Цели:
- Познакомить с письменными приемами умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
- Развивать логическое мышление.
- Воспитывать трудолюбие, любовь к математике, умение работать в команде.
Оборудование: картинки транспортных средств (электропоезд, вертолет, самолет), таблица для устного счёта.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
– Урок сегодня будет необычным, мы совершим путешествие по стране Математика, должны будем пройти следующие станции:
- Считай-ка,
- Знай-ка,
- Умей-ка,
- Задачная,
- Решай-ка.
– Но мы еще не знаем, на чем мы отправимся в это путешествие.
II. Устный счет
1. – Нам нужно выбрать транспортное средство:
что это будет? электропоезд, вертолет, самолет?
(На картинках с изображением
электоропоезда, вертолета, самолета с обратной
стороны примеры для устного счета)
– Для этого вы разделитесь на 3 команды, право
выбрать транспорт будет у той команды, которая
победит. Каждый ученик решает на обратной
стороне по одному примеру.
– Итак, в путешествие, мы отправляемся на …..
– Мы отправляемся на станцию «Считай-ка»
2. Но это еще не все, чтобы мы отправились в путь, нам нужно заполнить таблицу.
а | 46 | 31 | 23 | 90 |
с | 20 | 50 | 80 | 70 |
а х с |
3. Задача на смекалку.
У Насти дома живут разные животные: все, кроме
двух – попугаи; все, кроме двух – котята; все,
кроме двух – кролики. Сколько домашних животных
у Насти?
Ответ: У Насти живут: один попугай, один
кролик и один котенок.
– Молодцы, лучше всех работал … ряд, а … «5» за
устный счет.
III. Изучение нового
– А теперь мы отправимся на следующую станцию «Знай-ка»
– Открыли тетрадки, записали дату, слова «
Классная работа».
1. Когда путешествуем, то всегда узнаем, что-либо
новое, чему-то учимся. Вот и сегодня тема
нашего урока «Письменное умножение на числа,
оканчивающиеся нулями».
Значит, чему мы будем учиться с вами на
сегодняшнем уроке? Цели нашего урока – это
знакомство с письменными приемами умножение на
числа, оканчивающиеся нулями.
2. Посмотрите на примеры и скажите, как вычислить:
243 х 20 =
532 х 300 =243 х 2 х 10
532 х 3 х 100
– Решение этих примеров можно записать
столбиком:
– Ваши предложения.
Учащиеся могут предложить и такой вариант:
– Что получается при умножении на нуль? (Нуль)
– Поэтому как удобнее записать, чтобы не
умножать на нули?
– Откройте учебники и сравните записи. Решаем:
(Выполняем умножение, не гладя на нули, а затем приписываем столько нулей, сколько содержится в обоих множителях на конце)
3. Далее наш … отправляется на станцию «Умей-ка», мы будем тренироваться в письменном умножении чисел, оканчивающихся нулями»
№ 71, с. 17
1 строка коллективно, с объяснением, а вторая строка по 2 примера у доски, затем сверяем
588 х 70 = 41 460 647 х 300 = 194 100 2804 х 80 = 224 320 3007 х 60 = 180 420
279 х 60 = 16 740 175 х 900 = 157 500 1095 х 50 = 54 750 799 х 200 = 159 800
Молодцы!!! Умножать научились!
IV. Закрепление пройденного
1. Решение задачи.
– А теперь мы отправляемся на следующую станцию «Задачная». Что мы будем делать?
№ 73, с. 17
– Прочитайте задачу. Составляем таблицу к
задаче.
– Что известно в задаче?
– Что неизвестно в задаче?
В 1 коробке | Кол-во коробок | Всего |
||
Карандаши | 12 шт. | 40 кор. | ? | 960 шт. |
Фломастеры | ? | 10 кор. | ? |
– Посмотрите на первую строчку, что можно
узнать, используя эти данные? (Cколько всего
было карандашей 12 х 40 – 480 (шт.)
– Посмотрите на третий столбик, что мы можем
узнать теперь? (Зная, что всего фломастеров
960, из них 480 – карандашей, можно найти, сколько
всего фломастеров. 960 – 480 = 480).
– А теперь посмотрите, использую данные второй
строки, можем ответить на вопрос задачи. (Да. 480 :
10 = 48 (шт.) – фломастеров в 1 коробке).
№ 74, с. 17
V электропоезда – 80 км/ч
V вертолета – ? в 4 раза больше
V самолета – ? в 3 раза больше
Коллективный полный анализ задачи.
Решение.
- 80 х 4 = 320 (км/ч) – скорость вертолета
- 320 х 3 = 960 (км/ч) – скорость самолета
Ответ: 960 км/ч скорость самолета.
2. Следующая станция «Решай-ка». Здесь мы будем решать уравнения.
№ 76, с. 17
Одно уравнение у доски с объяснением, два других самостоятельно по вариантам.
k х 9 = 130 + 140 b : 6 = 200 – 120 164 – с = 720 : 9
k х 9 = 270 b : 6 = 80 164 – с = 80
k = 270 : 9 b = 80 х 6 с = 164 – 80
k = 30 b = 480 c = 84
30 х 9 = 130 + 140 480 : 6 = 200 – 120 164 – 84 = 720 : 9
270 = 270 80 = 80 80 = 80
V. Итог урока
1. – Вот и подошло наше путешествие по
стране Математика.
– Что мы сегодня делали во время
путешествия?
– Что нового узнали?
2. – Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
– На память о путешествии, чтобы вы ничего не забыли: домашнее задание.
№79, с. 17
Использованная литература:
1. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по математике. 4 класс. – Издательство: ВАКО, 2009 г