Цели и задачи урока:
1. Продолжить формирование страноведческих знаний:
- Создание общего представления о своеобразии и неповторимости материка
- Ознакомление учащихся с основными сведениями из истории открытия материка.
2. Закрепление и развитие общих понятий в процессе их применения:
- Совершенствование умений применять теоретические знания для приобретения новых знаний
- Продолжить формирование умений работать с картой
- Развитие монологической речи
3. Воспитание чувства интереса к путешествиям и к предмету.
Учащиеся узнают:
- Особенности ФГП Австралии
- Основные сведения из истории открытия материка.
- Роль англичан в колонизации материка.
Учащиеся научатся:
- Составлять характеристику ГП материка.
- Выявлять на карте основные черты ФГП материка.
- Показывать маршруты важнейших путешествий.
Оборудование:
Компьютер, презентация “Австралия. ГП и история открытия материка” (приложение 1), физическая карта Австралии, учебники, атласы, контурные карты, маршрутные листы (приложение 2).
Тип урока:
Урок-презентация, изучения нового материала.
Методы:
Репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации обучения:
Фронтальная, индивидуальная, групповая.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
Сообщение темы и целей урока
(Слайд 1)
Сегодняшний урок мы проведем под девизом “Путешествие продолжается” нам предстоит познакомиться с новым материком. Этот материк Австралия. Мы узнаем о том, как был открыт материк, познакомимся с особенностями географического положения и природы Австралии.
Планирование учебной деятельности
На примере Африки мы учились разным видам работ. Теперь вы больше будете работать самостоятельно. Следующие 3 урока вы будете выступать в роли исследователей Австралии. Для этого я раздам вам специальные исследовательские дневники, которые вы будете заполнять по мере изучения материка. А последний урок изучения Австралии мы проведем в форме исследовательского отчета. Сегодня вам понадобится только первая страница дневника.
Итак. Начинаем.
(Слайд 2)
С чего начинается изучение материка? Конечно с его открытия.
(Слайд 3) Сообщение учащегося
“Еще древние ученые предполагали, что южнее южного тропика существует неизвестная земля. В XVI веке картографы изображали на картах и глобусах огромную “Неведомую южную землю”
В 1606 году испанец Торрес открыл самую северную оконечность материка и пролив отделяющий его от Новой Гвинеи. Позже этот пролив назвали Торресов. В первой половине 17 века голландцы открыли северный и западный берег и назвали эту землю Новой Голландией
В 162-43 годах Абел Тасман обошел Новую Голландию вдоль северного, западного и южного побережья. Он открыл остров, который затем назвали Тасманией и доказал, что это особый континент.”
(Слайд 4.) Слова учителя
Завершил открытие материка английский мореплаватель Джеймс Кук.в 1769—70г. На корабле “Индевор” он обошёл берега Новой Зеландии, установив её островное положение, и обследовал пролив между Северным и Южным островами, открыл Большой Барьерный риф и восточное побережье Австралии, которое объявил британским владением (под названием Новый Южный Уэльс). Через пролив Торреса К. прошёл на З. к Яве и, обогнув мыс Доброй Надежды, вернулся в Англию в 1771, совершив кругосветное плавание в западном направлении.
Далее в истории материка начинается эпоха его освоения европейцами и огромную роль в освоении материка играли англичане.
(Слайд 5) Сообщение учащегося:
“С конца 18 века начинается освоение Австралии. Сначала английское правительство ссылало туда преступников. Как колония каторжников возник город Сидней. Изучение внутренних районов началось с поиска пастбищ и воды для скота переселенцев. Наиболее известны такие исследователи как Лейхгардт, который исследовал север материка. Роберт Берк и Джеймс Стюарт путешествовали в центральных районах, Форест и Джайлз изучали юго-запад. В результате этих исследований были найдены не только вода и пастбища, но и богатейшие месторождения золота. Англия объявила весь материк своей колонией.”
(Слайд 6) Рассказ учителя на фоне слайд-шоу
Что же представляет собой этот материк?
Австралия – особенный материк. Он самый маленький. Занимает только 6% суши. За размеры его иногда называют материк-остров.
Австралия самый низкий материк – 13% выше 500м. над уровнем моря.
