Сталин – отец народа или правитель-тиран? 11-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Цели:

1. Дать представление о негативной стороне советской власти 20-50-х годов. Содействовать выработке собственного мнения, умению анализировать и давать собственную оценку прошедшим событиям.

2. Формировать умение самостоятельной работы с дополнительными источниками.

3. Воспитывать уважительное отношение к судьбам людей, свободе, как высшему достижению человечества.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Учитель. У каждого поколения свои идеалы, свои жизненные устои. Свое понимание того, что происходит. мы всегда пытаемся найти всему объяснение и сегодняшний урок этому подтверждение. Во время прохождения материала о формировании тоталитарной системы в СССР и перед вами была поставлена задача, проанализировать деятельность руководства. И по мере изучения материалов мы с вами столкнулись с разными оценками, разными взглядами на мир, поэтому и тема урока сегодня “Сталин – отец народа или правитель – тиран?!”. (Слайд 1)

Вы, наверное, заметили, что в конце темы у меня два знака препинания. Как вы думаете почему?

(Наверное потому, что мы пока не разобрались и до конца не проанализировали все факты, документы, показания. Мы с полной уверенностью не можем утверждать тот или иной тезис)

Верно. Давайте перенесемся в то время и вспомним, кто стоял у руля власти, кто руководил партийным аппаратом и все страной. (Сталин Иосиф Виссарионович)

Ребята, а кто нибудь из вас, знает его настоящее имя? (Сосо Джугашвили)

Вспомните, как пришел Сталин к власти. (После смерти Ленина. Поддерживая при каждом удобном случае его политику, идеологию, нужные людям фразы – обещания. И люди шли за ним, и он стал главой государства. А встав у власти он сначала изменил партию изнутри, а затем стал менять государство)

А как вы думаете, почему ему это удавалось? (Он создал непререкаемый авторитет), идеал – его сначала уважали, а потом боялись)

Вот вы говорите, что его только сначала уважали, а потом стали бояться. Почему Сталину и его близкому окружению удалось сформировать культ личности?

Мы вспомнили, как пришел Сталин к власти, как создал свой авторитет. Теперь мы сможем сказать, кто Сталин – отец или тиран? (Слайд 2) (Нет)

Почему? (На основании того как пришел человек к власти, и что он создал из своей личности идеал мы не можем говорить ни за ни против)

Хорошо. Я вижу вы готовясь к уроку сделали свои выбор и вам есть, что нам сказать. Кто начнет?

Слово предоставляется 1 группе за тезис “Сталин – отец народа”.

Группа оценивает Сталина, как великого реформатора (слайды 5-7). форсированное развитие промышленности, уменьшение и ликвидация безработицы. Коллективизация, которая направлена помочь в строительстве социализма. (Слайды 8-12) Думаем Сталина можно назвать отцом народа.

Вопросы? Слово 2 группе за тезис “Сталин – правитель тиран”.

- А как же репрессии, уничтожение деревень, создание ГУЛАГа. Вы говорите, что он отец народа, мы его таковым не считаем. Посмотрите, какими методами были проведены его реформы, каковы его результаты для людей, которые были отправлены в лагеря среди ночи и только лишь для того, чтобы выполнить план по строительству любыми путями. (Слайды 12-15)

1-я группа. Но ведь и коллективизация шла успешно, многие люди охотно шли в колхозы и совхозы (слайд16).

2-я группа. А те кто не шел? Вам известна их судьба?

Учитель: На самом деле не все так было хорошо и гладко ,как докладывали на местах, как доносилось это людям, которых обошли стороной репрессивные методы вовлечения в реформы. Посмотрите, как наглядно демонстрировались действия руководства. (Слайд17-18)

Группа 2. Именно этими наглядками, ложными высказываниями, хорошо и быстро развивающейся индустриализацией , увеличением учебных заведений, одним словом реформами внутри страны и личными качествами Сталина, той обстановкой, которая создалась в государстве и был сотворен культ личности Сталина. (Слайд19)

И именно им создается совсем не ленинская (рабоче-крестьянская), а командно-административная система правления (слайд 20) при которой человек, а в нашем случае Сталин прикрываясь буквой закона, указа совершает мыслимые и немыслимые поступки, в том числе оправдывая себя. Недаром Сталин говорил:

Пример тому массовые репрессии (слайд 21) и их причины (слайд 22-23) вот правда о репрессиях, посмотрите даже в рядах тех кто защищал этот режим, наше государство, были жестокие репрессии против лучших из лучших. А нередко и те, кто проводил репрессии назавтра был репрессирован сам.

