Цели урока:
- создать условия для углубленного восприятия студентами вопросов педагогики и права;
- создать условия для развития у студентов умения сравнивать, анализировать, обобщать, аргументировать собственную точку зрения;
- создать условия для воспитания у студентов элементов коммуникативной, правовой культуры.
Тип: интегрированное мероприятие по дисциплинам: “Основы права”, “Педагогика”
Форма проведения: беседа-размышление.
Сценарий проведения:
1-й ведущий: Здравствуйте.
2-й ведущий:
Добрый день.
Много лет я Истину искал,
Используя любой счастливый случай,
И в храме католическом узнал:
“Католицизм — всего на свете лучше!”
С сомнением покинув этот храм,
В храм православный оттворил я двери,
Пытался верить я священника словам:
Что: “Лучше нету… православной веры…”
Хочу я знать: где правда, где — обман,
Чтоб не заблудиться мне в тумане. …
“Лучше нету веры мусульман”, —
Так, наверно, сказано в Коране…
Этак впасть не трудно в пессимизм.
Кто здесь прав? Поди-ка, разберись ты:
Лучше нету веры, чем марксизм, —
До сих пор считают коммунисты.
Поднимая веры все! — на смех,
Я тем самым смело утверждаю:
Если правда не одна для всех,
То тогда ее никто не знает.
1-й ведущий: Мы приглашаем вас подумать, в чем заключается наше право на свободу совести и свободу вероисповедания и как мы это право можем защитить.
2-й ведущий: Также давайте задумаемся над тем, как мы можем повысить уровень нашей культуры и. в частности, правовой культуры?
1-й ведущий: Право на свободу совести свободу вероисповедания, закрепленное 28 ст. Конституции РФ, относится к личным или гражданским правам и свободам человека. Гражданские права и свободы имеют основополагающее значение, они имеют абсолютный характер, т.е не подлежат ограничению.
2-й ведущий: Что мы понимаем под свободой совести? (Право человека свободно и самостоятельно решить вопрос об отношении к религии. Человек в праве стать атеистом или верить в Бога.)
1-й ведущий: Что означает свобода вероисповедания? (право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением).
2-й ведущий: Подумайте, сталкивались ли вы когда-нибудь с нарушением нашего права на свободу совести?
1-й ведущий: Мы предлагаем вашему вниманию видеофрагмент. Проанализируйте его с точки зрения соблюдения нашего права на свободу совести.
(Студенты анализируют видеофрагмент о деятельности секты Свидетели Иеговы)
2-й ведущий: Мы, как будущие учителя, не можем отрицать огромный воспитательный потенциал традиционных религиозных учений. Основная тема всех религий – дети, воспитание. В христианстве главная тема – мать и дитя. Мать возвышается до божественного уровня, без матери не может быть не только ни героя, ни поэта, но и сына Божьего. В христианстве утверждается святость материнской любви. Вы знаете, о чем говорят правоверные мусульмане в предмечетье перед тем, как войти в зал для молений? О детях и внуках, только о них – оценки, характеристики, взаимный обмен мнениями по поводу этих суждений.
1-й ведущий: Религия – существенный фактор в формировании духовности личности. Но может ли духовность определяться только религией?
2-й ведущий: Действительно, атеист, признающий свободу совести, понимающий общечеловеческие нравственные ценности, может не уступать в духовности любому верующему, здесь ни к чему крайности. Жизнь многосложна, демократия в любой сфере, особенно в сфере образования, немыслима без плюрализма мнений, взглядов, убеждений.
Задача учителя – раскрыть перед ребенком всю сложность, противоречивость мира, по мере взросления ребенок сам вправе сделать свой мировоззренческий выбор.
1-й ведущий: Каждый из нас должен знать, что часто под религиозной личиной осуществляется деятельность совершенно далекая от религиозных целей. Само по себе то, что мы сейчас называем сектантством, явление очень болезненное. В самом деле, появляется какой-то человек, который вдруг заявляет, что он есть носитель Божией правды, что его религия — которую он сочинил — является правильной религией. Возникает вопрос: а до тебя-то что было? Что происходило до тебя? Как создавались великие цивилизации — христианская цивилизация, исламская цивилизация, другие? В этой сектантской деятельности есть отрицание истории, есть отрицание религиозного опыта других.
Вот в чем опасность — никто не знает подлинных целей тех людей, которые создают новые религиозные движения, привлекают туда адептов. Чаще всего, это направлено против кого-то.
