Авторы:
Архипова А.Н., учитель начальных классов ЦО “Технологии обучения”, кпн, доцент кафедры информационных технологий и образовательной среды МИОО (№ 100-450-299)
Горбушева И.Б., учитель начальных классов, ЦО № 2030 (№ 229-700-424)
Обобщающий урок по теме: растения (окружающий мир, информационные технологии).
Класс: 3.
Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о строении семени, развитии растения из семени;
- воспитать интерес к окружающему миру и бережное к нему отношение;
- сформировать предметные умения и навыки;
- сформировать понимание общности двух дисциплин, как единой области естествознания.
Задачи:
- проверить опытным путем строение сухого и проращенного семени;
- доказать экспериментальным путем, что растение питается, поглощая воду;
- зафиксировать условия, необходимые для проращивания семян;
- развить коммуникативные способности детей при работе в группах;
- развить способность организации действия в соответствии с инструкцией.
Оборудование:
- ШПЛ “Биология”;
- цифровой фотоаппарат, тренога;
- компьютер учителя, проектор
- компьютерный класс для фиксации и обобщения результатов деятельности;
- четыре компьютера для организации проектной деятельности.
- цифровой микроскоп;
- семена фасоли сухие и проращенные;
- ветки герани с корнем, помещенные в воду;
- два белых цветка хризантемы (розы), помещенных в чистую и подкрашенную воду;
- видеофильм о росте и развитии цветка из семени;
Время проведения: 1 урок.
Особенности урока: урок проводится с группой детей (14 чел.), делящейся на подгруппы.
Ход урока
1. Воспроизведение детьми знаний о предмете.
Учитель: На нашем уроке необычная ситуация: много гостей и мы работаем по подгруппам.
Учитель: Урок “окружающего мира” начнем с наблюдений. Внимательно рассмотрите семя фасоли. Что вы можете рассказать о строении семени?
Ученики: Кожура, семя доли.
Учитель: Какие условия необходимо создать, чтобы семя проросло?
Ученики: Вода, воздух, тепло.
Учитель: Неделю назад мы начали проведение опытов, для этого мы создали разные условия для проращивания семени, давайте вспомним, какие?
Ученики: Низкая температура, отсутствие воды, воздуха….
Учитель: Посмотрим на наши результаты (коробочки пронумерованы). Какие выводы мы можем сделать?
Ученики: Семена не прорастут на морозе, не прорастут в сухой посуде без воды, не прорастут в банке, полной воды, где нет доступа воздуха и т.д.
Учитель: Посмотрите на семя, для которого были созданы благоприятные условия. Назовите строение проращенного семени фасоли (ответы учащихся).
Учитель: Проверим опытным путем, действительно ли семя имеет то строение, о котором вы говорили (задание 1 подгруппы), проверим условия, при которых наши семена проросли (задание 2 подгруппы).
Организация коммуникации между детьми по проведению опытной работы
1 подгруппа | 2 подгруппа |
Изучение строения сухого и набухшего семени при помощи микроскопа, фиксирование частей семени (фотографирование, обработка в программе ПервоЛого). | Измерение при помощи датчиков (температуры, влажности, освещенности), фиксация результатов в электронной таблице (программа NeoOffice). |
Ученики: Каждая группа представляет свои результаты.
2. Обозначение приращения в знаниях.
Учитель: Наше семя проросло, и будет дальше расти, развиваться. Давайте посмотрим фильм о том, как дальше будет развиваться наше семя. (Демонстрация фильма о росте побега фасоли из семени).
Учитель: Составим правильную схему развития растения из семени. Задание: в программе ПервоЛого расставить последовательно изображения растения на разных этапах его развития.
Ученик: самостоятельная работа.
3. Вторичное выдвижение задания.
Учитель: Из семени вырастает растение, оно развивается, дает новые семена. А как доказать, что при росте и развитии растение поглощает воду? Докажем это, выполнив следующие опыты.
Организация коммуникации между детьми по проведению опытной работы.
1 подгруппа | 2 подгруппа |
Две емкости с
одинаковым количеством воды. В одну из них
помещаем герань с корнем. Чтобы исключить
испарение, на поверхность воды (в двух емкостях)
капнем растительного масла. Наблюдение: в
емкости с геранью количество воды уменьшилось, в
другой - количество воды осталось прежним. Ученикам предлагается повторить опыт и доказать, почему в емкости, в которую герань была помещена заранее, жидкость уменьшилась (1 эксперимент), а там, где растение только поместили в воду (2 эксперимент) количество жидкости осталось прежним. Фиксация действий при помощи фотоаппарата и в электронной таблице. |
Демонстрация эксперимента, проведенного заранее. Одна белая хризантема была помещена в окрашенную воду, другая в обычную, чистую. Задание: сделать надрез на стеблях растений и провести сравнение при помощи микроскопа (добавление фотографий в банк изображений и регистрация результатов в программе ПервоЛого). |
Ученики: Каждая группа представляет свои результаты.
4. Обозначение приращения в знаниях.
Учитель: Ребята, вы правы, действительно растение поглощает воду корнем и стеблем (если растение срезано), благодаря питанию, которое получает, оно может развиваться и размножаться.
5. Рефлексия.
Учитель: Вы теперь можете считаться грамотными ботаниками (дать пояснение, кто такие ботаники), а, следовательно, вам не составит труда отделить истинность утверждений. Задание: в программе ПервоЛого разделить утверждения на истинные и ложные (задания подбираются с учетом пройденного материала на повторение и обобщение знаний по теме: растения).
Ученики: самостоятельная работа.
6. Подведение итогов
Учитель: Молодцы, сегодня очень продуктивно поработали, практически доказали теоретические знания. Спасибо за вашу работу на уроке!