Мы с вами говорим репрессии, а что же явление – эти репрессии (слайд 24) и какие действия мы можем рассматривать как репрессивные (слайд 25). Жертвой могли оказаться даже не в чем не повинные люди, только лишь потому, что у них была лишняя булка хлеба. (Слайд 26)

2-я группа. Для успешного решения реформ были даже приказами построены так называемые исправительно-трудовые лагеря так Сталин решал проблему нехватки рабочих рук и экономических средств.

Учитель. Действительно, если мы посмотрим на карту ГУЛАГа, то на ней почти нет места, все усыпано красными точками, которые обозначают месторасположения лагерей. Неужели в СССР было столько преступников? (Нет)

Тогда как туда попадали люди, зачем же их столько? (Была введена специальная статья №58 - политические преступления. Под это словосочетание попадало даже простое опоздание на работу)

Дальнейшие кадры, я думаю, в комментариях не нуждаются. (Слайды 28-43)

2-я группа. Неужели именно такими методами нужно было поднимать страну, вести форсированную политику производства. В чем виноваты люди, которые хотели просто накормить своих детей, а не убивать их, жить в стране в которой был провозглашен социализм, а не то что скрывалось под этой маской.

1-я групппа. По мнению Сталина не было иного пути. Он и в самом деле считал, Что делает лучше для народа, для своего народа.

2-я группа. Или для себя самого. Чтобы удержать власть, все способы хороши. Нам кажется, что в то время была настолько воспитана, вбита в умы и сердца народа – любовь к Сталину, что она приравнивалась к любви к Родине. Кажется сам Сталин был настолько в себя влюблен, что ничего и никого не видел вокруг. Тот воспитанный патриотизм просто не давал людям возможность смотреть на это по иному, другим оценивающим взглядом. Некогда было думать, надо было все делать быстро. И все делали, боялись и делали – исполняли волю “вождя” деспота, которого вы называете отцом. Низкий пока уровень культуры, когда все отслеживалось, отсматривалось и отбрасывалось, не давал людям шанса посмотреть на все это с другой стороны. Та идеалогия, она не предполагала кого-то обсуждения, оценки событий. Люди думали, что так правильно, другого то они не знали, не видели.

1-я группа. Однако многие люди благодарны Сталину за все, что он сделал для страны.

Учитель. Можно долго дискутировать на эту тему, приводить аргументы и факты. Давайте обратим внимание на слова Федора Раскольникова, который написал открытое письмо Сталину. “Я правду о тебе расскажу такую, что хуже всякой лжи”. Что Раскольников хотел сказать этими словами? (Ответы детей)

А теперь давайте вернемся к нашей теме. Можем ли мы сейчас, когда раскрыты все казалось бы, факты сказать “Сталин – отец народа или правитель тиран”. (Да и нет)

И так нам с вами достаточно сложно,хотя мы изучили эту эпоху, судить государственного деятеля, кумира многих тысяч людей, так кем же он был на самом деле. (Высказывания детей)

1-я группа. Сталина, мы думаем, хотя это отдельное мнение, можно назвать отцом народа. Отцы тоже есть всякие и хорошие и плохие. И те и другие совершают необдуманные поступки, но и те и другие хотят своим детям.

2-я группа. Сталина нельзя назвать отцом народа, да он видный деятель, его уважали и за рубежом, но он не отец, хотя и хотел им быть, он остался диктатором, тираном.

Учитель. Спасибо за ваши откровенные суждения. Посмотрите на слайд (слайд 47) я думаю вы согласитесь с этим мнением. не один человек делает эпоху, эпоха делает человека, в любую эпоху, в любое время у русского народа был и будет свой патриотизм, своя любовь к родине до сих пор непонятная никому, ни одному народу, кроме русского. (Слайд 48) И если нет у вас сейчас однозначного ответа на вопрос (слайд 49). Позвольте, с вашего разрешения, я объединю ваши суждения. Нам сейчас с вами легко говорить, осуждать, мы смотрим немного иначе на мир и события, которые в нем проходили. Да, Сталин сделал много хорошего, но немало и плохого. И поэтому, я надеюсь, вы согласитесь с моим тезисом “Сталин – отец-тиран” (слайд 50).

(Мнения детей)

Запись домашнего задания (сочинение-рассуждение на заданную тему.

Подготовка к круглому столу “Советское общество 30-х годов”, чтение документов.

Всем спасибо! и хотя наш урок сегодня закончен, в наших сердцах, в нашем сознании останется память о тех негативных сторонах нашей истории. И каждый раз из поколения в поколения мы будем передавать наши знания, чтобы эти моменты не повторить никогда. Урок окончен. До свидания.