Цели:
- Коррекционно-развивающие: развивать речь, воображение, память, мышление.
- Коррекционно-образовательные: учить отвечать на вопросы, используя строчки из сказок, развивать устойчивый интерес к театральной деятельности, учить детей узнавать знакомые русские народные сказки с помощью атрибутов к сказкам.
- Коррекционно-воспитательные цели: воспитывать любовь к русским народным сказкам, формировать у учащихся доброе взаимоотношение, воспитывать интерес к чтению, чувство прекрасного, привить любовь к сказкам и их героям, при создании проблемной ситуации в каждой сказке вызывать желание у детей помочь героям сказок.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Воспитатель:
- Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей).
- Почему вы их любите?
- Помните, мы с вами говорили, что человек с древних времен учился у природы. Но были такие явления, которые древние люди не могли объяснить. Они боялись грозы. Боялись темноты. И все это люди объясняли проявлением сверхъестественных сил. И появились такие герои, как Илья Муромец, Никита Добрынич, Алеша Попович. Человек наделял силой птиц, рыб. Появилась сказочная жар птица. Появилась щука, которая помогла Емеле. Так появились сказки. Эти сказки передавались из уст в уста. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. Придя в школу, мы изучаем литературные сказки и устное народное творчество.
- Как вы думаете, зачем? (Ответы детей).
- Верно, ведь благодаря сказке мы становимся чувствительней к красоте, учимся осуждать зло, восхищаться добротой. И так, наше путешествие в страну сказки начинается.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спиться,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки
И сразу меняются лица
Меняются звуки и краски:
Тихонько скрипит половица
По комнате ходит сказка.
2. Основная часть.
Инсценировка сказки: "Репка на новый лад".
Действующие лица: Ведущий, морковка, картошка, капуста, свекла, лук.
Воспитатель: - О каких героях идет речь в следующих сказках.
Он был самым добрым
Из всех докторов,
Хотел, чтобы каждый зверек был здоров.
Лечил все болезни: корь, свинку, бронхит -
Скажите скорее, кто он? (Доктор Айболит).
Была у злодея до пят борода.
В театре всех кукол он мучил всегда.
"Падайте мне плетку"! - гремел его бас.
Скажите скорее, кто он? (Барабас).
В лесу жил в избушке смешной толстячок,
С ним был неразлучный сосед Пятачок!
Читал он вопилки, приятелю вслух.
Скажите, кто он? (Винни Пух).
Вот она какая, большая, пребольшая.
Вытащить решили, вшестером одну тащили.
Но уселась крепко-крепко.
Кто же это? (Репка).
Воспитатель: - А теперь попробуем угадать сказку по картинкам, иллюстрациям.
(воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию к сказке "Гуси-лебеди").
Вопросы к детям:
- Как называется эта сказка?
- Кто ее сочинил?
- Почему гуси-лебеди унесли братца?
- Почему Аленушке помогали печка, яблонька, речка?
- Что бы сделали вы все, если бы оказались в такой ситуации?
(воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию к сказке "Волк и семеро козлят").
Вопросы к детям:
- Как называется эта сказка?
- Назовите автора сказки?
- Чему учит нас эта сказка?
- Что нужно помнить, когда остаешься один дома?
(воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию к сказке "По щучьему велению").
Вопросы к детям:
- Как называется эта сказка?
- Кто ее автор?
- Что бы вы попросили у щуки если бы вы ее поймали?
(воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию к сказке "Курочка-ряба").
Вопросы к детям:
- Когда вы в первый раз услышали эту сказку?
- Кто вам ее рассказал?
- Скажите, какое яичко лучше, простое или золотое? Почему?
Воспитатель: - Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием! А теперь я буду загадывать загадки, а вы будете называть сказку.
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В скорлупе ореха та девочка спала.
Какая же девочка в цветке жила? (Дюймовочка).
Сейчас потолкуем о книжке другой,
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю и невод забросил.
Кого тот поймает и что, то попросит? (Сказка о золотой рыбке).
О жадной старухи пойдет наш рассказ,
А жадность, ребята к добру не ведет.
И кончиться дело все тем же корытом,
Не новым, а старым, конечно разбитым. (Сказка о золотой рыбке).
Ах ты, Петя - простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота, выглянул в окошко. (Лиса и петушок).
Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, скоро к вам приду. (Колобок).
Очень курочка расстроена- разбито яичко. (Курочка Ряба).
Я человек деревянный, на воде и под водой,
Ищу ключик золотой, всюду нос сую свой длинный. Кто же я? (Сказка о золотом ключике).
Воспитатель:- Молодцы, вы смогли узнать сказку по загадкам!
- Ребята, когда вы берете в руку любую детскую книгу, то без сомненья, обращаете внимание на то, что они все очень красочные, с прекрасными иллюстрациями и рисунками.
- Художники-оформители стремятся сделать так, чтобы вам было интересно читать книги. А еще сказки записывают на СД-диски.
- Сейчас мы вам поставим запись со сказкой, а вы внимательно послушайте и угадайте, что это за сказка.
(Прослушивается начало любой сказки).
- Знаете ли вы продолжение этой сказки?
- Кто может коротко пересказать ее?
Воспитатель: - Молодцы! Справились с этим заданием! Далее я прочту строчки из сказок. Кто и кому так говорит?
Не садись на пенек, не ешь пирожок? (Маша говорила медведю).
Выгляни в окошко, дам тебе горошку? (Лиса говорила петуху).
Не ешь меня, я тебе песенку спою? (Колобок говорила лисе).
Бабушка, а почему у вас такие большие зубы? (Красная шапочка говорила волку).
Воспитатель: - Молодцы! Все отгадали. Все вы знаете по мотивам многих сказок поставлены мультфильмы. И мы сейчас с вами постараемся разгадать кроссворд, который называется: "Хорошо ли вы знаете героев мультфильмов?".
По горизонтали.
- Он говорит: "Ребята, давайте жить дружно"? Леопольд.
- Она сочиняет, поет песенки? Черепаха.
- Самый добрый крокодил? Гена.
- Обидчивый попугай? Кеша.
По вертикали.
- Друг крокодилы Гены? Чебурашка.
- Он не боится, когда ему говорят "Ну погоди"? Заяц.
Воспитатель: - Молодцы! Весь кроссворд отгадали. А теперь самое сложное задание. Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните название сказок, в которых они действуют.
- Царь, три сына, стрела, болото? Царевна - лягушка.
- Отец, мачеха, три дочери, туфелька, фея? Золушка.
- Очень маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка? Дюймовочка.
- Злая мачеха, дочь, падчерица, Дед Мороз? Морозко.
Игра "Чудесный мешочек".
Правила игры. Дети с закрытыми глазами из мешочка вытаскивают различные предметы, одежду, все, что связано со сказками (Репка, пирожок, и т.д.) и на ощупь угадывают, что это и из какой сказки.
Заключительная часть.
Воспитатель 1 : - Молодцы! Я хочу вам сказать спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки, но я знаю, что у каждого из вас есть самая любимая сказка и вы нарисовали рисунки к своим любимым сказкам.
Воспитатель 2 : - Молодцы! Вы справились со своим заданиями. Вы хорошо знаете сказки и можете безошибочно их угадывать. А в заключение хочется сказать: "Ребята, читайте сказки, они помогут вам в жизни. Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок!".
Далее детям вручаются призы, поощрительные сувениры.