Педагогический совет по теме "Развитие коммуникативных умений учащихся на уроках разных образовательных областей в вечерней школе закрытого типа

Разделы: Администрирование школы


Тема: “Развитие коммуникативных умений учащихся на уроках разных образовательных областей в вечерней школе закрытого типа”.

Цель: разработать проект обучения учащихся коммуникативно-речевым умениям в условиях школы закрытого типа.

Задачи:

  1. Проанализировать практику использования приемов и методов развития коммуникативных умений учителями школы.
  2. Организовать дискуссию по теме: “Что такое общение?”
  3. Заслушать опыт учителей по развитию коммуникативно-речевых умений учащихся.
  4. Составить проект обучения учащихся коммуникативно-речевым умениям.

Форма проведения: дискуссия, семинар, проектирование.

Этапы подготовки:

  1. Проведение анкетирования педагогов и учащихся.
  2. Посещение и анализ уроков.
  3. Создание экспертной группы для составлению проекта.
  4. Вопросы всем педагогам для подготовки к дискуссии.

Этапы проведения

1. Выступление директора. Объявляет тему и задачи педсовета. Обосновывает актуальность темы на основе анализа посещенных уроков, анкет учащихся и учителей. Делает акцент на то, что недостаточно сформированы коммуникативные умения учащихся. На групповых консультация педагоги много времени уделяют собственной монологической речи и не продумывают ответы учащихся. Анализирует деятельность учителя и учащихся на уроке и представляет таблицу

Действия учителя на уроке

Действия ученика на уроке
Планирует Смотрит
Организует Слушает
Инструктирует

Следит за действиями других и учителя

Демонстрирует Воспринимает
Объясняет Запоминает
Решает Воспроизводит
Ставит проблему Доказывает
Проявляет инициативу Выполняет
Контролирует Приспосабливается
Анализирует Переживает
Оценивает Отвечает
Исправляет  
Информирует  
Принимает ответственность  

Как видно из таблицы, большая активность на уроке принадлежит учителю, что часто приводит к незаинтересованной работе учащихся на уроке, проявляется в чувстве тревоги со стороны педагога. Результаты анкет учащихся школы и учителей говорят, что необходимо решать проблему развития коммуникативно-речевых умений на уроках разных образовательных областей. Предлагает в ходе педсовета составить проект обучения коммуникативно-речевым умениям учащихся средствами урока, приемлемый для школы закрытого типа. Создать экспертную группу по составлению проекта и ввести в нее заместителя директора, методиста по заочному обучению, руководителей методических объединений.

Задачи экспертной группы:

  1. записать предложения членов педсовета;
  2. систематизировать сделанные записи;
  3. вынести проект на обсуждение педагогического коллектива.

2. Выступление методиста. Организована дискуссия по определению понятий “коммуникативный”, “общение”, “коммуникация”. Сформулированы определения и внесены в проект.

3. Выступление учителей с опытом работы и предложениями по составлению проекта.

Учитель русского языка рассказывает о методах и приемах работы над словом, понятием. Считает необходимым требовать от ученика полного ответа на поставленный вопрос. Для этого могут быть использованы речевые конструкции, заранее написанные на доске или напечатанные для каждого учащегося. Приводит примеры речевых конструкций и предлагает внести их в проект.

Учитель физики говорит о необходимости готовить учащихся к общению на уроке: использовать невербальные средства общения, проблемные вопросы. Считает, что уже в начале урока нужно продумывать и создавать проблемную ситуацию, чтобы заинтересовать темой. Это способствует заинтересованному общению.

Учитель химии рассказывает о том, как она работает над умением учащихся задавать вопрос и отвечать на поставленный вопрос. Необходимо дать речевые конструкции, которые помогут учащимся. Приводит примеры речевых конструкций и предлагает внести в проект.

Учитель биологии представила технологию работы по опорным конспектам с целью развития умения составлять связный текст по заданной теме. Делает вывод, что учащиеся, работая по опорным конспектам, учатся четко отвечать на вопрос, задавать вопросы, самостоятельно составлять связный рассказ, делать выводы. Предлагает внести в проект представленную технологию.

Учитель истории делится опытом организации диалога, беседы, дискуссии. Говорит о необходимости заранее готовить программу общения. Есть определенные правила беседы, дискуссии – озвучивает их и предлагает внести в проект.

