Пояснительная записка.
Логика природы есть самая доступная
и самая полезная логика для детей.
К.Д. Ушинский.
Элективный курс предназначен для обучающихся 9 классов в качестве предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 35 ч. Содержание курса предполагает изучение и сравнительный анализ физических процессов, происходящих в различных объектах живой природы. Иллюстрируются и доказываются общность и универсальность физических законов. Это дает учащимся возможность осознать место человека в окружающем мире, у них происходит формирование общей системы знаний о мире. отражающей взаимосвязь различных форм движения материи на основе межпредметных связей физики , медицины, биологии, техники при изучении электрических и механических явлений. Дается представление о современных медицинских диагностиках и терапевтических методиках, о явлении трения и его значение в жизни человека, в основе которых лежат достижения современной физики.
Целесообразность изучения предлагаемого элективного курса обусловлена значением знаний по физике для понимания процессов , происходящих в человеческом организме. Данный элективный курс служит внутрипрофильной специализации обучения, позволяет более полно реализовать межпредметные связи и дает возможность изучать смежные учебные предметы (биологию, физику) в будущем на профильном уровне. Здесь обучающиеся увидят применимость законов физики к живому организму, ознакомятся с некоторыми результатами бионики, научатся объяснять некоторые процессы, происходящие в живом организме законами физики. Интегрированный курс основан на теоретических знаниях и практических умений в области физики и биологии. Обучающиеся узнают, что в основе работы человеческого организма лежат законы физики, научатся правильно применять их для сохранения своего здоровья. Предлагаемый курс позволит ученикам сориентироваться в выборе профессии медицинского работника, физика, биолога.
Цели курса:
- знакомство с основными методами применения физических законов в медицине, биологии, технике.
- развитие познавательного интереса к современной медицинской технике;
- создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора будущего естественнонаучного профиля обучения;
- предоставление обучающимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности.
- установление межпредметных связей между физикой и биологией дающее больше возможности для формирования представлений о единстве материального мира;
Задачи курса:
- развить интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации;
- способствовать приобретению коммуникативных умений;
- научить: осуществлять поисковую деятельность при решении теоретических задач ,выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения экспериментальных фактов;
- воспитать навыки сотрудничества в процессе совместной работы, корректное отношение к мнению оппонента, способности давать морально-этическую оценку фактам и событиям;
- развить интерес и учебную мотивацию к учебному предмету: физика и биология.
Основными методами обучения являются частично-поисковый, информационно-иллюстрированный, проблемный, исследовательский.
Формы обучения: лекция, семинары, самостоятельная работа над теоретическим материалом темы курса, консультации с учителем, защита творческих работ, коллективная.
Работа обучающихся оценивается по следующим компонентам:
- учебная деятельность и личностный рост ученика в ходе учебной деятельности;
- содержание и форма представленной творческой работы;
- уровень защиты творческой и проектной работы;
Ожидаемые результаты элективного курса являются:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
- сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения;
- приобретения опыта поиска информации по заданной теме, составления реферата и устного доклада по составленному реферату, проекта.
После изучения курса учащиеся должны:
Знать (на уровне воспроизведения) понятия: электрическое поля, электрический ток, напряженность, напряжение, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое сопротивление, сила трения, зависимость силы трения скольжения от силы давления.
Практическое применение названных понятий и законов в электронагревательных приборах.
- понимать, что физика- ключ к пониманию явлений как неживой, так и живой природы, физические методы воздействия(электрические и магнитные поля) и физические методы анализа (электронная микроскопия) стали широко внедряться во все науки естественного цикла уметь описывать и объяснять физические явления: электризацию тел,
- взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, тепловое действие тока, трение в технических устройствах, проблемы трения в живых организмах , работать со средствами информации, готовить сообщения, презентации, проекты, рефераты и выступать с ними, участвовать в дискуссиях, оформлять рефераты в письменном и электронном виде подбирать иллюстрированный материал и корректировать его.
