Простые вещества – металлы и неметаллы

Разделы: Химия


Первый урок темы «Важнейшие классы неорганических веществ. Типы химических реакций» по программе Минченкова Е.Е.

Задачи урока:

  1. Систематизировать и обобщить знания о металлах и неметаллах, полученные при изучении других предметов;
  2. Развивать умения поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом; проследить межпредметные связи с географией, биологией, физикой, историей;
  3. Расширять кругозор, формировать естественнонаучное мировоззрение через межпредметные связи ;
  4. Формировать культуру умственного труда; развивать коммуникативные умения.

Форма работы: групповая.

Ход урока

I. Организационный этап.

Класс делится на 6 групп, в каждой группе выбирается лидер, который будет распределять вопросы, определять коэффициент участия каждого члена группы.

II. Мотивация и целеполагание.

В течение урока мы должны обобщить информацию, полученную в разное время, на разных предметах о некоторых металлах и неметаллах.

III. Систематизация и обобщение знаний.

На столе расположены 6 карточек с названиями веществ: золото, серебро, медь, кислород (озон), углерод (уголь, графит, алмаз), железо. Лидер каждой группы берет одну карточку, определяя, о каком веществе группа будет собирать информацию.

Объясняю методику работы: объем работы большой, а время ограничено; выполнить всю работу всей группой невозможно, надо распределить задания внутри группы и выполнять параллельно, помогая друг другу, советуясь, делая рисунки, схемы и т.д.

Для работы каждой группе предлагаются несколько листов бумаги А3. Время работы – 20 минут. По окончании времени каждая группа рассказывает о своем веществе. При этом участники других групп могут дополнять рассказ, задавать вопросы. Далее делаются выводы о характерных признаках металлов и неметаллов.

Примерные задания, которые группа должна выполнить:

  • Охарактеризуйте роль вашего вещества в истории человечества (как человек познакомился с этим веществом, приведите примеры применения или наиболее известных изделий, сооружений)
  • Нахождение в природе (в самородном виде или в виде соединений, как добывают, какие месторождения знаете)
  • Какие физические свойства этого вещества вы знаете
  • Какое значение имеет это вещество или его соединения для живых организмов
  • Используется ли вещество в быту, медицине, промышленности и т.д.
  • Выберите уравнение реакции, в которой участвует ваше вещество. Расставьте коэффициенты. Придумайте расчетную задачу, которую можно решить, используя это уравнение. Решите задачу.
    1. Fe + O2 = Fe2O3
    2. Cu + P = Cu3P2
    3. As + O2 = As2O5
    4. C + Al = Al4C3
    5. Ag + I2 = AgI
    6. Au + Cl2 = АuCl3.
  • Придумайте историю (сказку), в которой могло бы участвовать ваше вещество.

IV. Подведение итогов.

Лидер группы определяет коэффициент участия каждого и записывает его напротив фамилий на листе с работой. Листы сдаются. После изучения их, выставляются оценки каждому учащемуся.