Цель:
- Формировать представление о разнообразии природы Земли.
- Познакомить с тёплыми районами земли, с животным миром.
- Расширить знания детей о слоне. Изготовить предка слона – мамонтёнка.
Оборудование: карточки со словами и иллюстрации, карточки с вопросами, конверты с буквами (на парте), Презентация, игрушка-слон, трафареты слона, клей. Рекомендации: роль учителя и слона в диалоге обыгрывает сам учитель.
Ход урока
I. Организационный момент. II. Актуализация знаний.– Сгруппируйте по общему признаку:
сентябрь февраль
(У белого медведя обнаруживается письмо с загадками.)
– Отгадайте загадки:
|
обезьяны страусиха носорог лев |
О С Н Л |
– А теперь поиграем в “пазлы”. Соберите слово. Что получилось? (СЛОН) Фото № 1
– Как вы думаете, почему белый медведь прислал именно это слово? (Предположения детей.)
III. Формулирование темы урока.
– О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Предположения детей.)
(Учитель достаёт игрушку-слона.)
IV. Открытие нового.
– Задайте слону вопрос, который будет начинаться со слов:
ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? ГДЕ?
– Как вы думаете, кто лучше всех знает ответы на все эти вопросы? (Сам
слон.)
– Давайте ему их и зададим.
Учитель: (Слайд 1) Перед нами животное – гора. Оно очень тяжёлое. У него огромные, похожие на стволы деревьев, ноги. Огромное тело, огромные уши, огромные бивни и длинный хобот.
Слон: Это самое, самое большое наземное животное.
Учитель: А почему ты сказал, что слон самый большой из наземных?
Слон: А потому, что есть животные и крупнее слона – киты, например. Но они живут в воде – в океане.
Учитель: (Слайд 2) Слон! А давай поиграем! Ты же всё знаешь про слонов. Давай, я тебе буду задавать вопросы как в сказке про красную шапочку: Бабушка, бабушка! А почему у тебя такие большие глазки? Чтобы лучше видеть тебя, моя деточка. Помнишь? Ну что, попробуем?
(Слайд 3) Слон, а слон! А почему у тебя такие большие ноги?
Слон: Чтобы удобнее было ходить и бегать по саванне. Чтобы удерживать моё большое туловище, и, чтобы, отбиваться от врагов.
Учитель: (Слайд 4) Слон, а, слон! А зачем тебе такие большие уши?
Слон: Чтобы не перегреваться на жарком солнышке. Ушами я могу обмахиваться, как веером. Я слон индийский – родом из Азии и у меня ещё не такие большие уши, как у моего родственника – Африканского слона.
Учитель: (Слайд 5) Слон, а слон! А почему у тебя спереди торчат два таких больших зуба?
Слон: Эти зубы называются – бивни. Они служат мне для защиты от хищников, например – львов. (слайд 6)Бивни – моё оружие в поединке с другими слонами. Но, вообще-то, я ими пользуюсь не часто. (Слайд 7) Зато люди очень ценят мои бивни, называют их – слоновая кость. Именно ради бивней люди до недавнего времени много охотились на слонов.
Учитель: (Слайд 8) Слон, а слон! А зачем тебе такой большой нос?
Слон: О-о-о! Мой нос называется – хобот. Хобот – мой главный помощник. (Слайд 9) Чего я только им не делаю: могу еду достать, ветки, фрукты. (Слайд 10) Могу утолить жажду: засосать хоботом воду и (Слайд 11) потом фонтаном отправить себе в рот. (Слайд 12) А ещё хоботом я могу трубить (звуки слона).
Учитель: Ой, как громко! Представляю, если вас соберётся 10 или 100. Ка-а-акзатрубят! (Слайд 13) Ка-а-ак побегут! (Звук бегущего стада.)
Слон: Да уж, на пути у бегущего стада слонов лучше не становиться.
Учитель: Слон, а слон! А где ты живёшь?
Слон: Я житель самых жарких мест. (Слайд 14) Меня можно встретить и в саванне (Слайд 15). Саванны – это обширные равнины, покрытые травой. Там очень жарко и почти нет тени.
V. Физкультминутка.
По саванне ходит слон:
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает
Будто в гости приглашает.
Слон: (Слайд 16) Живут слоны и в тропических лесах Азии – это лесные заросли. А можно я ребятам загадаю загадку?
Учитель: Конечно, загадывай.
Слон: Мой вопрос довольно прост: бивни, хобот, уши, хвост. Догадайся, кто же он. Ну конечно это … (Слайд 17) слон.
VI. Первичное закрепление. Работа с учебником.
Стр. 10
– сравните Африканского слона и Индийского слона. В чём разница?
(Различаются размером ушей.)
– Почему у Африканского слона уши такие большие? (Чтобы спасаться от
жаркого солнца.)
– Прочитайте, кто ещё обитает в саванне и в тропическом лесу.
– Слонов любят и взрослые и дети. Недаром их изображают в виде игрушек, они
становятся героями мультфильмов. (Слайд 18) Посмотрите на этих
забавных малышей и попробуйте назвать того, кто очень отличается от других.
– Это мамонтёнок. Как предполагают учёные, он является далёким предком
современных слонов.
– А вам нравится мамонтёнок? Так давайте сделаем себе такого мамонтёнка.
VII. Коллективная работа.
Изготовление мамонтёнка. Приложение 1.
VIII. Рефлексия урока.
– Если вам понравился урок – приклейте мяч слону на хобот, а если вам было не интересно – приклейте мяч к ноге. Фото № 2. Спасибо за урок.