Урок русского языка в 1-м классе по теме "Сочетания жи-ши"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • научить правильно писать сочетания жи-ши;
  • развивать умения рассуждать и аргументировать свои действия;
  • способствовать воспитанию интереса к предмету, внимательности и трудолюбия.

Оборудование: 4 картинки (для каждого ученика), где нарисованы: на первой - две мышки, на второй - две лыжи, на третьей - швейная машинка, на четвёртой - два ёжика.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Повторение изученного материала.

Деятельность учителя.

Произнесите звуки: [а], [о],[и], [у],

Потом звуки [г], [ к], [д], [ б].

Какие из них гласные, а какие согласные?

Я прочитаю слова, а вы запишите их в три столбика: в первый - слова из одного слога, во второй - из двух слогов, в третий - из трёх слогов.

Дерево, лист, аист, класс, дружба, подруга, листик, осина, клей, друг, лисица, ёжик, трамвай.

Учитель помогает тем, кому необходимо.

Деятельность учащихся.

 

Гласные - первая группа, а вторая группа - согласные.

 

Дети записывают в тетради.

Контролёры - на доске.

Взаимопроверка.

2. Развитие знаний по теме.

2.1. Сообщение цели урока.

На уроке мы узнаем правило правописания сочетаний жи-ши. А также выясним, как проверить безударную гласную в этих словах.

Прочитайте информацию в учебнике. (М.С.Соловейчик. К тайнам нашего языка. 2 класс.)

Что узнали нового?

 

Самостоятельное чтение.

Буква "и" в ударном слоге после "ж", "ш" пишется без проверки: шить, дружить. В безударном слоге гласную необходимо проверять: шестой - шесть, живой - жить.

2.2. Дифференцированная работа.

а) Задание на "3".

Запишите слова в тетради, распределив их в 2 столбика:

  • первый со слогом "жи",
  • второй со слогом "ши".

(ножи, этажи, рыжики, машины, ландыши, широкий, карандаши, шипели, животные, ерши, ежи, ужи, пружина, малыши, мыши, лужи)

б) Задание на " 4- 5".

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Ш:ть, ж:тель, верш:на, ж:знь, ош:бка.

Запишите по образцу: крыша-крыши.

Лужа-:.., малыш-:.., чиж-:, этаж-:., шалаш-:., карандаш-:

Вставьте сочетания "жи", "ши".

Пу:стый, :тель, :пы, ры:ки, камы:, ти:на.

Выбор и самостоятельная работа.

2.3. Составление словосочетаний.

Прочитайте слова на доске:
х:лодные маш:на
тугая снеж:нка
грузовая пруж:на
острые ш:шки
к:лючий ландыш:
еловые ш:пы
душ:стые гусь
вкусные ш:повник
ж:рный груш:

Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Условие: на выбор - всего 5 словосочетаний. Подчеркните жи - зелёной пастой, а ши - синей.

Работа в парах.

3. Физминутка.

Эх, раз, ещё раз ? мы наклонимся сейчас.

Начинаем перепляс, постараемся для вас. Мы - милашки, куклы неваляшки

(наклоны вперёд, руки в стороны).

Взгляд налево, взгляд направо,
Вверх. Вниз. Ой, беда, беда, беда!
Закружилась голова.
Ресничками моргали.
Ручками хлопали,
Ножками топали,
Вправо, влево наклонились.
Мы - милашки, мы - очаровашки.

Проводит ученик, которого выбрали дети

4. Разноуровневые задания. (Выбирают карточку)

Выберите задание и выполните его.

4.1 Допишите.

Еж: и уж: ? ::::::. .

Рыж:к и опёнок - это:::. .

Ковш:к и кувш:н ? :::: .

Дети выбирают задание и выполняют на карточках

4.2. Составьте предложения и запишите.

зайчика, уши, у, длинные

хвост, у, пушистый, лисы

дворе, во, душистые, цветы

4.3. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Чиж:, лыж:, друж:ть, спеш:ть, ш:повник, снеж:нка, ош:бка, служ:ть, карандаш:к.

5. Подведение итогов.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Кому на уроке было:

  1. трудно (красный лист)
  2. интересно (зелёный лист)
  3. скучно (жёлтый лист)
Показ листа выбранного цвета

6. Домашнее задание. (Советы и рекомендации.)

Я раздам сейчас картинки.(2 мышки, 2 лыжи, швейная машинка, 2 ежа.)

а) Напишите вместо картинок слова, подчеркните новую орфограмму.

б) Составьте словосочетания.

в)Составьте текст из 5-6 предложений и запишите, озаглавив его.

Дети задают вопросы.