Урок химии по теме «Жиры»

Разделы: Химия


Девиз урока:   Наиболее рациональный прием изучения нового есть перенос знаний ранее изученного на новый изучаемый объект.

Цели:

  • Образовательные: сформировать представление о жирах как биоорганических веществах, их классификации, свойствах, способах их переработки и применении; актуализировать знания о жирах из курса биологии.
  • Развивающие: развивать умение наблюдать, находить причинно-следственные связи, делать выводы; совершенствовать умения составлять уравнения реакций, получать информацию из различных источников, конспектировать, выбирать главное, развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой.
  • Воспитательные: формировать социальные компетенции учащихся, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уважительное отношение друг к другу.

Оборудование и реактивы:  

  • На столах учащихся: раздаточный материал классификация органических соединений, план урока, тестовые задания.
  • Для демонстрации эксперимента: пробирки, растительное масло, вода, ацетон, раствор гидроксида натрия.
  • На доске: таблица «Пищеварительная система человека», портреты Шевреля, Бертло.
  • На демонстрационном столе учителя: гербарий и изображения масличных растений, животных, из которых получают жир; образцы сливочного, подсолнечного, оливкового масел, маргарин, олифа, глицерин, мыло жидкое и твердое, свеча.

Методы и методические приемы: беседа, объяснение, демонстрация эксперимента, таблиц, изображения животных и растений, сообщения учащихся, самостоятельная работа.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

Вопросы для фронтальной беседы:

1. Какие классы кислородосодержащих органических веществ вам известны?
2. Дайте определение сложным эфирам.
3. В результате какой реакции образуются сложные эфиры?
4. Какие свойства характерны для сложных эфиров?

Учитель: Сегодня мы с вами  продолжим знакомиться с классами органических веществ на примере жиров, которые по своей химической природе являются сложными эфирами.
Источниками жиров являются живые организмы. Среди животных это коровы, свиньи, овцы, гуси, киты, тюлени, рыбы: акула, тресковые, сельди. Из печени трески и акулы получают рыбий жир – лекарственное средство, из сельдевых –  жиры, используемые для подкормки сельскохозяйственных животных.
Еще шире используются масла растений: хлопка, льна, сои, арахиса, кунжута, рапса, горчицы, оливы, подсолнечника, конопли, клещевины, мака, масличной пальмы, кокоса и многих других.

Демонстрация изображений масличных растений, животных, из которых получают жир.

Цель нашего урока: расширить имеющиеся у вас знания о жирах из курса биологии по плану.

План урока

1. Состав и строение жиров.
2. Классификация жиров.
3. Физические свойства жиров.
4. Химические свойства жиров.
5. Применение жиров.
6. Биологическая роль жиров.
7. Обмен жиров в организме человека.

II. Изучение нового материала

1. Состав и строение жиров

К. Шееле выделил из оливкового масла вещество сладкого вкуса –  «масляный сахар», вскоре он обнаружил его в коровьем масле и свином жире. Так в 1779 г. было установлено, что в состав жиров входит глицерин.
М. Э. Шеврель посвятил изучению жиров 14 лет.
В 1808 г. к нему обратился владелец текстильной фабрики с просьбой изучить состав мягкого  мыла, получаемого на фабрике.
Шеврель установил, что мыло –  натриевая соль высшей жирной кислоты. Шеврель изготовлял мыла из жиров различных животных, выделял из них жирные кислоты. Так  были впервые получены стеариновая, олеиновая, капроновая кислоты.  Шеврель показал, что жиры состоят из глицерина и жирных кислот, причем это не просто их смесь, а соединение, которое, присоединяя воду, распадается на глицерин и кислоты. Шеврель вместе с Ж. Гей-Люссаком предложил способ получения стеариновых свечей.
Синтез жиров осуществил в 1850 г. Мерселен Бертло, нагревая в запаянных стеклянных трубках смесь глицерина с жирными кислотами. Методом синтеза он установил строение жиров.

