Учебно-познавательное занятие "В мире металлов"

Разделы: Химия


Цели:

  1. Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии, обобщение и систематизация знаний о металлах как химических элементах, и как простых веществах.
  2. Развитие умений и навыков работать в группах.

Задачи:

Образовательные:

  1. создание целостных представлений о металлах;
  2. закрепить знания учащихся о физических и химических свойствах металлов, об основных областях их применения;
  3. продолжить формирование умений в составлении уравнений реакций;
  4. закрепить навыки работы с раздаточным материалом, периодической системой химических элементов;
  5. формирование навыков работы в группах.

Развивающие:

  1. продолжить работу над развитием умений анализировать, выделять главное в изучаемом материале и делать выводы;
  2. развитие химического мышления;
  3. тренировка зрительной памяти (работа с п.с.х.э. Д.И.Менделеева, с раздаточным материалом);
  4. развитие культуры и коррекция химической речи (на протяжении всего занятия);
  5. развитие навыков письменной и устной работы.

Воспитательные:

  1. воспитание логического мышления, критичности мысли, умения сравнивать и делать правильные выводы;
  2. воспитание интереса к предмету (формирование всего учебно-воспитательного процесса на занятии).

План занятия.

Оргмомент.

Добрый день юные химики, уважаемые гости, жюри. Я приглашаю Вас на учебно-познавательное занятие « В мире металлов». Надеюсь, что все вы будете активными его участниками.

(Далее идёт представление жюри-это учителя химии из других школ города).

Ход занятия:

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы будем говорить о металлах. Без этих веществ немыслим современный уровень цивилизации. Где бы мы не были дома или в школе, на улице или в транспорте – видно какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас. Нажали кнопку звонка – и звонкая медь отозвалась заливистым голосом. Повернули выключатель на стене – и тонкая пружина из вольфрама наполнила светом комнату. Без гвоздя и молотка не обойдётся ни один дом. Всего не перечесть, ведь нас окружают десятки металлов. На нашем занятии мы должны вспомнить и обобщить знания об этом удивительном классе веществ. Вы будете участвовать в конкурсах, зарабатывать баллы, а в конце занятия мы узнаем какая из команд стала лучшей. Устраивайтесь поудобнее, мы начинаем.

Представление команд:

Класс, заранее разбитый на группы, придумывает названия своим командам, выбирает командира (он должен управлять работой своей команды).

Педагог на заранее приготовленной доске пишет названия команд.

Конкурс «Разминка».

В качестве разминки давайте устроим «Парад металлов металл». Я буду читать стихи, а вы узнайте о каком они металле. За правильно названный металл команда получает 2 балла.

Известен я давным-давно.
Меня в походы брали,
Чтоб не испортилась вода.
И мной героев награждали (серебро).

Я - металл драгоценный,
И по сравнению со всем другим - бесценный.
Меня ты можешь плавить, гнуть в дугу
Раскатывать в тончайшую фольгу.
Я не боюсь кислот, но по наводке,
Я растворяюсь в « царской водке» (золото).

Хлорид его зелёный
И синий купорос.
Какой металл те соли
Даёт, вот в чём вопрос? (медь).

Этому металлу – хвала и честь.
С ним получается «белая жесть».
Покрывают им сталь слегка-
И для консервов посуда годна (олово).

Ничтожна примесь, но коварна, зла,
И сразу ржавчина по телу поползла,
Коррозии зловещий рыжий след
Меня преследует повсюду много лет.
А также даже маленький магнит
Меня к себе и тянет и манит (железо).

Каждая команда получает за правильный ответ по 2 балла(жюри проставляет в ведомость оценки за конкурс «Разминка»).

Конкурс «Узнай металл».

Мы взбодрились, активизировали свою мыслительную деятельность, приступим к более серьёзным вопросам.

В проезде Ученическом
Есть дом Периодический-
Квартиры там и тут.
А в них металлы разные-
Хорошие, прекрасные
Спокойные, ужасные
Давным-давно живут.

Учащиеся в процессе беседы вспоминают о строении атомов металлов и о положении их в п.с.х.э. Д.И.Менделеева.

Вопросы к беседе:

- Какие характерные особенности в строении атомов металлов главных подгрупп вы можете отметить?

-Где металлы расположены в п.с.х.э. Д.И.Менделеева; перечислите все «адреса» , где мы можем их найти? (за каждый ответ, дополнение, уточнение учащиеся получают жетоны-1балл).

