Цель: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к стране, родному городу, семье, ЦДОД.
Задачи:
- формировать ценностное отношение к слову;
- развивать творческую инициативу, речь;
- прививать интерес к русскому языку;
- расширять кругозор;
- воспитывать любовь к родному краю, развивать интерес к познанию своего родного рая, воспитывать чувство любви к своей Родине;
- закрепить знания детей о животном и растительном мире своего края;
- воспитывать патриотические и эстетические чувства средствами музыкальной,
- литературной и художественной выразительности, закрепляя умение эмоционально и выразительно читать стихи, пословицы, петь песни.
Оборудование. Компьютер, слайды (фото- и видеоматериалы о достопримечательностях Астраханского края); магнитофон, аудиозаписи; карточки с высказываниями великих русских писателей; текст письма на слайде; портреты Астраханцев; мячи; 4 листа ватмана, 2 набора фломастеров.
Предварительная работа. Экскурсии по городу. Беседы о растительном и живом мире Астраханской области, о историческом развитии города. Изготовление фотоколлажа “Я и мой город”. Подготовка работ детей и родителей к выставке “Астрахань – ты прекрасна!” Разучивание песен и стихов об Астраханском крае! Подготовка кратких рассказов на тему “Астрахань – город, в котором я живу”.
Ход викторины
Дети, вместе с родителями, под музыку, “Гимн Астрахани” (Житков), входят в зал и рассаживаются на стульчики. Команда №1 у левой стены, команда №2 у правой стены.
Ведущий: Добрый вечер! Мы рады приветствовать Вас на викторине “Я – Астраханец”!
Я про Астрахань пою
Городов в моей стране
Знаю очень много.
Только нет дороже мне
Города родного.
Здесь родился я и рос,
Подружился с Волгой,
Красоту каспийских роз
Полюбил надолго.
В этом городе родном,
Что пронизан солнцем,
На Больших Исадах – дом
С кленом под оконцем.
С дивной лотосной красой
Спорит астраханка.
Счастлив я в родном краю
И годами молод.
Я про Астрахань пою –
О тебе, мой город!
– Прошу всех встать
Дети и родители исполнят Гимн Астрахани на слова Петра Быкадорова музыку Анатолия Гладченко.
Ты на Волге стоишь величаво,
Молодея всё с каждым столетьем,
И Успенский собор златоглавый
Украшает твоё долголетье.
Ты Российская крепость на Волге,
Ты Российская гордость и новь,
И твой путь по истории долгий,
Дарит жителям жизнь и любовь.
Припев:
Ты собою всегда красива,
Ты с годами свой лик обрела.
Потому что с тобою Россия
Нынче есть и всегда была.
– Сегодня будут соревноваться самые смелые и решительные, находчивые и веселые дети, и их родители. Давайте поприветствуем команды: команда “Лотос” и команда “Кувшинка”. Болельщиками будут ваши братья, сёстры, бабушки и дедушки. А раз у нас соревнования, то значит должно быть и жюри. Представляю вам его:
- директор ЦДОД №1;
- завуч;
- представитель родителей.
За каждый правильный ответ жюри, присуждает команде одно очко. Побеждает та команда, которая наберет большее количество очков.
Вот я всех и представила, можно начинать. Хочется пожелать нашим командам:
Победившим – не хвастаться
Проигравшим – не реветь!
Приветствия команд
Приветствие команды “Лотос”
На радость нам наш край цветет.
Разный здесь народ живет.
Природу Поволжья беречь мы должны
И помнить преданья седой старины
Приветствие команды “Кувшинка”
Мы за чистый лес и воду.
Мы охраняем Поволжья покой,
Кто любит родную природу,
Тот любит и край родной!
Ведущий: Чтоб игра Проша на славу, надо к ней подготовиться. Я объявляю разминку “Заморочки”.
