Организация работы с детьми, имеющими сложную структуру дефекта в рамках взаимодействия учителя-логопеда с семьей

Разделы: Работа с родителями


Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии, ставит в тупик вопрос: “Что же делать? Как помочь своему чаду, воспитать его, развить его личностные качества, сделать его полезным обществу. Поэтому хочется поговорить об организации работы с детьми, имеющими сложную структуру дефекта в рамках взаимодействия учителя-логопеда с семьей.

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети, имеющие сложную структуру дефекта, должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении. Своевременное корректирование психических и речевых процессов, создание ребенку с ограниченными возможностями здоровья дает начальный старт для осуществления содержательной деятельности его всестороннего развития:

Всестороннее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья:

- готовность к школьному обучению;

- коммуникабельность в социуме;

- изменение личностных качеств на пути развития “ребенок - подросток - взрослый”;

- в полной мере активизирует его природные способности и интеллектуальные возможности.

Выпускники группы компенсирующей направленности для детей с психо-речевой задержкой  “Островок” детского сада №8 “Алёнушка”

В своей работе я опираюсь на программу Светланы Гавриловны Шевченко “Подготовка к школе детей с задержкой психического развития”, которая решает следующие задачи:

Задачи коррекционно-логопедического обучения детей с ЗПР:

1. Развитие и совершенствование общей моторики.

2. Развитие и совершенствование ручной моторики.

3. Развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статистической, динамической организации движений, переключением движений. Объема, тонуса, темпа, точности, координации).

4. Развитие слухового восприятия, внимания.

5. Развитие зрительного восприятия, памяти.

6. Развитие темпо-ритмической стороны речи.

7. Формирование произносительных умений и навыков; коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи; дифференциация нарушений звукослоговой структуры.

8. Совершенствование лексических и грамматических средств языка.

9. Развитие навыков связной речи.

10. Обогащение коммуникативного опыта.

Организация коррекционной работы на логопедических занятиях

Группа “Островок” д/с №8 “Алёнушка”

Организация коррекционной работы в повседневной жизни детского сада. (Приложение 3)

В ходе своей коррекционно-развивающей работе я столкнулась с тем, что в Программе “Подготовка к школе детей с задержкой психического развития” не достаточно раскрыто такое направление работы, как взаимодействие с семьей. Поэтому я изучила и обобщила передовой опыт педагогов М.Е.Хватцева Н.В.Нищевой, И.Лопухиной. З.А.Репиной, В.И.Бойко, З.Е.Агранович, Л.Н.Арефьевой, О.И.Крупенчук, И.Ю.Кондратенко, О.С.Гомзяк в этом направлении и разработала эффективные формы работы.

Осознавая важность работы с детьми, имеющими психо-речевую задержку в развитии, коррекционно-развивающее воспитание и обучение построено на основе алгоритма коррекционно-развивающей деятельности, который включает в себя создание творческого союза педагогов группы и семьи, объединенных одной целью: “Формирование психических и речевых функций, развитие умений и навыков, способствующих подготовке к обучению в школе”.

Для этого была разработана коррекционно-развивающая модель включающая:

- еженедельное перспективное и календарное тематическое планирование; индивидуальные логокоррекционные маршруты сопровождения на каждого ребенка, построенные на основе комплексной диагностики, содержащие основные направления коррекционной работы.

Для оптимизации организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности:

Картотека методических рекомендаций и игровых упражнений для родителей

- Разработан план организационно-методической работы учителя–логопеда с педагогическим коллективом и семьей.

- Создана тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателей как на всю группу, так и на каждого ребенка.

- Журнал учета консультативной работы с педагогами и родителями.

- Картотека методических рекомендаций по формированию фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза по обучению грамоте для родителей имеющих детей ЗПР по 3 периодам обучения.

- Картотека игровых упражнений на развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза по обучению грамоте для детей с ЗПР 6-7 лет. (Игры составлены исходя из перспективного плана)

- Картотека игровых упражнений на развитие речевого восприятия для детей 5-6 лет.

- Картотека методических рекомендаций по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи для родителей детей с ЗПР 6-7 лет по 3 периодам обучения.

- Картотека методических рекомендаций по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи для родителей детей с ЗПР 5-6 лет по 3 периодам обучения.

- Картотека игровых упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи для родителей детей с ЗПР 5-6 лет. (Игры составлены исходя из перспективного плана)

- Картотека игровых упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи для родителей детей с ЗПР 6-7 лет. (Игры составлены исходя из перспективного плана)

- Картотека еженедельных упражнений в соответствии с лексической тематикой. В картотеку входят упражнения и игры по формированию и развитию диафрагмального, речевого дыхания, на развитие фонематического слуха, формирование и развития голосоатаки, развитие ритмической стороны речи; на развитие координации речи с движением и мелкой моторики пальцем рук.

- Картотека игровых упражнений на постановку и автоматизацию звуков (упражнения вклеиваются в индивидуальные тетради каждому ребенку зависимости от речевого дефекта).

- Мини-советы об артикуляции дефектного звука у ребенка “Что должны знать родители”. (Вклеиваются в индивидуальные тетради каждому ребенку зависимости от речевого дефекта)

- Книжки малышки.

- Памятки.

- “Невредные советы родителям”.

- “Письмо – обращение” родителям, имеющим ребенка с речевыми дефектами.

- Еженедельное оформление информационного уголка для родителей “Речевичок” по лексической теме.

- Мини-консультации для информационного уголка.

