Цель: развивать умение определять стиль текста, выделять его части; продолжить формирование представлений и понятий о характерных признаках весны в неживой природе; продолжить воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: цитаты о природе, рисунки детей на тему “Весна”, таблица “Признаки текста”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Что такое текст?
Дети: Группа предложений связанных по смыслу.
Учитель: Назовите признаки текста
Дети:
- Текст состоит из группы предложений.
- Предложения связаны друг с другом по смыслу.
- Предложения связаны темой.
- Текст имеет название, заголовок.
Учитель записывает высказывания детей на доске.
III. Задания группам.
1-я группа.
1. В начале весны дни становятся значительно длиннее. Солнце дольше остается на небе. Лед на реках трескается и ломается. Реки разливаются. Когда сойдет снег и пригреет солнце, на лугах появляются трава и первые цветы. Прилетают грачи, скворцы, жаворонки, соловьи и ласточки. Весна оживляет всех. Все рады весне, ее теплу и свету.
Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста?
- Начало весны
- Приход весны
- Радость весны
- Весна
6-е предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
2. Словарно-орфографическая работа пейзаж
Придумайте предложение со словарным словом.
2-я группа.
1. Красавица-сосулька переливалась на солнце и плакала. Кап-кап– и каждой каплей росла внизу лужица талой воды.. И вот уже потек тоненький ручеек, пробивая себе дорогу в подтаявшем снегу. Множество ручейков будят реку– ледоход пошел! Так с маленькой плачущей сосульки начинается весна.
Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста?
- Ледоход
- Весна
- Красавица-сосулька
- Сосулька – предвестница весны
Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
2. Словарно-орфографическая работа фантазия
Придумайте предложение со словарным словом.
3-я группа.
1. На глинистых склонах оврагов, лесных опушках уже в середине апреля раскрываются желтые соцветия мать-и-мачехи. Цветы сидят на стебельках без листьев. Лишь после цветения появляются сердцевидные листья мать-и-мачехи. Пощупайте их – снизу они теплые и мягкие, сверху холодные и жесткие. Отсюда и название этого растения – мать-и-мачеха.
Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста?
- Весна
- Мать-и-мачеха
- Первоцветы
- Апрель
Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
2. Словарно-орфографическая работа заповедник
Придумайте предложение со словарным словом.
4-я группа.
1. Ласковое солнце согревает землю своим теплом. Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крошечные колокольчики. В верхней части еще закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелек. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса! Догадались о каком растении идет речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи дивную красоту лесной полянки.
Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста?
- Колокольчики весны
- Подарок весны
- Прелестный цветок
- Не губи природу
7-е предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
2. Словарно-орфографическая работа правительство
Придумайте предложение со словарным словом.
IV. Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
V. Подведение итогов
Учитель: Что нового узнали на уроке? Что такое текст? Назовите признаки текста.
Как нужно относиться к природе? Какие признаки указывают, что пришла весна?
Ответы детей.
VI. Домашнее задание: Написать мини-сочинение “ Весна”.