Содержание программы курса "Физика в нашей жизни".
Тема 1 "Все началось с янтаря"
Фалес из Милены. Что такое электричество? Электризация тел. Вопреки законам физики. Борьба со статическим электричеством. Антистатический агент. Реферат на тему: "Применение статического электричества".
Тема 2. Электрический ток.
Электрический ток. Сила тока. Напряжение. Практическое применение электрических токов различных по напряжению, форме, частоте колебаний, направлению. От электронной теории к атомной теории материи.
Реферат на тему: "Электричество и жизнь".
Тема 3. Применение постоянного тока с лечебной целью.
Гальванизация. Прогрев тканей. Усиление кровообращение и лимфообращения.
Лечение артритов, бурситов. Экскурсия в физиотерапевтический кабинет.
Проект на тему: "Гальванизация"
Тема 4. Электрический помощник врача.
Электрический ток в растворах электролитов. Электролиз, использование в технике.
Электрофорез. Особенности метода. Техника и методика электрофореза.
Некоторые частные методики электрофореза.
Проект на тему: "Электрофорез лекарственных веществ"
Тема 5. Электричество в живых организмах.
Открытие Гальвани. Электрические явления в нервной системе животных. Электрические свойства тканей. Реферат на тему: "Электрические рыбы"
"История открытия животного электричества"
Тема 6. Электричество и растения.
Электрические явления в растениях. Влияние электричества на рост растений Реферат на тему: "Растения - хищники", "Растительное электричество".
Тема 7. Методы диагностики.
Электродиагностика. Что такое ЭКГ, ЭМГ, УЗИ.
Тема 8. Электромагнитное поле в нашей жизни.
Термоэлектрические приборы.
Принцип нагрева токами СВЧ. Печи СВЧ. Вредна ли микроволновка?
Меры безопасности при работе с печью СВЧ. Проект на тему: "Технология производства электрооборудования".
Тема 9. Электрические явления в атмосфере.
Искровой разряд. Грозовая туча .Молния. Шаровая молния. Электрический разряд и плодородие. Реферат на тему: "Природа шаровой молнии"
Тема 10. Магнит.
Китайский компас Открытие В. Гильберта. Природа магнетизма.
Магниты в медицине.
Реферат на тему: "Магниты в медицине"
Тема 11. Круглый стол.
Защита учащимися зачетных работ: рефератов, исследовательских проектов, компьютерных презентаций (вид работы и форму ее представления выбирают сами).
Тема 12. Сила. Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения.
Трение и явления природы.
Первые исследования трения. Причины трения. Нагревание тел при трение.
Тема 13. Трение в жизни человека. Трение при ходьбе. Форма пятки человека и трение. Движение крови по сосудистой системе. Тазобедренный сустав человека - естественный узел трения.
Тема 14. Учет и использование особенностей трения в быту.
Почему звучит скрипка. Материалы для обуви с учетом трения.
Тормозные устройства. Раздвижные двери. Трение в технических устройствах. Блокирование колес. Автомобильные шины. Трение и автомобильные гонки. Смазка.
Тема 15. Силы сопротивления. Трение в жидкости и воздухе. Движение тел в воде и воздухе. Движение судов, подводных лодок, самолетов, космических кораблей и их форма. Гидродинамический эффект. Вязкое трение. Льды и ледокол.
Тема 16. Силы трения и сопротивления в организмах животных и растений.
Проблемы трения внутри живых организмов и при их передвижении. Равномерное движение жидкостей по трубам. Планирующий полет. Лучшие пловцы - рыбы, дельфины. Растение перекати-поле. Способы передвижения животных. Органы движения у животных.
Тема 17. Если бы не было трения. Физическая причина катастрофы "Челюскина" От чего зависит крепость узлов?
Приливы: Солнце против Луны. Гоночные машины "в хвосте " друг друга.