Еженедельное оформление информационного уголка для родителей “Речевичок” по лексической теме

Ежемесячное оформление консультативно-информационного уголка “Островок” для родителей

Взаимодействие с семьей всех специалистов ДОУ и родителей

Индивидуальные беседы и консультации с родителями непринужденной обстановке
проходят в логопедическом кабинете

При составлении моделирования взаимодействия ДОУ с семьей, я учитывала следующие этапы взаимодействия:

  1. Динамический.
  2. Планово-прогнотический.
  3. Деятельностный.
  4. Итогово-аналитический.

Динамический этап:

- ознакомительная работа с родителями;

- сбор анамнестических сведений о ребенке;

- анкетирование родителей;

- участие родителей в работе ПМПк.

Планово-прогностический этап:

- планирование работы с родителями;

- проведение обзорного собрания для родителей;

Деятельностный этап:

- работа по заданию логопеда индивидуальных тетрадях;

- консультативно-информационная работа с родителями;

- участие родителей в организации предметно-развивающей среды группы “Островок” ДОУ № 8 “Алёнушка”.

Итогово-аналитический:

- проведение (в течении года) специалистами ДОУ открытых занятий для родителей с целью выявления динамики развития детей;

- обсуждение итогов коррекционной работы за год и результатов деятельности ПМПк.

Консультативно-информационная деятельность – неотъемлемая часть коррекционного процесса. Потребность родителей в занятиях можно реализовать в различных формах.

Мною разработаны эффективные формы работы взаимодействия семьи и ДОУ, которые раскрывают педагогической потенциал семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Схема (приложение 4)

В результате использования данных эффективных форм взаимодействия, разработанных мною в течении нескольких лет: пособий, памяток, мини-консультаций, книжек-малышек, бесед-практикумов. индивидуальных бесед родители стали серьезней относится к проблемам своих детей, активно учувствуют в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта: вместе делают веселую гимнастику для язычка, дыхательные упражнения, играют в познавательные и речевые игры, добросовестно относятся к выполнению заданий логопеда и правильно организовывают работу дома. Постоянно в курсе речевых проблем своих детей, следят за из успехами .

Опыт работы по этой теме показал, что такая взаимосвязь логопеда с родителями приводит к успешным результатам в подготовке к школьному обучению и эффективно отражается на развитие всех психических и речевых процессах детей, имеющих задержку психического развития.

Это можно проследить на диаграмме результатов коррекционной работы с детьми имеющими задержку психо-речевого развития с 2007 по 2010 учебные годы .

Диаграммы результатов коррекционной работы группы
компенсирующей направленности для детей имеющих задержку
психоречевого развития “Островок”

2007-2008 уч. год

2008-2009 уч. год

2009-2010 уч. Год

Параметры обследования:

I – звукопроизношение

II – развитие фонематических процессов

III – словарный запас

IV – грамматический строй речи

V – связная речь

VI – пространственная ориентировка

VII – артикуляционная моторика

VIII – мелкая моторика

Дети, поступившие по результатам обследования ПМПК ППМС - центр “Истоки” в группу для детей с задержкой психического развития проходят коррекционное обучения в течении 3 лет.

На диаграмме за 2007–2008 учебный год можно проследить уровень развития у детей правильного звукопроизношения, который в начале года составлял 17%, а к концу года возрос до 25%; уровень развития фонематических процессов в начале года 9% к концу года – 18,7%; уровень развития активного словаря составляло в начале года 17%, к концу – 28,7%; грамматический строй речи в начале года 17%, к концу 29, 6%; сформированность связной речи составляла в начале года 10,9%, к концу 28%; пространственное ориентирование в начале года 25%, к концу 34%; развитие артикуляционной моторики в начале года 25%, к концу 35,9%; развитие мелкой моторики в начале года 26,5%, к концу 34%;

На диаграмме за 2008–2009 учебный год можно увидеть, что уровень развития психо-речевых процессов возрос у детей. Развитие правильного звукопроизношения в начале года 36, 2%, а к концу года 40%; уровень развития фонематических процессов в начале года 30% к концу года – 38,7%; уровень развития активного словаря составляло в начале года 36,2%, к концу – 38,7%; грамматический строй речи в начале года 33,7%, к концу 40%; сформированность связной речи составляла в начале года 28,7%, к концу 38,7%; пространственное ориентирование в начале года 39,1%, к концу 60%;развитие артикуляционной моторики в начале года 40% к концу 68,4%; развитие мелкой моторики в начале года 55%, к концу 76.4%;

На диаграмме за 2009–2010 учебный год можно увидеть, что уровень развития психо-речевых процессов возрос у детей и приближен к норме. Развитие правильного звукопроизношения в начале года 64,9%, а к концу года 92%; уровень развития фонематических процессов в начале года 48,7% к концу года – 85,4%; уровень развития активного словаря составляло в начале года 70%, к концу – 90%; грамматический строй речи в начале года 58,7%, к концу 88,6%; сформированность связной речи составляла в начале года 52,8%, к концу 80%; пространственное ориентирование в начале года 69,4%, к концу 90%;развитие артикуляционной моторики в начале года 70%, к концу 92%; развитие мелкой моторики в начале года 65,7%, к концу 90%.

Уровень развития психо-речевых процессов

Анализируя полный курс коррекционного-развивающего обучения детей с задержкой психо-речевого развития, можно сказать, с полной уверенностью, что их уровень развития значительно увеличился и приближен к возрастной, по сравнению с первоначальными результатами.

По результатам обследования ПМПК ППМС – центр “Истоки”, дети, выпускающиеся из группы достаточно подготовлены к обучению в школе.

Приложение 1

Приложение 2 (т.к. большой объем, приложение находится у автора)