Алгебраическая дробь. Сокращение дробей

Разделы: Математика


Цели:

1. Обучающая - закрепить полученные знания и навыки сокращения алгебраических дробей при решении более сложных упражнений, применяя разложение на множители многочлена разными способами, отработать умения сокращать алгебраические дроби. Повторить формулы сокращённого умножения: (a+b)2=a2+2ab+b2,
 (a-b)2=a2-2ab+b2, a2-b2=(a+b)(a-b), способ группировки, вынесение общего множителя за скобки.

2. Развивающая – развитие логического мышления для сознательного восприятия учебного материала, внимание, активность учащихся на уроке.

3. Воспитывающая -  воспитание познавательной активности, формирование личностных качеств: точность и ясность словесного выражения мысли; сосредоточенность и внимание; настойчивость и ответственность, положительной мотивации к изучению предмета, аккуратности, добросовестности и чувство ответственности.

Задачи:

1. Закрепить изученный материал, меняя виды работы, по данной теме «Алгебраическая дробь. Сокращение дробей».

2. Развивать навыки и умения, в сокращении алгебраических дробей применяя разные способы разложения на множители числителя и знаменателя, развивать логическое мышление, правильную и грамотную математическую речь, развитие самостоятельности и уверенности в своих знаниях и умениях при выполнении разных видов работ.

3. Воспитывать интерес к математике путём введения разных видов закрепления материала: устной работой, работой с учебником, работой у доски, математическим диктантом, тестом, самостоятельной  работой, игрой «Математический турнир»; стимулированием и поощрением деятельности учащихся.

План:
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
III. Математический диктант.
IV.Закрепление темы: «Алгебраическая дробь. Сокращение дробей»:
1.Работа по учебнику и у доски.
2. Работа в группах по карточкам - игра «Математический турнир».
3. Самостоятельная работа по уровням (А, В, С).
V. Итог.
1. Тест (взаимопроверка).
VI. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой и готовность учителя и учащихся  на урок. Учащиеся ставят цели и задачи – данного урока, по наводящим вопросам учителя, определяют тему урока.

II. Устная работа.

1. Сократить дроби:

        Ответ:

2. Найдите значение алгебраической дроби:
 при с = 8, с = -13, с = 11.
Ответ: 6; -1; 3.

3. Ответьте на вопросы:

1) Какой полезно соблюдать порядок при разложении многочленов на множители?
(При разложении многочленов на множители полезно соблюдать следующий порядок: а) вынести общий множитель за скобку, если он есть; б) попробовать разложить многочлен на множители по формулам сокращённого умножения; в) попытаться применить способ группировки, если предыдущие способы не привели к цели).

2) Чему равен квадрат суммы?
(Квадрат суммы двух чисел равен квадрату первого числа плюс удвоенное произведение первого числа на второе плюс квадрат второго числа).

3) Чему равен квадрат разности?
(Квадрат разности двух чисел равен квадрату первого числа минус удвоенное произведение первого числа на второе плюс квадрат второго числа).

4) Чему равна разность квадратов двух чисел?
(Разность квадратов двух чисел равна произведению разности этих чисел и их суммы).

5) Что необходимо выполнить при использовании способа группировки? ( Чтобы разложить многочлен на множители способом группировки, нужно: а) объединить члены многочлена в такие группы, которые имеют общий множитель в виде многочлена; б) вынести этот общий множитель за скобки).
6) Для вынесения общего множителя за скобки нужно……?
(Найти этот общий множитель; 2. вынести его за скобки).

7) Какие вы знаете способы разложения многочлена на множители?
(Вынесение общего множителя за скобки, способ группировки, формулы сокращённого умножения).

8) Что нужно для сокращения дроби?
(Для сокращения дроби нужно числитель и знаменатель разделить на их общий множитель).

III. Математический диктант.

  1. Подчеркните алгебраические дроби:

I вариант:
  
II вариант:

  1. Можно ли представить выражение

I вариант:

II вариант:

в виде многочлена? Если можно представьте?

3. Какие значения буквы являются допустимыми для выражения:
I вариант:

II вариант:
(x-5)(x+7).

4. Запишите алгебраическую дробь с числителем
I вариант:
3х2.
II вариант:
5y.
и знаменателем

I вариант:
x(x+3).
II вариант:
y2(y+7).
и сократите её.

IV.Закрепление темы: «Алгебраическая дробь. Сокращение дробей»:

1.Работа по учебнику и у доски.

Разложить на множители числитель и знаменатель дроби и сократить её.
№441(1;3).

1. ; 3.  

№442(1;3;5).

1.  3.  

5.

№443(1;3).

1.   3.

№444(1;3).

1.   3.

№445(1;3).

1.  3.

№446(1;3).

1.

3.

2.Работа в группах по карточкам - игра «Математический турнир».

(Задания к игре – «Приложение 1».)
Закрепление и проверка навыков в решении примеров по данной теме проводится в виде турнира. Класс делится на  группы и им предлагаются задания на карточках (карточки разных уровней).
Через определённое время, каждый ученик должен записать в тетрадь решение заданий своей команды и уметь их объяснить.
Допускаются консультации внутри команды (их проводит капитан).
Затем начинается турнир: каждая команда имеет право вызвать другие, но по одному разу. Н-р, капитан первой команды вызывает учеников из второй команды для участия в турнире; то же самое делает капитан второй команды, выходят к доске меняются карточками и решают задания и т.д.

3. Самостоятельная работа по уровням (А, Б, В)

«Дидактический материал» Л.И. Звавич и др., стр. 95, С-52.( книга имеется у всех учащихся)
А. №1: I вариант-1) а,б; 2) а,в; 5) а.
II вариант-1) в,г; 2) б,г, 5) в.
Б. №2: I вариант- а.
II вариант- б.
В. №3: I вариант- а.
II вариант- б.

V. Итог.

1. Тест (взаимопроверка).
(Задания к тесту – «Приложение 2».)
( на карточках для каждого учащегося, по вариантам)

VI. Домашнее задание.

1) «Д.М.» стр. 95 №1. (3,4,6);
2) №447 (чётные);
3) §24, повторить § 19 - §23.

Приложение