Одна из самых больших ценностей человека – зрение. После жизни и разума зрение, пожалуй, самое необходимое. Нужно беречь этот дар Природы, не давать ему угаснуть и развивать его возможности.
Дети в большинстве рождаются дальнозоркими, по замыслу природы они должны были сразу видеть далеко, но жизнь современного человека внесла свои коррективы в естественный процесс развития организма человека.
Поступление в школу – это испытание для всего детского организма, и в первую очередь для зрения, так как сам процесс учебы (чтение, письмо) направлен именно на нагрузки такого рода. В современной школе растет количество детей с близорукостью. Примерно треть выпускников имеет нарушение зрения такой степени, что не могут выбрать нравящуюся им профессию из-за ограничений по зрению.
Считаю необходимым вести целенаправленную работу по сохранению и развитию зрения каждого учащегося. Обеспечив естественный ход формирования важнейшего из органов чувств, можно добиться лучших результатов в усвоении учебного материала, так как через глаза проходит 90% информации, которую вообще воспринимает человек.
Внимательно изучив личную и медицинскую карту каждого учащегося, необходимо следовать рекомендациям врача, исходя из особенностей зрения ребенка. Если у ученика снижено зрение, в специальной медицинской карте должно быть указано нужное место расположения школьника в классе, так как в данном случае «угол зрения» существенно влияет на профилактику и лечение заболеваний глаз. Если в классе у большинства детей нормальное зрение, необходимо менять их местами (пересаживать) хотя бы каждый месяц – это тоже своего рода профилактика.
Очень важны все основные гигиенические вопросы режима для школьника – построение учебного дня в школе, организации уроков и перемен, организация занятий и отдыха во внешкольное время. Именно в младшем школьном возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период.
Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения. Необходимо соблюдать режим зрительной работы. Нужно следить за осанкой, обращать внимание на расстояние от книжки, тетрадки до глаз, которое должно составлять 35-40 см (для контроля – это расстояние от локтя до кончиков пальцев). Большую роль играет освещение. Общий свет здесь должен гореть постоянно, а доска должна быть освещена дополнительно.
Еще один очень важный момент – перерывы в зрительной нагрузке. Лучше, если переменка между уроками будет временем подвижного отдыха. Очень полезны игры на свежем воздухе. Специалисты своим маленьким пациентам рекомендуют игры с мячом, такие, где нужно точно попасть в цель. Подобные развлечения отлично тренируют мышцы глаз, улучшают кровообращение, поддерживают организм в тонусе.
Также большое значение имеет работа, проводимая педагогом на уроке для снятия зрительного напряжения. Существуют известные способы снижения отрицательного воздействия учебной нагрузки на развитие зрительных функций учащихся и некоторые из них не только профилактируют заболевания, но и способствуют развитию остроты центрального зрения в пределах, обеспечивающих школьные энергозатраты и затраты естественного роста детского организма. К таким способам и методам относится методика В.А. Ковалева.
Я в своей работе использую элементы данной методики для сохранения и коррекции зрения учащихся.
В систематическую работу вовлечены дети на уроках, выполняющие две или три физкультминутки каждый день с использованием различных средств для профилактики зрительного утомления и развития основных зрительных функций. Общее время затрат на выполнение специальных упражнений не превышает 6 минут за сутки.
На уроках мы используем следующие тренажеры:
- Физкультминутка «запуск» глаз в работу (массаж активных точек лица на первой минуте занятия).
- Для развития глазодвигательных мышц при профилактике близорукости и косоглазия применяем тренажер «Солнышко».
- Для продления периода высокой зрительной работоспособности на 2-3 уроках «Видеоазимут», «Флажок».
- Для снятия утомления с аккомодационного аппарата хрусталика на последних уроках используем тренажер «Дорожка», «Ракета - 2».
Каждый учитель, используя данные упражнения, подбирает требуемый план работы по сохранению и коррекции зрения, исходя из знания особенностей учащихся своего класса.
Необходимо регулярно проводить беседы с родителями об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1-1,5 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими, когда орган зрения напрягается меньше. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий. Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места в школе и в домашних условиях.
Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач и работа на компьютере. Однако, при всем их культурном значении, они должны быть регламентированы с позиции гигиены, так как являются дополнительной нагрузкой для глаз школьников. Поэтому, составляя режим дня, очень важно стремится к созданию оптимальных условий с учетом того, чтобы телевизионные передачи и компьютер не увеличивали накопившееся за день утомление, а наряду с пользой максимально способствовали его восстановлению.
Только при совместном действии врачей, учителей и родителей можно сохранить зрение и предотвратить его нарушение.
Литература.
- Ковалев В.А., Баньчукова Н.В. Профилактика зрительного утомления и нарушений зрения у учащихся массовой школы. // Красноярский государственный педагогический Университет им. В.П.Астафьева, Красноярск – 2008.