Тематический план курса.
Наименование разделов и тем | Часы |
1.Тема№ 1 Все началось с янтаря | 2 |
2.Тема №2 Электрический ток | 2 |
3. Тема №3 Применение постоянного тока лечебной целью | 2 |
4.Тема№4 Электрический помощник врача | 2 |
5.Тема№ 5 Электричество в живых организмах | 2 |
6.Тема№6 Электричество и растения | 2 |
7.Тема№7 Методы диагностики | 2 |
8.Тема№8 Электромагнитное поле в нашей жизни | 2 |
9.Тема№9 Электрические явления в атмосфере | 2 |
10.Тема№10 Магнит | 2 |
11 Круглый стол | 2 |
12.Тема №12 Сила. Сила трения. Трение покоя ,скольжения, качения. | 2 |
13 Тема №13 Трение в жизни человека. | 2 |
14 Тема № 14.Учет и использование особенностей трения в быту | 2 |
15.Тема №15 Силы сопротивления. Трение в жидкости и воздухе. | 2 |
16.Тема№16.Силы трения и сопротивления в организмах животных и растений. | 2 |
17.Тема № 17 Если бы не было трения. | 2 |
18. Круглый стол Проект "Сила трения" | 1 |
Итого | 35 |
Учебно-методическое обеспечение.
1. Электив. Конструктор элективных курсов. Москва.2006.
2. Беркинблит М.Б., Глаголева Е.Г. " Электричество в живых организмах"-М; "Наука" 1988.
3. Кац Ц.Б. " Биофизика на уроках физике".- М; Просвещение.1988.
4. Соколова Н.Г., Соколова Т.В. "Физиотерапия"
5. Элиот Л., Уилкокс У. Физика.- М; "Наука".1975.
6. Тарасов Л.В. Физика в природе.- М; "Вербум - М" 2002.
Видеоматериалы.
1. Школьный физический эксперимент.
2. "Физика - 1, 2, 3 , 4 , 5 , 6, 7, 8"
Программное обеспечение.
1. Открытая физика. Часть II. Электричество и магнетизм. Оптика.
2. Квантовая физика.- Г. Долгопрудный: ООО "Физикон", 1997.
3. Электронный задачник по физике.- М: Медиа Паблишинг, 1997.
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000.- М.: Кирилл и Мефодий, 1999.
5.От плуга до лазера 2.0. Интерактивная энциклопедия.- М.: Компания "Новый Диск", 1998.
6."Уроки физики Кирилла и Мефодия" (5-6 классы.).- М.: Кирилл и Мефодий, 1999.
7. Медицинская энциклопедия.
Литература для учителей.
1. Программы ориентационных курсов по предпрофильной подготовке учащихся. Воронеж,2005.
2. Конструктор элективных курсов. Ориентационные курсы М; 2006.
3. Беркинблит М. Б.,.Глаголева Е.Г. "Электричество в живых организмах". М; Наука, 1988.
4. Кац Ц. Б. "Биофизика на уроках физики". М; Просвещение, 1988.
5. Соколова Н.Г., Соколова Т .В. "Физиотерапия"
6. Тарасов Л.В. " Физика в природе". М; Вербум-М, 2002.
7. Ламырева Н.А.Проектная деятельность учащихся. В; "Учитель", 2008г.
Литература для обучающихся.
1. Блудов М.И. Беседы по физике.- М; Просвещение, 1980.
2. Горелов Л.А. Занимательные опыты по физике.- М; Просвещение, 1985.
3. Дерягин Б.В. Что такое трение.- М; Просвещение,1986.
4. Мощанский В.Н. История физики в средней школе. - М; Просвещение,1981.
5. Перельман Я. И. Занимательная физика.- М; " АСТ" 2005.
6. Уокер Дж. Физический фейерверк - М; "Мир", 1989.
7. Русские народные сказки, пословицы, поговорки.