Ведущий задает вопросы по очереди каждой команде
- Своей яркой окраской этот жучок предупреждает: “Не тронь меня, я не съедобный”, и птицы его не трогают. (Божья коровка)
- Жук этот летает и в апреле, и в июне, но чаще всего в мае (майский жук)
- Скажите, какой готовый напиток, можно получить от четвероногого, травоядного, домашнего животного (молоко).
- Назовите, пожалуйста, от каких животных мы получаем молоко (корова, коза, лошадь, верблюдица).
В наших соревнованиях, наравне с детьми, принимаю участие родители. Внимание! Вопросы для старшей части наших замечательных команд.
- Уникальное озеро Баскунчак на территории Астраханской области называют… Как? (местное Мертвое море; местное Коралловое море, местное Мраморное море)
- Как называется наивысшая точка Астраханской области? (Эльбрус; Лимпопо; гора Большое Богдо)
- По какому озеру Астраханской области можно пройти пешком или проехать в поезде? (Тинаки, Лебединое, Баскунчак)
- Как называют гору Большое Богдо? (танцующая гора; падающая гора; поющая гора)
– Разминка завершена. Всем спасибо!
– Мы с вами живем в Астраханском крае, который многонационален по составу и многоязычен. Здесь живут представители более 100 национальностей. Основным языком общения всех народов края является русский язык. Наша викторина посвящена родному краю и знанию русского языка. Астраханская область – это частица нашей Родины – России. И первое задание связано с этими понятиями.
Конкурс 1. “Развитие речи”
Соедините части пословицы.
Для команды I
Нет в мире краше ста весен на чужбине.
Родины нашей.
сердцу дорога.
Для команды II
Родина краше солнца Родина милей вдвойне.
дороже золота.
сильнее смерти.
В русском языке есть устойчивые сочетания. Слова в них употребляются всегда вместе и в определенном порядке. Будьте внимательны к таким сочетаниям – они делают нашу речь выразительной. Раскройте смысл выражений, которые называются крылатыми.
Команда I (взрослые)
- Выбросить из головы. (Забыть.)
- Отвечать головой. (Быть ответственным.)
- Как снег на голову. (Внезапно.)
- На свою голову сделать. (Сделать во вред самому себе.)
- Снять голову. (Поставить в неприятное положение.)
Команда II (взрослые)
- Светлая голова. (Умный человек.)
- Ходить на голове. (Резвиться, баловаться).
- Морочить голову. (Обманывать.)
- Голова садовая. (Глупый человек.)
- Намылить голову. (Сделать строгий выговор.)
Ведущий. Пока наше жюри подводит итоги, предлагаю рассказать каждому из вас о том, как давно вы живёте в нашем замечательном городе, чем занимаетесь, какой из уголков Астрахани вам особенно дорог и почему.
Рассказы присутствующих.
Ведущий:
Мой город
Я люблю большие дома
И узкие улицы города
В дни, когда не настала зима,
Только очень повеяло холодом.
А за городом степи ковыльные
Да просторы с рекой голубою.
Край заповедный, родина милая,
Я останусь навеки с тобою.
Конкурс 2. “Природные богатства”
- Как называется город, в котором мы живем? (Астрахань.)
- В какой области мы живем? (Астраханская область.)
- На берегу, какой реки находится наш город? (Волга.)
- Астрахань расположена на одиннадцати... (Озерах; островах.)
- Чем богат наш край? (Рыбой, арбузами, овощами, фруктами.)
- Как называется место, где охраняют природу? (Заповедник.)
- У кого мешок под клювом? (Пеликан.)
- Кого называют кораблем пустыни? (Верблюдов.)
(Взрослые)
- Как называется крупнейшее в Европе и России соленое озеро? (Баскунчак, Лебединое, Лечебное)
- Восхищаясь размерами и вкусом этого “астраханца” Петр 1 повелел выбить в его честь медаль и произвести салют. Кто же удостоился такой части? (астраханский помидор, астраханский арбуз, астраханский абрикос)
- Какие орехи на территории европейской части нашей страны можно попробовать только в Астрахани? (грецкие, фундук, водяной орех чилим)
- Каким красивейшим растением знаменита Дельта Волги? (орхидея, лотос, эдельвейс)
Ведущий. Пока наше жюри подводит итоги, предлагаю поиграть.