2-й ведущий: Давайте не будем входить в критику этих движений — самое главное, чтобы псевдо религиозные группы не уродовали духовно людей. Не отрывали их от Родины, не делали их иностранцами в своей собственной стране. Не подчиняли их неизвестно чьей воле. Чтобы эти люди не отрывали детей от родителей, не спекулировали на человеческом несчастье, не обирали людей, оказавшихся в тяжелом духовном состоянии – состоянии одиночества, стресса, который часто порождается болезнями. Когда мы узнаем, что родители теряют детей, что кто-то теряет жилплощадь, деньги только потому, что некто, прикрываясь религиозной фразеологией, все это умело отобрал, одурачил, превратил своих жертв в легко управляемых несвободных личностей, — это, конечно, представляет не только духовную, религиозную, но и общественную опасность.
1-й ведущий: Все мы учимся жить при новых экономических условиях. Рынок воцарился во многих областях нашей жизни, в том числе, увы, и религиозной. На нас обрушился грандиозный поток религиозной информации подчас чисто рекламного характера. Вновь и вновь мы встаем перед выбором. Думаю, на сегодняшний момент вряд ли найдется человек, ни разу не сталкивавшийся с миссионерами, учителями, проповедниками новых религий, учений, философских систем. В наших городах появилось множество религиозных групп и организаций. И каждая провозглашает себя носительницей истины в последней инстанции, которая способна вас спасти, помочь преодолеть все ваши проблемы и добиться невиданных успехов.
2-й ведущий: Как узнать, насколько истинны эти обещания? Как узнать, не принадлежит ли подошедший к вам человек к тоталитарной секте. Как узнать, не являетесь ли вы объектом вербовки, не вовлекают ли вас в организацию, в которую вы, при наличии у вас полной о ней информации, никогда бы не пошли?
1-й ведущий: Итак, если к вам подошел кто-либо, приглашающий вас прийти на лекцию или семинар, обещающий вам интересную работу в фирме с высокими заработками, посоветуем вам задать этому человеку десять конкретных вопросов, которые помогут отсеять, по крайней мере, 90% всех сектантов-вербовщиков.
2-й ведущий: Лучше всего, если вы зададите предлагаемые вопросы спокойным, не агрессивным тоном, но, тем не менее, ясно дадите понять, что не удовлетворитесь уклончивыми отповедями, а ждете прямых и искренних ответов. Вам нужно знать, что все тоталитарные секты в той или иной степени используют при вербовке обман. Однако далеко не все сектанты осознают, что, пытаясь обрести нового члена для своей организации, они вводят его в заблуждение. Поэтому, задав эти вопросы, вы сможете обнаружить, что-либо вербовщик скрывает от вас часть правды, либо он и сам не обладает всей полнотой информации.
1-й ведущий: Скорее всего, сектанты попытаются отделаться от вас уклончивыми ответами, общими местами и попытками переменить тему разговора. Поэтому если вы услышите что-то вроде: “Мы просто стремимся помочь людям освободиться от их проблем”, или: “Мы просто приглашаем вам на интересный семинар, где будут обсуждаться вопросы, волнующие все человечество”, или: “Мы просто собираемся для обсуждения слова Божия”, или даже: “Мы просто хотим угостить вас бесплатным вегетарианским ужином”, у вас есть полное основание быть осторожными.
2-й ведущий: Другой метод, который часто используют сектанты – это перемена темы разговора. Например, если вы спросите, подвергался ли основатель секты уголовным преследованиям, вы можете вместо ответа услышать длинный монолог о том, что все великие религиозные деятели мира подвергались гонениям и преследованиям. Вам могут привести пример Сократа, осужденного за совращение юношества, или рассказать о том, что Иисуса осуждали за дружбу с блудницами и всяким сбродом, и так далее. В такой ситуации вам следует вежливо, но твердо прервать вашего собеседника и сообщить ему, что в данный момент вы не намерены затевать дискуссию о Иисусе или Сократе – вы хотите получить прямой ответ о лидере его группы.
1-й ведущий: Еще одно правило вы должны сделать для себя абсолютным: никогда не давайте вашего адреса или телефонного номера тому, кого вы подозреваете в членстве в секте. Помните, ситуация должна контролироваться вами! Не позволяйте никому оказывать на себя давление. Всегда лучше повременить, чем дать свой телефон, а затем не зная покоя ни днем, ни ночью от приторно-настойчивых непрошеных вторжений.
2-й ведущий: Если вам удастся задать предлагаемые вопросы нужным тоном, без агрессии или скрытой издевки, они могут заставить сектанта задуматься. А это уже очень много; задумавшись, человек может увидеть в ином свете свое членство в секте и сделать первые шаги для выхода из нее. Помните, что стоящий перед вами человек – прежде всего жертва, и что он нуждается в сочувствии и снисхождении.
