Цель и задачи:
- формирование у учащихся представления о художественной картине мира XX века;
- освоение знаний о жизненном и творческом пути И.Ф.Стравинского, его месте в мировой художественной культуре;
- создание условий для понимания особенностей художественно-образного мышления И.Ф.Стравинского;
- воспитание художественно-эстетического вкуса.
Методы и приемы: эссе, кластер, словесный метод, наглядный метод, “толстые и тонкие” вопросы, метод сравнения.
Материально-техническое обеспечение: мультимедиапроектор, раздаточный материал для учащихся (фрагменты текста).
Ход урока
“Пожалуй, не было в наше время
композитора, чье творчество вызывало бы столь
много споров, взаимоисключающих суждений,
неистовых восторгов и бурных ниспровержений. Но
все сходились в одном – каждое новое сочинение
Игоря Стравинского ожидали с нетерпением, с тем
интересом, который может вызывать лишь
исключительно яркая творческая личность”. |
На экране: Центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция
Учитель: В парижском квартале Бобур находится центр Жоржа Помпиду, который включает Национальный музей современного искусства. Публичную информационную библиотеку, Управление культурного развития. Перед фасадом располагается большая площадь. На площади установлен необычный фонтан.
На экране: Фонтан Стравинского
Он сооружен швейцарским скульптором Жаном Тэнгли в соавторстве с женой Ники де Сент-Фаль в 1983 году. 16 находящихся в движении скульптур (мобилей) из черного металла и яркого полистирола танцуют в струях фонтана. Хоровод мобилей исполняет замысловатые па: крутится в бешеном фуэте шляпа клоуна, выступает павой диковинная птица, мечется сраженное любовью сердце, а скрипичный ключ отбивает такт, дирижируя этой феерией из музыкальных произведений русского композитора Игоря Федоровича Стравинского.
“Пожалуй не было в наше время композитора, чье творчество вызывало бы столь много споров, взаимоисключающих суждений, неистовых восторгов и бурных ниспровержений. Но все сходились в одном – каждое новое сочинение Игоря Стравинского ожидали с нетерпением, с тем интересом, который может вызывать лишь исключительно яркая творческая личность”. (Е. Светланов)
Нельзя не согласиться с этими словами прославленного дирижера. Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку. Сегодня мы постараемся разобраться, что за человек был И.Ф.Стравинский, что питало его творчество, какими событиями была наполнена его жизнь.
Учащиеся в тетрадь записывают тему урока: “Русская художественная культура начала XX века. Игорь Федорович Стравинский”.
Трудно охватить общим взглядом творчество этого композитора. Не только потому, что он прожил долгую жизнь – почти 90 лет. И не только потому, что наследие его огромно. Главная трудность в том, что облик композитора не раз менялся до неузнаваемости, ставя современников в тупик: а где же, каков же настоящий Стравинский? Но в том-то и дело, что композитор всегда и во всем был настоящим, что его перемены определялись не очередной художественной модой, а потребностью его пытливой натуры, неутомимо искавшей новых путей. “Я не живу ни в прошлом, ни в будущем… Для меня существует только истина сегодняшнего дня”, – так считал сам Игорь Федорович.
– Давайте рассмотрим несколько портретов И.Ф.Стравинского выполненные в различные периоды его жизни. О каких чертах характера Стравинского мы можем говорить? Как вам кажется, каким был Стравинский как личность? Какие качества присущи ему как человеку?
На экране: П.Пикассо. Игорь Стравинский. 1919;
фотопортреты И.Ф.Стравинского.
Учащимся предлагается записать свои ответы в
виде кластера.
Слово кластер в переводе означает “пучок”, “созвездие”. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий:
- посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово, которое является “сердцем” идеи, темы. На данном уроке ключевое слово – И.Ф.Стравинский.
- вокруг “накидать” слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель “планеты и спутники”).
- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из “спутников” в свою очередь тоже появляются “спутники”, устанавливаются новые логические связи.
Работа в парах
Каждая пара получает конверт с набором фрагментов биографии И.Ф.Стравинского. Парам отводится время на то, чтобы ознакомиться с биографией Стравинского и разложить фрагменты в том порядке, в каком покажется логичным. Далее происходит озвучивание этих фрагментов учащимися, учитель сопровождает их ответы демонстрацией слайдов (в тетрадях учащиеся продолжают самостоятельно работать с кластером, составляя опорный конспект по теме урока).