“Чья бригада быстрее заполнит банку помидорами”
Под музыку, “Самовар” (06), взрослые и дети (команды), передавая фломастер, как эстафетную палочку, подбегают к ватману, на котором изображена пустая стеклянная банка и “кладет” (рисует) один помидор. Примечание. Побеждает та команда, которая быстрее заполнит банку, не забыв при этом нарисовать крышку – “закатать банку”.
Наш город
Наш город лучше всех на свете –
Стоит на берегу реки.
По Волге ходят пароходы
И ловят рыбу рыбаки.
В реке не плавают медузы,
Зато в полях растут арбузы.
Туристы здесь не ходят в горы,
Зато едят здесь помидоры.
Наверно, спросите меня:
– Где эти дивные края?
– Так это Астрахань моя!
Ведущий. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык – замечательный учитель. Он подарил миру великих писателей, чудесные песни, волшебные сказки; научил людей таким словам, как мир, труд, дружба. Как вы уже догадались...
Конкурс 3. “Литература”
- Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь
Названье этой сказки… (Маша и медведь)
- В этой книге именины,
Много было там гостей,
Но на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил,
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил. (“Муха-цокотуха” К.Чуковский)
- Сейчас потолкуем о сказке другой.
Тут синее море, там берег морской
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ тут идёт.
А жадность, ребята, к добру не ведёт.
И кончится дело всё тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым. (“Сказка о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкин)
- Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадай-ка без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Мишутка, Михаил Иванович, Настасья Петровна)
(Взрослые)
- Назовите имя астраханского поэта, ставшего одним из реформаторов русского стихосложения (Михаил Ломоносов, Василий Тредиаковский, Александр Сергеевич Пушкин)
- Назовите астраханского поэта, чье имя связанно с литературным направлением “футуризм” (Демьян Бедный, Саша Чёрный, Велимир Хлебников)
- Вот отрывок из миниатюры В. Пикуля, рассказывающей об Астрахани 1978 года: “…а гужбаны с пристани, грузчики тяжеловесы, угрожали миллионерам-рыботорговцам такими словами: “Ты, найденыш, если и далее нас /…этим…./ кормить станешь, так мы тебе… такую стачку устроим… Вари кашу!” Вспомнив известного киношного таможенника, скажите, что ж за кормежка так возмущала грузчиков? (арбузы, томатная паста, паюсная икра)
- Какой из литературных героев, во времена своего трехлетнего путешествия (1821–1824 гг.) посетил Астрахань? (Обломов, Чичиков, Онегин)
Ведущий. Пока наше жюри подводит итоги, предлагаю поиграть.
Игра “Сороконожка”
Все выстраиваются в цепочку, держась друг за друга, и закрывают глаза. Только “голова” (первый ребенок или взрослый) идет с открытыми глазами. Он ведет всех за собой. По сигналу ведущего “голова” время от времени становится “хвостом”. (“Если город танцует”)
Пока мы с вами играли, мне сообщили, что к нам на гастроли приехал столичный театр, предлагаю вам посмотреть театрализованную постановку “Бабочки”
Под музыку (гимнастика для глаз “Физкультминутки 2” 8, проектор) девочки-бабочки “порхают с цветка на цветок”. По окончанию музыки останавливаются друг напротив друга. Лимонница стоит, прихорашиваясь, и рассматривая себя в зеркальце.
Крапивница. Терпеть не могу непонятных имен! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут? Вот у меня на крапиву аппетит – я Крапивница. У нее (показывает на соседку) на капусту аппетит – она Капустница. Просто все и понятно!
Лимонница. А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту. У меня прекрасное платье лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять.
