Элективный курс "Физика в нашей жизни". 9-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Пояснительная записка.

Логика природы есть самая доступная
и самая полезная логика для детей.

К.Д. Ушинский.

Элективный курс предназначен для обучающихся 9 классов в качестве предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 35 ч. Содержание курса предполагает изучение и сравнительный анализ физических процессов, происходящих в различных объектах живой природы. Иллюстрируются и доказываются общность и универсальность физических законов. Это дает учащимся возможность осознать место человека в окружающем мире, у них происходит формирование общей системы знаний о мире. отражающей взаимосвязь различных форм движения материи на основе межпредметных связей физики , медицины, биологии, техники при изучении электрических и механических явлений. Дается представление о современных медицинских диагностиках и терапевтических методиках, о явлении трения и его значение в жизни человека, в основе которых лежат достижения современной физики.

Целесообразность изучения предлагаемого элективного курса обусловлена значением знаний по физике для понимания процессов , происходящих в человеческом организме. Данный элективный курс служит внутрипрофильной специализации обучения, позволяет более полно реализовать межпредметные связи и дает возможность изучать смежные учебные предметы (биологию, физику) в будущем на профильном уровне. Здесь обучающиеся увидят применимость законов физики к живому организму, ознакомятся с некоторыми результатами бионики, научатся объяснять некоторые процессы, происходящие в живом организме законами физики. Интегрированный курс основан на теоретических знаниях и практических умений в области физики и биологии. Обучающиеся узнают, что в основе работы человеческого организма лежат законы физики, научатся правильно применять их для сохранения своего здоровья. Предлагаемый курс позволит ученикам сориентироваться в выборе профессии медицинского работника, физика, биолога.

Цели курса:

  • знакомство с основными методами применения физических законов в медицине, биологии, технике.
  • развитие познавательного интереса к современной медицинской технике;
  • создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора будущего естественнонаучного профиля обучения;
  • предоставление обучающимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности.
  • установление межпредметных связей между физикой и биологией дающее больше возможности для формирования представлений о единстве материального мира;

Задачи курса:

  • развить интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации;
  • способствовать приобретению коммуникативных умений;
  • научить: осуществлять поисковую деятельность при решении теоретических задач ,выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения экспериментальных фактов;
  • воспитать навыки сотрудничества в процессе совместной работы, корректное отношение к мнению оппонента, способности давать морально-этическую оценку фактам и событиям;
  • развить интерес и учебную мотивацию к учебному предмету: физика и биология.

Основными методами обучения являются частично-поисковый, информационно-иллюстрированный, проблемный, исследовательский.

Формы обучения: лекция, семинары, самостоятельная работа над теоретическим материалом темы курса, консультации с учителем, защита творческих работ, коллективная.

Работа обучающихся оценивается по следующим компонентам:

  • учебная деятельность и личностный рост ученика в ходе учебной деятельности;
  • содержание и форма представленной творческой работы;
  • уровень защиты творческой и проектной работы;

Ожидаемые результаты элективного курса являются:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
  • сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения;
  • приобретения опыта поиска информации по заданной теме, составления реферата и устного доклада по составленному реферату, проекта.

После изучения курса учащиеся должны:

Знать (на уровне воспроизведения) понятия: электрическое поля, электрический ток, напряженность, напряжение, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое сопротивление, сила трения, зависимость силы трения скольжения от силы давления.

Практическое применение названных понятий и законов в электронагревательных приборах.

  • понимать, что физика- ключ к пониманию явлений как неживой, так и живой природы, физические методы воздействия(электрические и магнитные поля) и физические методы анализа (электронная микроскопия) стали широко внедряться во все науки естественного цикла уметь описывать и объяснять физические явления: электризацию тел,
  • взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, тепловое действие тока, трение в технических устройствах, проблемы трения в живых организмах , работать со средствами информации, готовить сообщения, презентации, проекты, рефераты и выступать с ними, участвовать в дискуссиях, оформлять рефераты в письменном и электронном виде подбирать иллюстрированный материал и корректировать его.

Содержание программы курса "Физика в нашей жизни".

Тема 1 "Все началось с янтаря"

Фалес из Милены. Что такое электричество? Электризация тел. Вопреки законам физики. Борьба со статическим электричеством. Антистатический агент. Реферат на тему: "Применение статического электричества".

Тема 2. Электрический ток.

Электрический ток. Сила тока. Напряжение. Практическое применение электрических токов различных по напряжению, форме, частоте колебаний, направлению. От электронной теории к атомной теории материи.

Реферат на тему: "Электричество и жизнь".

Тема 3. Применение постоянного тока с лечебной целью.

Гальванизация. Прогрев тканей. Усиление кровообращение и лимфообращения.

Лечение артритов, бурситов. Экскурсия в физиотерапевтический кабинет.

Проект на тему: "Гальванизация"

Тема 4. Электрический помощник врача.

Электрический ток в растворах электролитов. Электролиз, использование в технике.

Электрофорез. Особенности метода. Техника и методика электрофореза.

Некоторые частные методики электрофореза.

Проект на тему: "Электрофорез лекарственных веществ"

Тема 5. Электричество в живых организмах.

Открытие Гальвани. Электрические явления в нервной системе животных. Электрические свойства тканей. Реферат на тему: "Электрические рыбы"

"История открытия животного электричества"

Тема 6. Электричество и растения.

Электрические явления в растениях. Влияние электричества на рост растений Реферат на тему: "Растения - хищники", "Растительное электричество".

Тема 7. Методы диагностики.

Электродиагностика. Что такое ЭКГ, ЭМГ, УЗИ.

Тема 8. Электромагнитное поле в нашей жизни.

Термоэлектрические приборы.

Принцип нагрева токами СВЧ. Печи СВЧ. Вредна ли микроволновка?