Учащиеся записывают определение жиров, их общую формулу.

2. Классификация жиров

Учащиеся сравнивают свойства и строение жиров, находят причинно-следственные связи.

3. Физические свойства жиров

Демонстрация эксперимента: в три пробирки налить по 5 мл воды, ацетона, раствора гидроксида натрия и добавить в них по нескольку капель растительного масла. учащиеся наблюдают, что происходит при встряхивании пробирок.
После обсуждения эксперимента учащиеся записывают вывод в тетрадь о физических свойствах жиров:  нерастворимы в воде, легче воды, хорошо растворяются в органических растворителях, эмульгируются щелочами.

4. Химические свойства жиров

Учитель: Зная о строении жиров, предложите, какими свойствами они могут обладать.

Учащиеся: гидролиз в кислой и щелочной среде; растительные жиры, образованные непредельными высшими карбоновыми кислотами, подвергаются гидрированию.

Учащиеся записывают уравнения реакций на доске и в тетрадях, объясняют механизм, дают названия продуктам реакций.

1. Гидролиз

а) в кислой среде

Учитель: Реакция гидрирования лежит в основе получения маргарина.
В середине 60-х годов ХIX века во Франции был объявлен конкурс на создание заменителя сливочного масла. Премия и патент были вручены химику Мерс – Мурье. В 1870 г. он построил первый маргариновый завод. Первый маргарин был получен из говяжьего жира. После разработки промышленного способа гидрирования непредельных соединений (1912 г. П. Сабатье) маргарин стали получать из растительных масел.

5. Применение жиров

Учащиеся слушают подготовленное сообщение о применении жиров, конспектируют.

Жиры используют в пищу. Некоторые масла используют для изготовления косметических средств (кремов, масок, мазей).
Ряд жиров имеют лекарственное значение: касторовое, облепиховое масло, рыбий жир, гусиный жир.
Жиры сельдевых рыб, тюлений жир используют для подкормки сельскохозяйственных животных.
Высыхающие растительные масла используют для производства олиф.
Сырьем для производства маргарина являются многие растительные масла и китовый жир.
Животные жиры идут на производство мыла, стеариновых свечей.
Жиры используют для получения глицерина, смазочных материалов.

6. Биологическая роль жиров.

Структурная функция. Липиды принимают участие в построении мембран клеток всех органов и тканей. Они участвуют в образовании многих биологически важных соединений.

Энергетическая функция. Липиды обеспечивают 25-30% всей энергии, необходимой организму. При полном распаде 1 г жира выделяется 38,9 кДж энергии, что примерно в 2 раза больше по сравнению с углеводами и белками.

Функция запасания питательных веществ. Жиры являются своего рода энергетическими консервами. Жировыми депо могут быть и капли жира внутри клетки, и  «жировое тело» у насекомых, и подкожная клетчатка, в которой сосредоточены клетки – липоциты у человека.

Функция терморегуляции. Жиры плохо проводят тепло. Они откладываются под кожей, образуя у некоторых животных огромные скопления. Например, у кита слой подкожного жира достигает 1 м. Это позволяет теплокровному животному жить в холодной воде полярного океана.
У многих млекопитающих существует специальная жировая ткань, играющая в основном роль терморегулятора, своеобразного биологического «обогревателя». Эту ткань называют «бурым жиром». Она имеет бурый цвет из-за того, что очень богата митохондриями красно-бурой окраски из-за находящихся в них железосодержащих белков. В этой ткани производится тепловая энергия, имеющая для млекопитающих важное значение в условиях жизни при низких температурах.
Жиры выполняют еще множество различных функций в клетке и организме. Можно напомнить, что жир – поставщик так называемой эндогенной воды: при окислении 100 г жира выделяются 107 мл воды. Благодаря такой воде существуют многие пустынные животные, например песчанки, тушканчики, с этим связано и накопление жира в горбах у верблюда. Слой жира защищает нежные органы от ударов и сотрясений (например, околопочечная капсула, жировая подушка около глаза). Жироподобные соединения покрывают тонким слоем листья растения, не давая им намокать во время обильных дождей. Многие жиры являются предшественниками в биосинтезе гормонов. Например, к липидам относятся половые гормоны человека и животных: эстрадиол (женский) и тестостерон (мужской).
Учащиеся слушают сообщение о биологической роли жиров, конспектируют.