4. Заместитель директора по УВР выступила от экспертной группы и предложила к обсуждению составленный в ходе выступлений проект, который включает четыре этапа:

  • коммуникативная компетентность учителя;
  • формирование коммуникативной компетентности учащихся;
  • формирование коммуникативной компетентности учащихся на 3 ступени обучения;
  • материалы для проведения диагностики коммуникативно-речевых умений учащихся.

Считает, что нужно проводить диагностику развития коммуникативных умений учащихся. В диагностических материалах должно отражаться следующее:

  • умение давать полный ответ на вопрос;
  • умение задавать вопросы по изученной теме;
  • умение высказывать свою точку зрения по поставленной проблеме.

Проект-решение педсовета.

  1. Провести тренинги по повышению коммуникативной компетентности педагогов.
  2. Учителям систематически использовать на уроке проект, разработанный на педсовете.
  3. Разработать систему внеклассных занятий по теме: “Культура речи и общения”.
  4. Администрации школы посетить уроки и внеклассные мероприятия по обучению учащихся коммуникативным умениям.
  5. В учебных кабинетах и рекреациях поместить материалы о культуре общения.

Проект обучения учащихся коммуникативно-речевым умениям
в условиях школы закрытого типа

Цель: Научить учащихся коммуникативно-речевым умениям средствами урока.

Задачи:

1. Повысить коммуникативную компетентность педагогов.

2. Составить для внедрения в учебный процесс речевые конструкции на различных этапах урока.

3. Сформулировать правила проведения беседы, диалога, дискуссии с учётом психологических особенностей учащихся школы закрытого типа.

4. Составить материалы для диагностики уровня развития речи учащихся.

Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, требующий умения слушать друг друга, умерять свой монологический пыл, включающий в себя восприятие, понимание, обмен информацией, взаимодействие.

I этап

Коммуникативная компетентность педагога

1. Правила речевого этикета.

  • Уметь слушать других.
  • Уважать мнение товарищей.
  • Говорить полными предложениями.
  • Никого не унижать, ни над кем не смеяться.
  • Давать другим возможность высказаться.
  • Аргументировать свое мнение.
  • Избегать разговора не по делу

2. Умение слушать собеседника.

Умение слушать собеседника – это навык, который включает в себя сосредоточение, понимание, запоминание, оценку и реагирование.

  • Подготовиться к слушанию: принять позу заинтересованного слушателя, отстраниться от проходящих через сознание мыслей.
  • Полностью переключиться с роли говорящего на роль слушающего. Если вместо того, чтобы слушать вы будете тратить время на продумывание ответа, то ничего так и не услышите.
  • Выслушать прежде чем реагировать. Дослушать, даже если знаете, что человек намерен сказать. Ваше “знание” не больше, чем предположение или проекция собственных мыслей.
  • Слушать разумом, а не эмоциями. Стараться слушать, что говорит собеседник, а не раздражаться на его манеру говорить или его убеждения.

3. Умение понимать.

  • Относится к собеседнику с уважением ( даже если это трудно).
  • Сконцентрироваться на понимании его речевых и неречевых сигналов.
  • Использовать для выяснения его состояния поведенческие сигналы.
  • Попробовать прочувствовать ситуацию вместе с собеседником или представить, чтобы вы ощущали в подобных обстоятельствах. Попытаться понять насколько ему плохо, чтобы суметь вызвать чувство сострадания по отношению к нему.

II этап

Формирование коммуникативно-речевой компетенции учащихся

1. Готовность учащихся участвовать в урочном общении.

  • Невербальное общение.
  • Умение учителя поставить вопрос-суждение.
  • Умение создать проблемную ситуацию.
  • Практическая направленность получаемых знаний.

2. Работа над словом, понятием.

  • Запись на доске понятий и терминов новой темы (Серебряный век, теорема Пифагора, безударная гласная, Всемирное тяготение и др.)
  • Представление учащимися своих ассоциаций перед классом. Внимание обращается на произношение полных предложений. Могут быть использованы следующие речевые конструкции:

- Когда я слышу это понятие, я думаю или мне приходит на ум…

- Я считаю, что это связано с таким явлением, как…

- Я ассоциирую это явление с тем, что…

  • Обращение к толковому словарю, тексту учебника.
  • Объяснение учителя.

3. Работа над умением задавать и отвечать на вопросы.

  • Учащиеся должны знать, что вопрос содержит часть ответа.

- Какие вещества называются электролитами?

- Электролитами называют вещества…

- С какими веществами взаимодействуют кислоты?

- Кислоты взаимодействуют с …, …, …”.