Конспект открытого урока "Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Познакомить с письменными приемами умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
  • Развивать логическое мышление.
  • Воспитывать трудолюбие, любовь к математике, умение работать в команде.

Оборудование:  картинки транспортных средств (электропоезд, вертолет, самолет), таблица для устного счёта.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.

– Урок сегодня будет необычным, мы совершим путешествие по стране Математика, должны будем пройти следующие станции:

  • Считай-ка,
  • Знай-ка,
  • Умей-ка,
  • Задачная,
  • Решай-ка.

– Но мы еще не знаем, на чем мы отправимся в это путешествие.

II. Устный счет

1. – Нам нужно выбрать транспортное средство: что это будет? электропоезд, вертолет, самолет?
(На  картинках с изображением электоропоезда, вертолета, самолета с обратной стороны примеры для устного счета)
– Для этого вы разделитесь на 3 команды, право выбрать транспорт будет у той команды, которая победит. Каждый ученик решает на обратной стороне  по одному примеру.
– Итак, в путешествие, мы отправляемся на …..
– Мы отправляемся на станцию «Считай-ка»

2. Но это еще не все, чтобы мы отправились в путь, нам нужно заполнить таблицу.

а 46 31 23 90
с 20 50 80 70
а х с        

3. Задача на смекалку.

У Насти дома живут разные животные: все, кроме двух – попугаи; все, кроме двух – котята; все, кроме двух – кролики. Сколько домашних животных у Насти?
Ответ: У Насти живут: один попугай, один кролик и один котенок.
– Молодцы, лучше всех работал … ряд,  а … «5» за устный счет.

III. Изучение нового

– А теперь мы отправимся на следующую станцию «Знай-ка»
– Открыли тетрадки, записали дату, слова « Классная работа».

1. Когда путешествуем, то всегда узнаем, что-либо новое, чему-то учимся.  Вот и сегодня тема нашего урока «Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями».
Значит, чему мы будем учиться с вами на сегодняшнем уроке? Цели нашего урока – это знакомство с письменными приемами умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

2. Посмотрите на примеры и скажите, как вычислить:

243 х 20 =
532 х 300 =

243 х 2 х 10
532 х 3 х 100

– Решение этих примеров можно записать столбиком:
– Ваши предложения.

Учащиеся могут предложить и такой вариант:

– Что получается при умножении на нуль? (Нуль)
– Поэтому как удобнее записать, чтобы не умножать на нули?

– Откройте учебники и сравните  записи. Решаем:

(Выполняем умножение, не гладя на нули, а затем приписываем столько нулей, сколько содержится в обоих множителях на конце)

3. Далее наш … отправляется на станцию «Умей-ка», мы будем тренироваться в  письменном умножении чисел, оканчивающихся нулями»

№ 71, с. 17

1 строка коллективно, с объяснением, а вторая строка по 2 примера у доски, затем сверяем

588 х 70 = 41 460       647 х 300 = 194 100      2804 х 80 = 224 320    3007 х 60 = 180 420
279 х 60 = 16 740       175 х 900 = 157 500     1095 х 50 = 54 750       799 х 200 = 159 800

Молодцы!!! Умножать научились!

IV. Закрепление пройденного  

1. Решение задачи.

– А теперь мы отправляемся на следующую станцию «Задачная». Что мы будем делать?

№ 73, с. 17

– Прочитайте задачу. Составляем таблицу к задаче.
– Что известно в задаче?
– Что неизвестно в задаче?

  В 1 коробке  Кол-во коробок

Всего

Карандаши 12 шт. 40 кор. ?

960  шт.

Фломастеры ? 10 кор. ?

– Посмотрите на первую строчку, что можно узнать, используя эти данные? (Cколько всего было карандашей 12 х 40 – 480 (шт.)
– Посмотрите на третий столбик, что мы можем узнать теперь? (Зная, что всего фломастеров  960, из них 480 – карандашей, можно найти, сколько всего  фломастеров. 960 – 480 = 480).
– А теперь посмотрите, использую данные второй строки, можем ответить на вопрос задачи. (Да. 480 : 10 = 48 (шт.) – фломастеров в 1 коробке).

№ 74, с. 17

V электропоезда – 80 км/ч
V вертолета – ? в 4 раза больше
V самолета – ? в 3 раза больше

Коллективный полный анализ задачи.

Решение.

  1. 80 х 4 = 320 (км/ч) – скорость вертолета
  2. 320 х 3 = 960 (км/ч) – скорость самолета

Ответ: 960 км/ч скорость самолета.

2. Следующая станция «Решай-ка». Здесь мы будем решать уравнения.

№ 76, с. 17

Одно уравнение у доски с объяснением, два других самостоятельно по вариантам.

k х 9 = 130 + 140         b : 6 = 200 – 120        164 – с = 720 : 9
k х 9 = 270                    b : 6 = 80                   164 – с = 80
k = 270 : 9                     b = 80 х 6                   с = 164 – 80
k = 30                            b = 480                       c = 84           
30 х 9 = 130 + 140       480 : 6 = 200 – 120     164 – 84 = 720 : 9
270 = 270                     80 = 80                         80 = 80

V. Итог урока

1. Вот и подошло наше путешествие по стране Математика.
Что мы сегодня делали во время путешествия?
– Что нового узнали?

2. – Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

На память о путешествии, чтобы вы ничего не забыли: домашнее задание.

№79, с. 17

Использованная литература:

1. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по математике. 4 класс. – Издательство: ВАКО, 2009 г