ухватил, покатил
И след простыл.

Это поезд.
II. АОЗ.
4 слайд (вернуться по стрелке) - Правильно, путешествовать мы будем на поезде. Да вот только составить наш поезд надо. Мы находимся на станции Сортировочная.  
3 слайд  (клик 1-й квадрат на 5 слайд) - Чтобы составить поезд, надо вагончики по местам (по порядку) расставить. А для этого необходимо вычислить значения выражений на каждом вагончике. Повторяем таблицу сложения. Выстраивают модель поезда на доске.
5 слайд (вернуться по стрелке) - Поезд собран. Поехали!

- мы приехали в село Числяйкино. Здесь живут числа. Но что-то они все разругались и живут в беспорядке. Давайте их помирим.

 
3 слайд (клик 2-й квадрат на 6 слайд) - Числа первой группы расставим в порядке возрастания. Рассмотрим внимательно получившийся ряд. Что заметили? Какое число можно добавить? А следующее? Каждое следующее число увеличивается на 20.
  - Каким правилом пользовались, чтобы вычислить следующие числа? Складываем десятки с десятками.
  - Числа второй группы расставим в порядке убывания. Рассмотрим внимательно получившийся ряд. Что заметили? Какое число можно добавить? А следующее? Каждое следующее число уменьшается на 2.
  - Каким правилом пользовались, чтобы вычислить следующие числа? Вычитаем единицы из единиц.
7 слайд - Что необходимо уметь делать, чтобы вычитать и складывать двузначные числа? Выделять разрядные слагаемые.
III. Сообщение темы и цели урока.
7 слайд (вернуться по стрелке) - Мы повторили таблицу сложения, правила сложения и вычитания двузначных чисел. Как вы думаете для чего мы это сделали? Чем мы будем заниматься на уроке? Ответы.
3 слайд (клик село Числяйкино на 8 слайд) - Продолжаем складывать и вычитать двузначные числа. Ответы.
9 слайд - А чему мы научимся на уроке? Ответы.
IV Открытие нового.
9 слайд (вернуться по стрелке) - Продолжаем наше путешествие. И мы въезжаем в столицу – главный город Важных Правил.  
3 слайд  (клик 3-й квадрат на 10 слайд) - А тут сюрприз – вагончик (34 + 24). Он отцепился от поезда. Может он от нашего поезда? Как проверить? Найти значение выражения.
- Хорошо! А как это сделать?  
- Рассмотрим внимательно числа. Что о них можно сказать?

- Запишем зелёной ручкой.

Они двузначные: состоят из десятков и единиц. Значит можно заменить суммой разрядных слагаемых.
- Что делать дальше? К десяткам прибавить десятки, а к единицам прибавит единицы.
Вывод: как же вычислили значение суммы? Записывают вывод в тетрадь зелёной ручкой.
- Наш ли вагончик оказался? А можно ли изменить выражение так, чтобы вагон подходил к нашему поезду?  
11 слайд - Как? (34–24) Изменить знак.
- Объясните, как вычислить значение этого выражения?

- Запишем зелёной ручкой.

Вычитается двузначное число, поэтому мы заменим числа разрядными слагаемыми. Вычтем из десятков десятки, а из единиц единицы. Результаты сложим.
Вывод: как вычесть двузначное число из двузначного? Записывают вывод в тетрадь зелёной ручкой.
12 слайд - Закрепим, выполнив № 5, с. 72 Выполняют с объяснением. Параллельно появляются записи на экране.
  Вывод: с каким правилом мы познакомились в этом Важном городе? Ответы.
V. Физминутка.
12 слайд (вернуться по стрелке)

3 слайд (клик 4-й квадрат на 13 слайд)

- Мы продолжаем путешествие по стране Числяндии. Следующая станция пригород Отдыха. Отдохнем немножко.

- Как вычислили значение?

1. Рисуют глазками число 11.

2. Выводят в воздухе носиками знак +.

3. Рисуют в воздухе число 13.

4. Хлопают, топают, прыгают, присидают столько раз, сколько получилось в результате сложения чисел 11 и 13.

VI Работа над изученным материалом.
13 слайд (вернуться по стрелке) - Продолжаем путешествие. Мы прибываем на причал Закрепления.  
3 слайд (клик 5-й квадрат на 14 слайд) - Тут нас поджидает самая настоящая морская задача. Она у каждого в учебнике с.73 № 7(б). Читают задачу, строят схему, решают.

Параллельно идёт запись на экране.

VII Итог урока.
14 слайд (вернуться по стрелке) - Мы помогли яхтам. И едем дальше.  
  - Следующая станция Конечная. О чём говорит название? Ответы.
  - Что же мы с вами делали на уроке?

- На что похож путь нашего путешествия?

На букву П.
3 слайд (клик 6-й квадрат на 9 слайд) - Что может обозначать эта буква? С каким важным правилом мы познакомились во время путешествия? Ответы.
9 слайд (вернуться по стрелке) - Вспомните весь наш урок, всё наше путешествие и оцените свою работу. На полях поставьте соответственно Оценивают свою работу.
15 слайд - Спасибо, ребята, за работу! Вы проделали сложный, но интересный и полезный путь. Ваша активность и эмоциональность были вам лучшими помощниками. Давайте похвалим и поблагодарим себя за хорошую работу.

- Урок окончен!!!

Дети аплодируют себе.

Приложение 1