1. Игорь Федорович Стравинский родился 5 июня 1882 года в г. Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов) близ Петербурга. (На экране: Дом, в котором родился И.Ф.Стравинский).
Отец его, Федор Игнатьевич, был одним из известнейших артистов Мариинского оперного театра в Петербурге. (На экране: Мариинский театр, Санкт-Петербург). Мать композитора, Анна Кирилловна, недурно владела фортепиано. У Стравинских бывали музыканты, поэты, художники. Федор Игнатьевич располагал богатой нотной и книжной библиотекой, редкостной коллекцией гравюр. Но у родителей будущего композитора не было намерения непременно сделать из мальчика музыканта, да и у него самого тяготение к сочинению музыки проснулось не так уж рано. Посещение спектаклей с участием отца, домашние музыкальные вечера были для мальчика чем-то само собой разумеющимся, привычным элементом семейного быта. Летом увлекался живописью, писал с натуры. Участвовал в любительских спектаклях. Много читал. Его книжные пристрастия – Толстой, Шекспир, Софокл, Достоевский.
2. В возрасте 9 лет Стравинский начал заниматься фортепианной игрой. В последних классах гимназии начал брать уроки теории музыки, еще не ставя себе никаких определенных целей.
По окончании гимназии (в 1900 г.) Стравинский поступил в Петербургский университет, на юридический факультет, продолжая заниматься музыкально-теоретическими предметами “для себя”. (На экране: Петербургский университет).
3. Среди его университетских товарищей оказался младший сын Н.А.Римского-Корсакова, через которого и состоялось знакомство Стравинского с великим композитором, который и стал его основным учителем. Руководил Римский-Корсаков И.Стравинским мудро, ненавязчиво. Его огромный педагогический опыт и дар подсказывали ему, что Стравинскому нужно не прохождение курса в консерватории, а приобретение навыков практического сочинения. Остальное сделает талант. (На экране: портрет Н.А.Римского-Корсакова).
Но общение было недолгим: систематические занятия начались лишь тогда, когда Стравинский кончил университет, т.е. в 1905 году, а в 1908 году Римский-Корсаков скончался. “Немногие были так близки мне, как Римский-Корсаков – вспоминал много лет спустя Стравинский и добавлял: – Он стал мне вроде названного отца”.
4. В 1907 году Стравинский закончил свое первое крупное произведение – Симфонию. Еще мало самостоятельная по стилю, симфония свидетельствовала об усвоении ее автором традиций русской классики. (На экране: фотопортрет молодого И.Ф.Стравинского).
Он живо интересуется творчеством художников группы “Мир искусства”, современной поэзией. На “Вечерах современной музыки” он испытывает яркие впечатления от произведений французских композиторов, особенно Дебюсси.
Это привело к существенным сдвигам в стиле молодого Стравинского. Наиболее отчетливо это сказалось в двух небольших оркестровых сочинениях 1908 года – “Фантастическом скерцо” и особенно “Фейерверке”. В Стравинском зарождалась и росла (пока подсознательно и очень смутно) тяга к неизведанному, новому.
5. Решающую роль для дальнейшей судьбы Стравинского сыграло его знакомство с С.П.Дягилевым. В 1909 году Стравинский получил заказ от Дягилева на балет “Жар-птица” для Русских сезонов в Париже. (На экране: фотопортрет С.П.Дягилева).
“Жар-птицей” открылась длительная полоса творческого содружества Дягилева со Стравинским. На протяжении двух десятилетий почти все созданное гением Стравинского находило свое первое рождение в музыкальном театре Дягилева, назвавшего его своим “первым сыном”.
Через год после “Жар-птицы” он пишет “Петрушку”, а спустя еще два года “Весну священную”. Триада этих балетов открыла первый – “русский” – период творчества Стравинского. С этого момента началась и уже непрерывно продолжалась всемирная слава Стравинского. К балетам примыкают сцены с пением и музыкой “Свадебка”, опера “Соловей”.
6. В 1910 году, покинув Петербург, и лишь изредка туда приезжая, Стравинский живет в имении своей жены в Волынской губернии, откуда выезжает в Париж и Швейцарию. С 1914 года он живет за границей. В Монтрё (Французская Швейцария) Стравинский познакомился с дирижером Эрнестом Ансерме. Именно Ансерме предложил Стравинскому взять дирижерскую палочку и продирижировать собственной Симфонией. Так началась дирижерская карьера Стравинского. (На экране: И.Ф.Стравинский за дирижерским пультом).