А теперь, ребята выполните задание-«Узнай металл».

(см. приложение №1)

Конкурс «Металлические рекорды Гиннеса»

Живут металлы, не ссорятся.
В них электроны водятся,
В решётках металлических
Туда - сюда снуют.
Они в большом количестве
Проводят электричество
Блестят огнём на солнце,
Их плавят и куют.
Ещё они пластичные
(Но это дело личное)
И хрупкие примеры
Увидеть можно тут.
Одни легко расплавятся,
Другим это не нравится,
Они до тысяч градусов
Спокойно подождут.
Ленивые, активные
И радиоактивные-
Такие очень разные…

Давайте, ребята, ещё раз обозначим общие и индивидуальные физические свойства металлов( за все правильные ответы – 1 балл).

А теперь определите, какой металл - самый, самый. Ребята выполняют задание «Металлические рекорды Гиннеса».

( см.приложение №2)

Конкурс «Химический бутерброд» .(см. приложение№3)

Мы ребята, изучаем науку, которая называется «химия». Поэтому уместно нам вспомнить и химические свойства металлов. Перед вами следующее задание «Химический бутерброд». Пользуясь электрохимическим рядом напряжения металлов выберите те вещества, которые будут реагировать с предложенным вам металлом, запишите необходимые молекулярные уравнения реакций. И помните:

Их атомы в реакциях
Встречаясь с окислителем,
Родные электроны
Спокойно отдадут.
Они - восстановители
И щедрые дарители, они солей родители
И их кислоты ждут.

После выполнения задания, пока жюри подводит итог конкурса учитель предлагает учащимся вопросы мини – викторины: «Химический хоккей».

Вопросы для «Химического хоккея».

-Какой из металлов в глубокой древности называли небесная медь и почему?

(первое железо, с которым познакомился человек было «метеоритным», т.е.небесного происхождения)

-Почему, говорят «Быстрый, как ртуть»?

(Это единственный жидкий металл, который очень трудно «собрать)

-Заменив первую букву в названии известного химического элемента, получите название избыточно увлажнённого участка земли, заросшего растениями.

(Золото)

-В названиях каких географических объектов встречается медь.

(г.Медногорск, о.Кипр и Медный).

-Почему во время похода А.Македонского в Индию офицеры его армии реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты.

(посуда офицеров была серебряной, а серебро обладает бактерицидными свойствами).

Конкурс «Амфотерная фантазия». (см приложение №4)

Посмотрите, пожалуйста, на п.с.х.э. Д.И.Менделеева на ваших столах. Вы видите, что символы металлов выделены чёрным и зелёным цветом. Кто может сказать - почему? (учащиеся должны ответить, что чёрным цветом выделены символы металлов, чьи соединения проявляют основные свойства,

а зелёным- металлы, образующие амфотерные соединения).

Говорят, что химия-наука «полутонов». Как это можно объяснить на примере амфотерности ( амфотерные оксиды и гидроксиды проявляют кислотные и основные св-ва). Известная мудрость гласит: «Опыт-путь к познанию!». Выполните задание «Амфотерная симфония» и ещё раз отработайте навыки записи уравнений реакций с амфотерными соединениями.

После конкурса жюри считает баллы, а учитель подводит итог занятию.

Сегодня, ребята, мы говорили о металлах. Мы вспомнили о металлах, как химических элементах, и как простых веществах. Вспомните ещё раз основные моменты нашего занятия( учащиеся выделяют главные вопросы. освещаемые в занятии и актуальность игровых технологий).

Заключительное слово учителя.

Химия – наука царица,
Величава и умна,
На урок серьезный в школе
Собрала всех нас она.
В мире много есть веществ,
Их порою всех не счесть
Ах, какие разные,
Все по сути важные.
Неметаллы и металлы,
Химики отважные!
С прекрасным блеском металлическим
С высокой ковкостью, пластичностью,
Зоветесь вы металлами
Цветные вы и черные,
Тяжелые и легкие,
Мягкие и твердые –
Без вас мы никуда!
Ценим вас мы высоко,
Применяем широко.
В технике и медицине,
Есть в бензине и в вакцине,
Вы лекарство, вы и яд,
Вами человек богат.

Жюри подводит итог занятию, определяет команду-лидера. Учитель награждает учащихся призами. Отмечаются те вопросы, которые учащиеся усвоили недостаточно чётко, на что необходимо обратить внимание при изучении металлов по подгруппам.

Презентация.

Приложение.