Итак, мы предлагаем вам 10 вопросов, разработанных Александром Леонидовичем Дворкиным, доктором философии, кандидатом богословии, профессором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, президентом Российской Ассоциации Изучения Религий и Сект (РАЦИРС):
1-й ведущий: 1. Как долго вы состоите членом группы? Вам важно с самого начала узнать, с кем вы имеете дело. Человек, вовлеченный в тоталитарную секту менее года назад, обычно еще весьма неопытен. Следовательно, вероятность того, что он прибегнет ко лжи – меньше, но в любом случае он не сможет врать так же убедительно, как опытный вербовщик. Если же ваш собеседник был членом группы уже много лет, требуйте от него наиконкретнейших ответов на все ваши вопросы. Если же он будет пытаться увильнуть, всегда можно поинтересоваться, как же так случилось, что он, проведя в группе столько-то лет, так и не удосужился получить для себя ответ на столь простые вопросы.
2-й ведущий: 2. Вы хотите завербовать меня в какую-то организацию? Чаще всего вербовщик ответит на это: “Нет, просто вы мне понравились, и я захотел поделиться с вами информацией о нашем учении (методе, организации). Дальше все будет зависеть от вас: захотите ли вы воспользоваться ею или нет”. Прекрасно. Запомните этот ответ, потому что если ваш собеседник – представитель тоталитарной секты, он все же не сможет не прибегнуть к методам вербовки и давления, и тогда самое время будет вспомнить, что он вам соврал, напомнить ему об этом и вежливо, но твердо попросить оставить вас в покое.
1-й ведущий: 3. Можете ли вы перечислить названия всех других организаций, связанных с вашей группой? Задавая этот вопрос, вы пытаетесь выяснить, не является ли ваш собеседник членом известной вам тоталитарной секты. Почти все секты такого рода создают вокруг себя ряд прикрывающих (фронтовых) организаций, чтобы сходу не отпугивать потенциальных членов. Например: “Церковь Христа” часто действует как кружок или общество по изучению библейской литературы; секта “Семья” (она же “Дети Бога”) представляется “Союзом независимых христианских миссионерских общин”; “Местная церковь” Свидетеля Ли (или просто “Церковь в NN”) распространяет свою литературу под видом независимого издательства “Живой Поток”.
2-й ведущий: 4. Назовите основателя и, если он уже скончался, верховного руководителя вашей группы. Попытайтесь и тут получить максимально полный и правдивый ответ на ваш вопрос. Не исключена возможность, что вербовщик будет стараться не назвать вам настоящего главу группы. Для прикрытия ваш собеседник может сослаться на руководителя отделения секты в России. Требуйте, чтобы фамилия настоящего главы секты все же прозвучала. Возможно, если вы ее услышите, вам сразу все станет ясным, и вы не захотите более продолжать этот диалог.
1-й ведущий: 5. Расскажите о прошлом главы организации, об образовании, которое он получил. Нет ли у него уголовного прошлого? Привлекался ли он к судебной ответственности? Если да, то за что?
Важно знать, действительно ли лидер – тот, за кого он себя выдает. Например, основатель “Гербалайфа” Марк Хьюз не имеет ни медицинского, ни фармакологического образования, крестный отец иеговизма -Чарльз Тэйз Рассел с 11 лет был мелким лавочником. Естественно, само по себе прошлое главы секты не делает его автоматически жуликом или шарлатаном, но, как правило, все же дыма без огня не бывает.
Естественно, возможно, что и ваш собеседник ничего не знает о прошлом главы своей группы, так как он сам не задал вовремя нужного вопроса вербовавшему его сектанту. Тогда вам самое время спросить: “Как же вы могли посвятить всю свою жизнь этому человеку, ничего не узнав о нем?”.
2-й ведущий: 6. Во что ваша группа верит? Верит ли она, что цель оправдывает средства? Бывают ли обстоятельства, когда человеку полезно, если его обманут? Большинство вербовщиков вряд ли станет излагать вам учение секты прямо на месте. Их учат возбуждать ваше любопытство и любознательность, чтобы затащить вас к себе; прослушать лекцию, посмотреть фильм, принять участие в семинаре. Они знают, что там, на своей территории, у них будет гораздо больше возможностей и способов подчинить вас влиянию секты.
Если человек в ответ на ваш вопрос отказывается изложить вам основные положения вероучения группы – будьте уверены, он что-то от вас скрывает.
Если вербовщик все же начнет излагать вам учение секты, не позволяйте ему уходить в сторону и отделываться от вас лишь оценочными терминами: “хорошая”, “возвышенная”, “честная”, “истинно христианская” и т. д. Все это лишь очередная попытка запудрить вам мозги и сменить тему разговора. Попросите его быть конкретнее.