Под звуки музыки и аплодисменты, бабочки кланяются и улетают.
Ведущий. По какому признаку получили название бабочки?
Да, имя может сказать о многом и по тому Конкурс капитанов будет связан с именами. За минуту надо написать фамилии знаменитых людей Астраханской области, ставших известными в России. (В. Барсова, М. Максакова, В. Хлебников, В. Тредиаковский, И. Симонов, Н. Бабкина, Э. Виторган, А. Заворотнюк, И. Наджиев, Д. Дюжев, В. Меньшов.)
Чтобы не мешать нашим капитанам прошу вас закрыть глаза и представить себе синее море.
... на море черная буря;
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Кого вы увидели в этом море? (Золотую рыбку)
Приглашаю желающих образовать семейные команды для участия в конкурсе “Золотая рыбка”. Всей командой за минуту, пока звучит музыка, надо будет нарисовать красивую золотую рыбку. Каждой команде раздаются большие листы бумаги, фломастеры или маркеры. Участники рисуют каждый какую-то часть рыбки: тело, хвост, плавники, глаза, чешую... “Мы сегодня отдохнем на реке” (дорожка 06)
Ведущий. Молодцы! Прекрасные рисунки! Прекрасные ответы наших капитанов! Поаплодируем всем.
Наш город был основан в 1558 году. Сколько лет исполнится нашему городу в 2010 году?
Совершенно верно. И сейчас настало время объявить последний конкурс.
Конкурс “Математика”
У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки – три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять? (8)
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5)
Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей –
Сколько всего в воде малышей? (6)
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их? (7)
Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять? (7)
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (10)
(Взрослые)
- Какова сумма цифр автомобильного кода Астрахани? (11, 30, 3)
- Сколько мостов можно насчитать в Астрахани? (10, 20, около тридцати)
- Сколько ворот в Астраханском кремле? (7, 3, 1)
- В октябре, какого года Астрахань отметила свой 450летний юбилей?
Ведущий. Как всегда ваши ответы были на высоте, а вот сможете ли вы, так же быстро и легко, разгрузить машину с арбузами мы сейчас проверим.
Эстафета с мечами
Друзья, к нам пришло письмо, но я не могу его прочесть, так как в нём очень много ошибок. Уважаемые команды исправьте, пожалуйста, ошибки.
Привед, дарагие друзя!
Праздравляю с днем ражденья ваш горат.
Пусть пни несутся чередой
И за акном меняется пагода,
Любимый горад, оставайся маладой,
Красивым буть в любое время кода!
Незнака.(Привет, дорогие друзья!
Поздравляю с днем рожденья ваш город.
Пусть дни несутся чередой
И за окном меняется погода,
Любимый город, оставайся молодой,
Красивым будь в любое время года!
Незнайка)
– Молодцы! Вы замечательно исправили письмо Незнайки. Теперь понятно, почему в нём так много ошибок. Ребята, нам с вами предстоит выполнить трудную, но замечательную задачу, научиться правильно, говорить и писать. Чтобы при встрече с Незнайкой, мы могли поделиться с ним своими знаниями.
А сейчас подошло время заканчивать нашу викторину “Я – Астраханец”. Кто бы ни оказался впереди, я с уверенностью могу сказать: “Сегодня победила дружба, смекалка и находчивость”!
Просим наше уважаемое жюри огласить итоги конкурсов и назвать команду победителя. После объявления результатов, дети и родители встают в круг и поют под фонограмму “С днем рождения, Астрахань”.
Литература
- Никифорова Н.А. Дидактический и занимательный материал по природе Астраханского края.
- Никифорова Н.А. Хрестоматия по географии Астраханской области.
- Веселая грамматика: Сб. стихов/ Под ред. Г.И. Кузнецова.
- Золотой ключик/ Сост. Г.Г. Подольская.
- Астраханский кремль/ Сост. С.Б. Калашников, В.А. Филипченко.