Высказывание Никольской И. М. (Кадр 2)
Агрессивный ребенок. (Кадр 3)
- Помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности.
"Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать портрет его врага, и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась". Действительно, такие способы преодоления проблемы на время снимают приступы агрессии. Однако психологи предупреждают, что у ребенка постепенно формируется стереотип агрессивного реагирования в проблемной ситуации. То есть раздраженный и разозленный ребенок привыкает вымещать агрессию на объекты окружающего мира. Сначала такие объекты ему предлагают взрослые (подушка, "лист гнева" и т. д.). Но в дальнейшем, когда взрослого не окажется рядом, ребенок, научившийся справляться с агрессией подобным образом, скорее всего, перевернет урну на улице, разобьет окно камнем и т. д. Еще хуже, если под рукой у него окажется младший школьник (чем не замена мягкой кукле?) или безобидное животное во дворе дома...
- Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы "мести".
- Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.
У ВАС ЗАМКНУТЫЙ РЕБЕНОК (Кадр 4)
Определите причины:
В отличие от застенчивого ребенка, который хочет общаться с другими, но не умеет этого делать, замкнутый ребенок не хочет и не знает, как общаться. В младенчестве для таких детей характерны беспокойность, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в укладе жизни. Позднее появляется страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие.
Как вести себя с замкнутым ребенком:
- Расширяйте круг общения вашего ребенка.
- Подчеркивайте полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.
Стремитесь сами стать для ребенка примером активно общающегося человека.
- Если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу.
Чудес не бывает: замкнутость не пройдет за один день по взмаху "волшебной палочки". Наберитесь терпения и приготовьтесь к длительной работе.
Советуем поиграть:
- "Незнайка". Взрослый задает ребенку различные вопросы, а тот только разводит руками и пожимает плечами.
- Попросите ребенка рассказать о его сильных сторонах: о том, что он любит, ценит, принимает в себе; о том, что дает ему чувство уверенности в себе.
- "Закончи предложение". Предложите ребенку посочинять, закончить фразу (Я хочу... Я умею... Я смогу... Я добьюсь...).
- Совместные настольные игры.
- "Фантастический рисунок" (фигура). Предложите ребенку начать рисовать (лепить) что-то неожиданное.
- Любые сюжетные игры. "Как будто" (например: представь, как будто тебя пригласили на передачу "Смак"),
Конфликтный ребенок. (Кадр 5)
- Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотание себе под нос.
- Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего.
- После конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту.
- Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения.
- Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, так как дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом.
Застенчивый ребенок. (Кадр 6)
- Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите его в гости к знакомым людям.
- Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью, оберегать его от всевозможных опасностей.
- Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.
- Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с "чужим" взрослым.
У ВАС БЕСПОКОЙНЫЙ РЕБЕНОК (Кадр 7)
Определите причины:
Если эмоциональная неустойчивость (то смех, то слезы, то обида, то истерика) появилась неожиданно, и вы вдруг стали замечать, что ребенок начал обостренно эмоционально реагировать на все происходящее вокруг, то причиной может быть:
- Кризисный возраст (6-7 лет).
- Недостаточно сильно развитое торможение. Торможение поддается тренировке (начиная с 5-6 лет).
- Незнание ребенка, как ему выразить свое настроение, отсутствие навыков владения способами проявить свою эмоцию.
- Неблагоприятные отношения внутри семьи, которые ребенок сильно переживает, и накопленное напряжение, выплескивающееся в его эмоциональных реакциях.
Как вести себя с беспокойным ребенком:
- Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать.
- Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в поведении.
- Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым.
- Помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие.
Советуем поиграть:
Необходимо познакомить вашего ребенка с несколькими основными эмоциями и с тем, как они проявляются.
- Научите вашего малыша расслаблять мышцы. Часто эмоциональная неустойчивость у ребенка соседствует с двигательной закрепощенностью, беспокойным сном, сильным внутренним напряжением.
- Во время чтения сказок просите ребенка мимикой показывать чувства героев: радость, интерес, удивление, печаль, страх, гнев.
- Обращайте внимание ребенка на то, как приятно состояние ненапряженности, спокойствия. После подвижных игр предложите ему превратиться в соню, лентяя, расслабив при этом все мышцы тела.
У ВАШЕГО РЕБЕНКА НАРУШЕНА САМООЦЕНКА (Кадр 8)
Определите причины:
Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях. Так постепенно складывается наша самооценка.
