Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "До свидания, осень!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: закрепить с детьми приметы каждого из осенних месяцев, побуждать детей с помощью моделей высказываться по поводу осенних явлений, продолжать учить детей воспринимать учебную задачу на слух. Формировать навыки классификации, логического мышления, умения рассуждать. Развивать творческое воображение, речь, память. Развивать умение использовать модели, круги Эйлера, пиктограммы для решения поставленных задач. Воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимовыручку.

Предшествующая работа: проведение занятий, бесед, экскурсий, наблюдений по теме “осень”, ведение дневника наблюдений, рисование картин осени, просмотр слайдов о птицах и животных, изготовление макета, знакомство с моделями, схемами, пиктограммами.

Оборудование к занятию: карточки с изображением примет различных сезонов, обручи, карточки с изображением птиц, животных, календарь наблюдений за погодой, модели окружающей среды, пиктограммы, краски, бумага, кисти, рамка для картины, фонограмма.

Ход занятия

Ребята, вы сейчас услышите загадку-рассказ. Дослушайте ее до конца и попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь (звучит музыка Чайковского “Времена года”).

“В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под кленами и березами, и там где пройдут, листья краснеют и золотятся. Теперь лес не узнать. На поляне увяли и засохли цветы. Трава пожелтела. Все были заняты. Готовились к зиме. Птицы стаями улетали в теплые края”.

- О каком времени года идет речь?

- Посмотрите вокруг и среди всех карточек найдите те, на которых изображены осенние явления природы. Разложите их на столе, расскажите, что бывает осенью.

- Ребята, посмотрите на наш календарь природы и скажите: Сколько осенних месяцев в году?

- Каждый из осенних месяцев хорош. А хотите нарисовать портрет осени? Для этого у нас есть лист бумаги, краски, а художником может быть каждый из вас, согласны?

- Итак, скажите: Как называется первый месяц осени?

- Что происходит в природе в сентябре, что может нас порадовать?

- А что в сентябре может нас огорчить?

- Ребята, давайте рассмотрим календарь погоды, который вы отмечали в сентябре. Каких дней было больше в сентябре?

- Сколько дней было пасмурных, дождливых? Давайте посчитаем.

- В сентябре птицы готовятся к отлету в теплые края. Но не все птицы нас покидают. Давайте с вами разложим картинки с изображениями перелетных птиц в синий обруч, а картинки с изображениями зимующих птиц в зеленый обруч (Круги Эйлера). Но обратите внимание, обручи пересекаются. Как вы думаете, почему? (Есть птицы, которых можно назвать и перелетные, и зимующие)

Приступайте к выполнению.

- Давайте посмотрим, все ли правильно вы выполнили.

- Молодцы. Соберите, пожалуйста, картинки.

- Ребята, как вы думаете, какого цвета краски вам понадобятся для рисования портрета Сентября? (2 художника идут рисовать сентябрь)

- Ушел сентябрь, а вслед за ним пришел следующий месяц. Как он называется?

- Посмотрите на календарь. Какая погода была в октябре?

- Как называется этот период осени? (Золотая осень)

- В октябре звери готовятся к зиме. Ребята, а вы знаете, что животных можно разделить на группы по способу питания? Бывают хищники, травоядные и всеядные.

Давайте разложим в синий обруч картинки с изображением травоядных животных, в зеленый обруч хищников, а в пересечении синего и зеленого обруча – всеядных.

- Молодцы. Соберите, пожалуйста, картинки.

- А теперь, положите в синий обруч картинки с изображениями животных, которые линяют при подготовке к зиме, а в зеленый, которые нет.

- Молодцы. Соберите, пожалуйста, картинки. Но это еще не все. А сейчас положите в синий обруч картинки с изображениями животных, которые впадают в спячку зимой, а в зеленый, которые нет.

- Очень хорошо. (Рассказ про белку). Уберите, пожалуйста, обручи и картинки.

- Ребята, какого цвета краски пригодятся вам для рисования портрета Октября? (2 художника идут рисовать портрет октября)

- Ноябрь последний осенний месяц. Его еще называют Предзимник.

- Садитесь за столы, вам Осень приготовила еще загадки.

- Вот первая из них. Выберите картинки с изображением факторов окружающей среды, соответствующих осени. (Дети выполняют задание и объясняют свой выбор)

А теперь вторая загадка.

(С помощью пиктограмм составлены предложения об осени, дети пытаются их “прочитать”)

  • Осенью с деревьев опадают листья.
  • Девочка идет под зонтом.
  • Мальчик любит овощи.
  • Дети идут в лес собирать грибы.
  • Капуста растет в огороде
  • В огороде мальчик собирает овощи.
  • Дети в лесу срывают цветы.
  • В огороде мальчик поливает капусту.

- Очень интересный у нас получился рассказ об осени.

- Ребята, посмотрите внимательно на календарь погоды и скажите, какого цвета краски понадобятся для рисования портрета Ноября? (2 художника идут рисовать портрет)

- Пока краски подсыхают, рассаживайтесь за столы.

- Скажите, пожалуйста, вы любите осень? Мы сегодня вспомнили разные периоды этого времени года. У вас есть карточки настроения. Покажите то настроение, которое вызывает Сентябрь?

- А сейчас покажите, какое настроение вызывает Октябрь?

- А Ноябрь, какое у вас вызывает настроение?

- Из вашего настроения я поняла, что осень вам очень нравится. Пойдемте, посмотрим какая картина осени у нас получилась.

Картина осени у нас получилась очень солнечная, яркая и красивая. Давайте вставим ее в раму и сможем еще долго любоваться и вспоминать осенние деньки.