Цель:
- продолжить формирование понятия о связном тексте на базе сравнительного анализа текста и набора предложений;
- развивать аналитическое и образное мышление, умение выделять главное, обобщать, развивать фантазию, творческие способности;
- воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе.
Задачи: подвести детей к выводу о том, что предложения в тексте объединены общей темой и связаны между собой по смыслу, что в тексте всегда можно обнаружить основную мысль или главное переживание автора, что к тексту всегда можно подобрать название.
Оборудование: плакаты с текстами, тексты и задания для индивидуальной работы, иллюстрации, М. Л. Каленчук, О. В. Малаховская, Н. А. Чуракова "Русский язык. Учебник для 3 класса".
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый.
Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство.
Ход урока
1. Организационный момент.
На новый урок
Дал старт заливистый школьный звонок.
Вы готовы, ребята, писать?
Быстро отгадывать и сочинять?
- Ребята, начнём урок русского языка.
- Что вы от него ждёте?
- Я уверена, что ваши ожидания оправдаются, если вы будете внимательными, организованными, дружными. А ещё для работы нам потребуется запас хорошего настроения. Давайте улыбнёмся друг другу. Я уверена, что ваши улыбки принесут вам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.
2. Целеполагание и мотивация обучения.
- Сегодня наш урок русского языка будет уроком творчества. И как обычно на уроке с нами будет работать ваш друг и помощник Миша. У него опять появились новые вопросы, ответ на которые мы будем искать вместе с ним.
3. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, для начала Миша просит напомнить ему, что такое речь? Для чего нужна речь? Какие бывают предложения по интонации и по цели высказывания?
- Выполним первое творческое задание. По иллюстрации составить предложения, определить их вид.
4. Сообщение темы урока.
А вот чтобы тему урока узнать, надо запись расшифровать.
- 20, 6, 12, 19,20
- 6, 4, 16
- 20, 6, 14,1
- 10
- 16,19,15,16,3,15,1,33
- 14,29,19,13,30
Да, сегодня на уроке вы будете учиться определять основную мысль текста, подбирать заголовки и, наконец, сами станете авторами небольших рассказов.
- Итак, начнём. Нам надо выяснить, что мы называем текстом. Прочитайте две записи. Какую из них можно назвать текстом? Объясни свою точку зрения.
(Тексты даны в учебнике).
1) В ясные осенние дни готовит себе ёж зимнюю постель. Таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лесной мох. Придёт зима, накроет его нору глубокий снежный сугроб. Под снегом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу. Всю зиму проспит ёж. Никто не найдёт его норки, никто не потревожит до самой весны!
2) Осенью у ежей мало добычи. Саше и Маше подарили хорошенького ёжика. Ёж проводит в зимней спячке более шести месяцев. Однажды наша кошка увидела ежа. Ежи-млекопитающие животные из отряда насекомоядных. Ёж охотится ночью.
- А я уже знаю, какая запись является текстом! - сказал Миша. - Просто я не могу это объяснить!
- Ребята, а вы можете объяснить? Давайте рассуждать вместе.
- Можно ли сказать, что обе записи на одну тему.
- В какой записи все предложения связаны по смыслу?
- С какой целью составлена первая запись, какая в ней основная мысль? Расскажи своими словами.
Можно ли определить основную мысль второй записи?
- К какой записи можно подобрать несколько названий? Придумай два. Пусть одно название соответствует теме, а другое выражает основную мысль.
Динамическая пауза.
Игра "Времена года". Для игры используются четыре шапочки из бумаги: Зима, Весна, Лето, Осень. Придумать слова, соответствующие данному времени года.
- Дополни каждое высказывание нужным словом: тема, переживание, смысл, мысль и запиши в тетрадь.
Все предложения в тексте написаны на одну : (их объединяет общая :).
Все предложения в тексе связаны по :
В тексте всегда можно обнаружить основную : или главное : автора.
- А теперь, ребята, вы сумеете научно объяснить, почему запись 1 является текстом, а запись 2 - нет?
- Какие условия не выполняются в записи 2?
- А какая ещё отличительная черта есть у текста?
5. Физминутка.
Раз - поднялись, потянулись.
Два - согнулись, разогнулись.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть- за парту тихо сесть.
6. Закрепление изученного материала.
- Но мы не выполнили самое главное задание урока. Ведь у нас урок творчества. Мы с вами должны создать собственные тексты. Но прежде чем приступим к созданию собственных текстов, закрепим умение определять тему и основную мысль текста. У каждого из вас на столе лежит листок, на котором тексты и три задания.
Карточка №1
1. Прочитать текст, определить тему и основную мысль, придумать заголовок.
Текла через село река. Была она весёлая, говорливая. Решили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и коров доить, и землю пахать, и огороды поливать, и брёвна пилить, и зерно молоть.
2. Подобрать слова к теме.
Тема "Магазин".
3. (Задание является основным, носит творческий характер).
Придумать связный рассказ по теме "Книга - мой лучший друг".
Детям, испытывающим затруднения, можно в индивидуальном порядке дать опорные слова (читать, узнавать, приключения, сказки, интересно, удовольствие, советую).
Карточка №2
1. Прочитать текст, определить тему и основную мысль, придумать заголовок.
Над озером кружились птицы. Одни садились на воду отдохнуть. Им лететь дальше на север. Другие облюбовали тут место для гнездовья. Воздух гудел от свиста крыльев и птичьих голосов.
2. Подобрать слова к теме.
Тема "Школа".
3. Придумать связный рассказ по теме "Красота осеннего леса".
( После выполнения задания зачитываются тексты. Ученики называют более удачные на их взгляд, учитывая соответствие теме и основной мысли, точное употребление слов, связь предложений, образность языка. )
7. Итог урока. Рефлексия.
- Что является темой текста?
- Какова основная мысль текста?
- Чем отличается тема текста от его основной мысли?
- Что должен отражать заголовок текста?
- Что можете сказать о работе своих одноклассников?
- Что можете сказать о своём личном вкладе в общую работу?
- А сейчас создадим свою картину. Вернём листики на ветки деревьев. Оцените свою работу на уроке. Зелёный листик - "знаю", жёлтый - "сомневаюсь", красный - "не знаю".
8. Домашнее задание. К своим текстам нарисовать иллюстрацию.