Австралия самый засушливый материк. ? поверхности испытывает недостаток влаги.
Это единственный материк, где нет ни одного вулкана.
Австралия – самый уединенный из обитаемых материков Земли. Это материк – заповедник. Почти ? видов растений и 90%животных – эндемики, то есть встречаются только на этом материке. И открыт он был почти позже всех.
Вот такой интересный материк.
Во второй части урока мы попытаемся ответить на вопрос – где же находится Австралия. Но перед дальним путешествием нам необходимо размяться.
(Слайд 7) ФИЗМИНУТКА.
(Слайд 8) Итак, где же находится этот загадочный материк? Как нам ответить на этот вопрос? (нужно определить ГП материка)
В ваших листках второй пункт “определение ГП материка и его береговой линии”
Работать мы будем в группах.
1 группа: определяет положение материка на карте мира, его крайние точки и протяженность.
2 группа: определит океаны и моря, омывающие материк и климатические пояса,в которых он расположен.
3 группа: определяет положение материка относительно других материков и его береговую линию.
На эту работу вам отводится 5 минут. Затем представитель каждой группы отчитается о проделанной работе.
Что же у нас получилось. Давайте выслушаем представителей каждой группы и проверим их исследования с помощью компьютера.
Представитель 1 группы. (Объясняет при помощи карты, затем проверяем на слайдах 9, 10)
Представитель 2 группы. (Объясняет при помощи карты, затем проверяем на слайде 11)
Представитель 1 группы. (Объясняет при помощи карты, затем проверяем на слайдах 12,13)
С заданием вы справились. Нам осталось закрепить полученные знания, выполнив практическую работу.
Слайд 14 Практическая работа
На доске написаны объекты береговой линии и крайние точки Австралии. Вам необходимо отметить их на контурной карте.
Крайние точки:
- М. Йорк.
- М. Саут – Ист – Пойнт.
- М. Стип – Пойнт.
- М. Байрон.
Объекты береговой линии
- Арафурское море
- Коралловое море
- Тасманово море
- Тиморское море
- Залив Карпентария
- Большой Австралийский залив
- Торресов пролив
- Басов пролив
- Полуостров Арнем-Ленд
- Полуостров Кейп-Йорк
- Остров Тасмания
ПРОВЕРКА:
Учащиеся, выходя к доске, на к.к расположенной на экране фломастером отмечают номера объектов написанных на доске.
3. Рефлексия
МОЛОДЦЫ. А теперь давайте вспомним, что мы изучали сегодня на уроке. И посмотрим как вы усвоили материал. Для этого мы выполним несколько заданий
Слайд 15 Задание 1.
1. Сопоставьте.
А.Тасман
Доказал, что Австралия – самостоятельный
материк.
Д.Кук
Исследовал северо-запад, открыл о. Тасмания.
Голландцы
Открыли материк, назвав его Новой Голландией.
Слайд 16 Задание 2.
Закончите фразу:
- Австралию посередине пересекает…..
- Австралия целиком находится в…….
- С севера материк омывает…..
- Восточной крайней точкой считается…
- Самый большой залив – ……
- Остров Тасманию от Австралии отделяет….
- Австралию омывает с запада …….океан, а с востока ……..океан.
Задание 3. работа по карточкам:
№ 1.
Выполняя домашнюю работу Андрей нанес на контурную карту Большой Австралийский пролив и полуостров Тасмания, на севере отметил море Карпентария, на юге залив Арнемленд, на востоке мыс Йорк, а вдоль западного побережья Большой Барьерный риф, который оказался у него в Атлантическом океане. Он выполнил задание очень аккуратно, но получил оценку “2”. Почему?
№ 2.
Установите соответствие:
1. м.Йорк | а. 390ю.ш. 1460в.д. |
2. м. Саут – Ист – Пойнт | б. 260ю.ш. 1130в.д. |
3. м.Стип – Пойнт | в. 280ю.ш. 1530в.д. |
4. м.Байрон | г. 100ю.ш. 1420в.д. |
Слайд 17 Домашнее задание:
П.35. знать объекты, подписанные на к.к на уроке.
Ответить на вопрос: Почему Австралия была открыта позже почти всех материков?