1-й ведущий: 7. Если я вступлю в вашу организацию, как я должен буду изменить свою жизнь? Должен ли я буду бросить учебу или работу, пожертвовать вам свои сбережения и свою собственность и разорвать отношения со всеми близкими и друзьями, если они будут высказываться против этого моего решения? Если ваш собеседник член тоталитарной секты, он, скорее всего, скажет вам, что от вас ничего или почти ничего не будет требоваться, и что вы сможете продолжать ваш прежний образ жизни и даже сразу достигнете всего, к чему стремитесь. Однако этот вопрос будет весьма неприятен большинству сектантов и сразу же заставит их занять оборонительные позиции. Поэтому, задав этот вопрос, внимательно наблюдайте за реакцией вербовщика. После его ответа спросите, чем он сам занимался до вступления в секту, и чем он занимается сейчас. Помните, что в любой “пирамиде” богатеет лишь ее верхушка.
2-й ведущий: 8. Считается ли деятельность вашей организации небесспорной?
Если кто-то выступает против вашей организации, какие аргументы они приводят? Этот вопрос покажет вам, насколько ваш собеседник информирован или насколько он готов к открытому диалогу. Если вы зададите его вежливо и с дружелюбной улыбкой, то, как это ни невероятно, вы весьма часто можете услышать в ответ: “Вы знаете, есть такие странные люди, которые называют нас тоталитарной сектой, говорят, что у нас у всех промыты мозги, и называют нас зомби. Представляете себе? Вот я, например, разве я похож на зомби с промытыми мозгами?” На это можно задать встречный вопрос: “А как, по-вашему, должны выглядеть зомби с промытыми мозгами? Как они себя ведут?” Скорее всего ваш собеседник почувствует себя довольно неуютно, и если вы будете настаивать на ответе, он побыстрее постарается найти благовидный предлог, чтобы удалиться.
1-й ведущий: 9. Что вы думаете о бывших членах вашей организации? Приходилось ли вам когда-нибудь серьезно говорить с бывшими членом и выслушать от него причины, по которыми он ушел из организации? Если нет, то почему? Неужели ваша организация не позволяет вам общаться с покинувшими ее людьми? Реакция на этот вопрос сможет открыть вам очень многое. Ни одна из достойных организаций не будет запрещать своим членам, поддерживать контакт с ушедшими из нее людьми. Любая достойная организация с уважением относится к свободе человека и в том числе к праву своих членов покинуть ее.
2-й ведущий: 10. Назовите три вещи, которые вам не нравятся в вашей организации и в ее верховном руководителе. Мы знаем православных, католиков и протестантов, весьма резко высказывающихся о своих церквах. Можно относиться к этому по-разному, но это факт. А вот слышали ли вы хотя бы об одном сектанте, открыто высказывающем критические мысли об основателе своей группы, о ее руководстве или о ней самой?
Если вам ничего не удалось разузнать об организации, и она по-прежнему кажется вам заслуживающей внимания, возьмите с собой на ее собрание/мероприятие друга, которому вы доверяете. Таким образом, вам будет с кем обменяться впечатлениями об увиденном и услышанном.
Если в процессе мероприятия вы почувствуете, что вас принуждают принять мнение большинства еще до того, как вы составили свое собственное мнение, или подчиниться не нравящемуся вам единому стереотипу поведения, – иными словами, что начался процесс кодирования, немедленно встаньте и объявите, что вам не нравится, когда вами манипулируют и пытаются контролировать ваше сознание. Чем громче вы это объявите, тем быстрее вас выведут из комнаты. И кто знает? Еще несколько человек могут воспользоваться возможностью и выйти вместе с вами.
Если все это происходит на семинаре, проводимом за границей, на который вы попали по приглашению той или иной организации, не смущайтесь. Не чувствуйте себя ничем обязанным ей. В конце концов, если организация оплатила ваши билеты и проживание, она больше заинтересована в вас, чем вы – в ней. Помните, что пригласившая вас сторона взяла на себя обязательство перед местными властями содержать вас и оказывать вам медицинскую помощь до конца вашего пребывания в данной стране. Так что бояться вам нечего.
1-й ведущий: Главное, проявляйте разумную осторожность. Не поддавайтесь любопытству в ущерб здравому смыслу. Слишком много людей оказалось вовлеченными в секты из-за чрезмерной самоуверенности. Они были убеждены, что смогут держать себя под контролем в любой ситуации и никогда не попадут под чье-то влияние. Так люди начинают курить (“я-то всегда смогу бросить, когда захочу”), становятся алкоголиками и наркоманами.
Помните, что каждый из нас должен научиться защищать свою свободу. Уровень нашей правовой культуры во многом зависит от нас самих.
2-й ведущий: Мы завершаем нашу встречу.
1-й ведущий: Скажите, была ли она для Вас интересной и полезной?