7. Обмен жиров в организме человека.

Учащиеся слушают объяснение учителя, рассматривают таблицу «Пищеварительная система человека», записывают схему:

Жиры расщепляются в 12 – перстной кишке и тонком кишечнике под действием ферментов липаз, входящих в секрет поджелудочной железы и в состав кишечного пищеварительного сока.
Липазы гидролизуют жир. Желчь способствует эмульгированию жиров, что увеличивает поверхность соприкосновения жиров с ферментом. Желчь необходима для всасывания жирных кислот. Всасывание жиров идет в тонком кишечнике. Большей частью жиры всасываются в лимфу (70%), в меньшей степени – в кровь.
Жиры синтезируются на гладкой мембране эндоплазматической сети и в комплексе Гольджи. Синтез жиров идет из глицерина и жирных кислот, в некоторых случаях – из углеводов.
Установлено, что глицерин может образовываться из глюкозы, а заменимые жирные кислоты – из уксусной кислоты.
Жиры запасаются в подкожной жировой клетчатке. В печени происходит расщепление жиров до более простых веществ, участвующих в энергетическом обмене. Жиры обеспечивают 50% энергии, необходимой человеку. Поэтому человек должен потреблять 70-80 г жиров в день, жиры (в норме) должны составлять 10-20% от массы тела человека. Основные продукты питания, содержащие жиры: сливочное масло, жирная свинина, желток куриного яйца, шоколад, орехи, растительные масла, печень трески.

Итак, рассмотрены все вопросы плана урока. В тетрадях учащихся записана важнейшая информация о жирах.

III. Закрепление изученного материала

Для закрепления полученных знаний учитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста:

1. Жиры – это:

а) сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот,
б) сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот,
в) сложные эфиры одноатомных спиртов и высших карбоновых кислот.

2. Растительные и животные жиры отличаются:

а) по растворимости в воде,
б) составом спирта,
в) составом высших карбоновых кислот.

3. Жиры хорошо растворяются:

а) в органических растворителях,
б) в воде,
в) в растворе кислот.

4. При гидролизе жиров в кислой среде образуются:

а) глицерин и соли высших карбоновых кислот,
б) глицерин и высшие карбоновые кислоты,
в) маргарин и глицерин.

5. Превращение жидких жиров в твердые происходит в результате реакции:

а) гидратации,
б) дегидрирования,
в) гидрирования.

6. Мыла – это:

а) натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот,
б) натриевые или калиевые соли уксусной кислоты,
в) продукты гидролиза жиров в кислой среде.

7. Укажите состав жидкого мыла:

а) (С17Н35СОО)2Са
б) С17Н35СООК
в) С17Н35СООNа

8. Рыбий жир является источником витамина:

а) С
б) В
в) Д

9. Строительная функция жиров осуществляется:

а) в образовании воды,
б) в сохранении тепла,
в) принимают участие в построении мембран клеток всех органов и тканей.

10. Окончательное расщепление жиров идет:

а) в тонком кишечнике,
б) в толстом кишечнике,
в) в желудке.

После  выполнения задания, учащиеся меняются тестами и проверяют друг друга.

Ответы записаны на доске:  1 – б;  2 – в;  3 – а;  4 – б; 5 – в; 6 – а; 7 – б; 8 – в; 9 – в; 10 – а.

IV. Рефлексия

Учащимся предлагается оценить свою деятельность на уроке, дать оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнил задание…
Я понял, что…
Я приобрел…
Я научился…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…

V. Домашнее задание: параграф 13, выучить конспект, упр. 12. стр. 100.