Меры безопасности при работе с печью СВЧ. Проект на тему: "Технология производства электрооборудования".

Тема 9. Электрические явления в атмосфере.

Искровой разряд. Грозовая туча .Молния. Шаровая молния. Электрический разряд и плодородие. Реферат на тему: "Природа шаровой молнии"

Тема 10. Магнит.

Китайский компас Открытие В. Гильберта. Природа магнетизма.

Магниты в медицине.

Реферат на тему: "Магниты в медицине"

Тема 11. Круглый стол.

Защита учащимися зачетных работ: рефератов, исследовательских проектов, компьютерных презентаций (вид работы и форму ее представления выбирают сами).

Тема 12. Сила. Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения.

Трение и явления природы.

Первые исследования трения. Причины трения. Нагревание тел при трение.

Тема 13. Трение в жизни человека. Трение при ходьбе. Форма пятки человека и трение. Движение крови по сосудистой системе. Тазобедренный сустав человека - естественный узел трения.

Тема 14. Учет и использование особенностей трения в быту.

Почему звучит скрипка. Материалы для обуви с учетом трения.

Тормозные устройства. Раздвижные двери. Трение в технических устройствах. Блокирование колес. Автомобильные шины. Трение и автомобильные гонки. Смазка.

Тема 15. Силы сопротивления. Трение в жидкости и воздухе. Движение тел в воде и воздухе. Движение судов, подводных лодок, самолетов, космических кораблей и их форма. Гидродинамический эффект. Вязкое трение. Льды и ледокол.

Тема 16. Силы трения и сопротивления в организмах животных и растений.

Проблемы трения внутри живых организмов и при их передвижении. Равномерное движение жидкостей по трубам. Планирующий полет. Лучшие пловцы - рыбы, дельфины. Растение перекати-поле. Способы передвижения животных. Органы движения у животных.

Тема 17. Если бы не было трения. Физическая причина катастрофы "Челюскина" От чего зависит крепость узлов?

Приливы: Солнце против Луны. Гоночные машины "в хвосте " друг друга.

Тематический план курса.

Наименование разделов и тем Часы
1.Тема№ 1 Все началось с янтаря 2
2.Тема №2 Электрический ток 2
3. Тема №3 Применение постоянного тока лечебной целью 2
4.Тема№4 Электрический помощник врача 2
5.Тема№ 5 Электричество в живых организмах 2
6.Тема№6 Электричество и растения 2
7.Тема№7 Методы диагностики 2
8.Тема№8 Электромагнитное поле в нашей жизни 2
9.Тема№9 Электрические явления в атмосфере 2
10.Тема№10 Магнит 2
11 Круглый стол 2
12.Тема №12 Сила. Сила трения. Трение покоя ,скольжения, качения. 2
13 Тема №13 Трение в жизни человека. 2
14 Тема № 14.Учет и использование особенностей трения в быту 2
15.Тема №15 Силы сопротивления. Трение в жидкости и воздухе. 2
16.Тема№16.Силы трения и сопротивления в организмах животных и растений. 2
17.Тема № 17 Если бы не было трения. 2
18. Круглый стол Проект "Сила трения" 1
Итого 35

Учебно-методическое обеспечение.

1. Электив. Конструктор элективных курсов. Москва.2006.

2. Беркинблит М.Б., Глаголева Е.Г. " Электричество в живых организмах"-М; "Наука" 1988.

3. Кац Ц.Б. " Биофизика на уроках физике".- М; Просвещение.1988.

4. Соколова Н.Г., Соколова Т.В. "Физиотерапия"

5. Элиот Л., Уилкокс У. Физика.- М; "Наука".1975.

6. Тарасов Л.В. Физика в природе.- М; "Вербум - М" 2002.

Видеоматериалы.

1. Школьный физический эксперимент.

2. "Физика - 1, 2, 3 , 4 , 5 , 6, 7, 8"

Программное обеспечение.

1. Открытая физика. Часть II. Электричество и магнетизм. Оптика.

2. Квантовая физика.- Г. Долгопрудный: ООО "Физикон", 1997.

3. Электронный задачник по физике.- М: Медиа Паблишинг, 1997.

4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000.- М.: Кирилл и Мефодий, 1999.

5.От плуга до лазера 2.0. Интерактивная энциклопедия.- М.: Компания "Новый Диск", 1998.

6."Уроки физики Кирилла и Мефодия" (5-6 классы.).- М.: Кирилл и Мефодий, 1999.

7. Медицинская энциклопедия.

Литература для учителей.

1. Программы ориентационных курсов по предпрофильной подготовке учащихся. Воронеж,2005.

2. Конструктор элективных курсов. Ориентационные курсы М; 2006.

3. Беркинблит М. Б.,.Глаголева Е.Г. "Электричество в живых организмах". М; Наука, 1988.

4. Кац Ц. Б. "Биофизика на уроках физики". М; Просвещение, 1988.

5. Соколова Н.Г., Соколова Т .В. "Физиотерапия"

6. Тарасов Л.В. " Физика в природе". М; Вербум-М, 2002.

7. Ламырева Н.А.Проектная деятельность учащихся. В; "Учитель", 2008г.

Литература для обучающихся.

1. Блудов М.И. Беседы по физике.- М; Просвещение, 1980.

2. Горелов Л.А. Занимательные опыты по физике.- М; Просвещение, 1985.

3. Дерягин Б.В. Что такое трение.- М; Просвещение,1986.

4. Мощанский В.Н. История физики в средней школе. - М; Просвещение,1981.

5. Перельман Я. И. Занимательная физика.- М; " АСТ" 2005.

6. Уокер Дж. Физический фейерверк - М; "Мир", 1989.

7. Русские народные сказки, пословицы, поговорки.