Стравинский был неистовым апологетом максимально точного исполнения того, что записано в партитуре, и не терпел никаких вольностей. Первое публичное выступление Стравинского в качестве дирижера состоялось в 1915 году в Женеве. За дирижерскую карьеру, которая закончилась в 1967 году, Стравинский выступал как симфонический и театральный дирижер во всех крупных городах мира.
7. С 1920 года композитор живет во Франции. В свой “парижский” период, или неоклассицистский, как его принято именовать, Стравинский моделирует различные музыкальные стили эпохи Люлли, Баха, Глюка видя своей целью установление “господства порядка над хаосом” (балеты “Аполлон Мусагет”, “Орфей”, опера-оратория “Царь Эдип”, Симфония псалмов). Стилистика неоклассицизма оставалась господствующей в творчестве Стравинского на протяжении более 30 лет. (На экране: фотопортрет И.Ф.Стравинского).
8. В 1945 году Стравинский принимает американское гражданство и живет в США. В “американский” период деятельности он обращается к музыке добаховской эпохи, библейским, культовым сюжетам, применяет технику додекафонии. (На экране: фотопортрет И.Ф.Стравинского).
В 1962 году И.Ф.Стравинский, впервые после своего отъезда из России, приехал в Советский Союз. Его с восторгом принимали в Москве и Петербурге. Концертами из его произведений дирижировал он сам. Перед отъездом его принял Н.С.Хрущев, который предложил композитору вернуться на родину. (На экране: И.Ф.Стравинский в Ленинградской консерватории).
9. Умер И.Ф.Стравинский в Нью-Йорке 6 апреля 1971 года. Похоронен в Венеции на кладбище рядом с С.П.Дягилевым, творцом русских сезонов, открывшим всему миру гений Стравинского. (На экране: могила И.Ф.Стравинского).
На пути были свои вехи. Основные из них подчиняются магическому действию числа 3:
- 3 основные “страны обитания”. – Какие?
- 3 подданства. – Какие?
- 3 творческих периода. – Какие?
Что же касается этапов творчества, то здесь – своя числовая символика. 15 лет длится так называемый “русский” период, 30 лет – неоклассический, 15 – додекафонный.
15 – 30 – 15. Юность – зрелость – старость? Но Стравинский всю жизнь сохранял юношескую восприимчивость к новому, но Стравинский – с юных лет – был зрелым художником. Старость же (то, что называется “поздним творчеством”) догнала его только на восьмом десятке…
15 + 30 + 15 = 60 лет непрерывного поиска, непрерывного обновления. По роду своего дарования Стравинский был художником-энциклопедистом. Он воспринимал культуру мира как единое целое, поэтому в сочинениях композитора нашли преломление самые разные “модели” творчества, воплощающие многогранный многовековой опыт развития музыкального искусства. Стравинский нередко писал и говорил, что искусство – это, прежде всего, мастерство, умение создавать совершенные по форме вещи. Как настоящий Мастер, он любил свое дело, свое искусство. Ему принадлежат замечательные слова: “Я люблю все, что бы ни делал в данный момент, и с каждой новой вещью я чувствую, что наконец-то нашел путь и только сейчас начал сочинять”. Это чувство и помогло композитору до глубокой старости без устали работать, творить, искать новых путей.
Учащимся предлагается завершить работу с кластером
Рефлексия. 5-минутное эссе
- написать, что они узнали по новой теме
- задать один вопрос, на который они так и не получили ответа
Домашнее задание
Придумать “тонкие” и “толстые” вопросы по творческому и жизненному пути И.Ф.Стравинского для игры “Шапка вопросов” (следующий урок начнется с обсуждения этих вопросов). “Толстые” вопросы не имеют однозначного ответа. “Тонкие” вопросы начинаются со слов что, когда, где и т.д.
Литература:
- Майкапар А. Игорь Стравинский // “Искусство”. – 2008. – №8.
- Нестьев И.В. Дягилев и музыкальный театр XX века. – М., 1994.
- Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. – М., 2003.
- Рассказы о музыке и музыкантах. Популярные очерки. М.Г.Арановский (составитель). – Л. – М., 1973.
- Сергеев С. Русский балет С.Дягилева // “Искусство в школе”. – 2000. – №5.
- Электронная энциклопедия “Театр”. – ООО “Кордис & Медиа”, 2003-2006.