В поведении ребенка можно увидеть такие проявления самооценки:
- активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой;
- пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой; при завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других.
Как вести себя с ребенком, у которого нарушена самооценка.
Если вы заинтересованы в формировании адекватной самооценки:
- Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему не по силам. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
- Не перехватывайте инициативу у ребенка, поощряйте его начинания, пусть он чувствует себя лидером.
- Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает.
- Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка.
- Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой, например, каким он был вчера.
Советуем поиграть:
- Очень хороши игры: прятки, жмурки.
- "Зеркало".
- "Путаница".
Гиперактивный ребенок. (Кадр 9)
- Причиной возникновения проблем в школе может стать гиперактивность будущего ученика. Чтобы наиболее эффективно выстроить работу с таким ребенком необходимо обеспечить для него комфортные условия.
Специалисты советуют:
1. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
2. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
3. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
4. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
5. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
6. Использовать тактильный контакт.
7. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
8. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
9. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
10. Предоставляйте ребенку возможность выбора.
11. Оставайтесь спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!
Петербургский психолог М.Н. Ильина считает, что завышенные требования, предъявляемые учителями к гиперактивному ребенку, могут вызвать серьезные проблемы в обучении и поведении. В таких условиях ребенок с подобной проблемой не сможет спокойно сидеть на уроке, будет постоянно отвлекаться, не сможет сконцентрировать внимание на предмете, его поведение будет идти вразрез со школьными нормами. Все это часто приводит к отставанию в учебе. Расторможенный, неуправляемый ребенок может поставить в тупик взрослых, которые, как правило, его наказывают, ругают, упрекают, стыдят и одергивают. Ребенок и сам себе не рад, да ничего не может с этим поделать, не может без помощи родителей изменить свое поведение.
Психолог Ильина советует:
- Проконсультируйтесь у специалистов.
- Воспитывая гиперактивного ребенка, избегайте крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, и установления перед ребенком повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, - с другой.
- Старайтесь общаться с ребенком спокойно и сдержанно, сведите к минимуму запреты и слова "нет", "нельзя".
- Придерживайтесь "позитивной модели" воспитания. Избегайте жесткости наказаний, всегда хвалите ребенка, когда он этого заслуживает.
- Занимаясь с ребенком, давайте ему только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.
- При объяснении какого-то задания используйте зрительную стимуляцию (рисунки, картинки и др.).
- Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие сосредоточенности, усидчивости, концентрации внимания.
- Придерживайтесь четкого распорядка дня и терпеливо требуйте его соблюдения, особенно режима сна.
- Ограничивайте пребывание ребенка в больших компаниях.
- Не провоцируйте ребенка на шумные игры с участием других детей (идеальный вариант, когда ваш ребенок играет еще с одним, но не более того).
- Создайте спокойную атмосферу в семье, не ссорьтесь в его присутствии, не говорите на повышенных тонах.
- Приучите ребенка к занятиям физкультурой, спортом, прогулкам на свежем воздухе, подвижным играм.
- Помогите найти ему какое-то увлечение, хобби.
ВАШ РЕБЕНОК - ЛЕВША (Кадр 10)
- Не переучивайте насильно левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга.
- Не переусердствуйте с соблюдением режима, если ребенок - левша - для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным. Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.
- Берегите левшу от чрезмерных нервных перегрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.
- Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других - это его достоинство.
Ребенок с речевыми проблемами. (Кадр 11)
- Ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его речевым дефектом.
- Объективно подчеркивайте достоинства вашего ребенка.
- Поощряйте его общение с другими детьми.
- Не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;
- Обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которой речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.
Психотерапия неуспеваемости (Кадр 12)
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: не бей лежачего. "Двойка" - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.
ПРАВИЛО ВТОРОЕ: не более одного недостатка в минуту. Выберите из множества недостатков ребенка тот, который особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем.
ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого.
ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку знающим и умелым. Если благодаря вашей такой похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть более безличной: "Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два". Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребенка к знаниям, его вере в успех.
Список использованной литературы
- Е. В. Меттус. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация. Волгоград. Учитель. 2007.
- Авт.- сост. Н. С. Мозговая и др. Как научить ребёнка учиться: беседы с родителями, советы школьного психолога. Волгоград. Учитель, 2007.