Пешеходная экскурсия по центру Москвы "С именем Ломоносова связаны"

Разделы: Химия, История и обществознание, Внеклассная работа


Среди славных имён прошлого русской науки есть одно особенное - имя Михаила Васильевича Ломоносова. М. В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с её разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем. Современники называли его «звездой первой величины», «великим человеком», «славным гражданином».

Во время экскурсии  мы пройдем по некоторым  местам Москвы, связанным с жизнью Ломоносова, увидим Москву 18 века.  «Москва - великий  город, первого рангу во всей Европе», – заметит Ломоносов в 1757. Именно здесь Михаил Васильевич получил свое первое образование, здесь же находится созданный им первый в России университет.

Маршрут:
Варварка - Рыбный переулок - памятник Лихудам – Славяно–греко-латинская академия – Собор Спаса Нерукотворного Заиконоспасского монастыря – Исторический музей – здания МГУ на Моховой.

О первых годах жизни Ломоносова известно немного. Он родился 19 ноября 1711 года, в деревне Мишанинской Архангельской губернии в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича. Ломоносов рос в простой и суровой обстановке. Еще подростком он ездил с отцом на промыслы и нередко подвергался опасностям. Грамоте Ломоносов научился сравнительно рано. От матери, которая рано умерла, Ломоносов научился читать и получил охоту к чтению. Рано, по-видимому, зародилось в Ломоносове сознание необходимости «науки», знания. «Вратами учёности» для него делаются добытые им книги: «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого.
Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву для получения образования.
Вот как описывается уход Ломоносова из родительского дома в академической биографии 1784 года: «Из селения его отправлялся в Москву караван с мерзлою рыбою. В третий день настиг он его в семидесяти уже верстах. Через три недели прибыли в столичный сей город ».
Где в Москве оказался Ломоносов, прибыв с рыбьим обозом? (проходим по Варварке до поворота направо в Рыбный переулок).

Остановка 1.
Рыбный переулок  Китай- города  проходит между двумя Гостиными дворами - Старым и Новым. Здание Нового Гостиного двора (№ 3) занимает доминирующее положение в этом узком и коротком переулке. К сожалению, до сих пор так и неизвестно, по чьему же проекту построено это выдающееся сооружение. Оно возведено к 1840 г. на месте "общественного Рыбного двора" (отсюда и название переулка), находившегося в одноэтажных каменных лавках, поставленных в два ряда параллельно переулку.

Кто основал  Славяно‑греко‑латинскую академию (или Спасские школы, или Заиконоспасское училище), в которую поступил М.Ломоносов? (Проходим по Рыбному переулку, пересекаем Ильинку, идем по Богоявленскому переулку, останавливаемся у  памятника братьям Лихудам.Богоявленский переулок, 12)

Остановка 2.
Памятник греческим ученым и просветителям братьям Иоанникию (1633–1717 гг.) и
Софронию (1652–1730 гг.) Лихудам
– работа Вячеслава Михайловича Клыкова. Фигуры греков-просветителей, облаченных в монашеские ризы, заняты переводом Библии на церковнославянский язык. Софроний, стоя, держит свиток, Иоанникий восседает на резном стуле с развернутой грамотой в руках; перед ними — Священное Писание и чернильница с перьями. Славяно‑греко‑латинская академия (или Спасские школы, или Заиконоспасское училище), куда устремился Ломоносов, была учреждена в 1687 году. Ее основатели, греки братья Лихуды, были весьма образованными людьми: прежде чем попасть в Москву, они учились сначала в Венеции, затем в Падуанском университете. Ученые-греки Иоанникий и Софроний Лихуды приехали в Москву в 1685 году, начали деятельность в школе при Богоявленском монастыре, располагавшемся в этом переулке, преподавая риторику, грамматику, и в 1686 году стали первыми преподавателями Академии. Они же составляли учебники. ( В 1814 году Академия была переведена в Троице-Сергиеву лавру, получив наименование Московской духовной академии.)   Сюда‑то «по своей и Божьей воле» пришел в конце января 1731 года с намерением попасть в число учеников Михайло Ломоносов.   

Сохранилась ли Славяно‑греко‑латинская академия? Долгое время считалось, что от Академии ничего не сохранилось. Но исследования, поиски историков и краеведов-энтузиастов доказали, что учебные и жилые корпуса первого высшего учебного заведения Руси хотя и в перестроенном виде, сохранились до наших дней. В 1968 году здесь были жилые помещения. Предполагалось в 1978 году устроить музей, но был устроен склад магазина продуктов. Сейчас здание закрыто строительными лесами.

Остановка 3.Никольская ул., 7–9, стр. 3
В Славяно– греко‑латинской академии было восемь классов: четыре низших, в которых учащиеся усваивали чтение и письмо по‑старославянски и по‑латыни, основы географии, истории, арифметики, а также катехизис; два средних, где изучались приемы стихосложения и красноречия, причем на этом этапе ученики уже должны были свободно изъясняться на латинском языке; и, наконец, два высших класса, отведенных для прохождения главных предметов, каковыми являлись философия и богословие.
 На двух последних курсах ученики уже считались студентами и по окончании их выходили из академии со свидетельствами ученых богословов и становились священниками, учителями в светских учебных заведениях (число которых резко возросло при Петре), государственными служащими. Для того, чтобы закончить полный курс академии, требовалось не менее десяти, а кое‑кому лет двенадцать или тринадцать.
Условия своей жизни в Москве Ломоносов описал впоследствии в известных письмах к И. И. Шувалову. Ломоносов вспоминал: «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться». Десять рублей в год – такова была стипендия ученика Славяно‑греко‑латинской академии, то есть три копейки в день. Приходилось подрабатывать.
Ломоносов сразу же выделился среди учеников своими дарованиями и исключительным прилежанием, он закончил обучение в Академии за 5 лет.

Сохранился ли    Заиконоспасский монастырь, при котором была создана академия?

Остановка 4.Никольская ул., 7–9, стр. 4. 
Заиконоспасский монастырь получил название, так как стоял за Иконным рядом по Никольской улице. Монастырь основан Борисом Годуновым в 1600 году. Собор Спаса Нерукотворного Образа— главная церковь Заиконоспасского монастыря, к счастью — уцелел до настоящего времени. Построен посреди монастырского двора в 1660 году князем Волконским по повелению царя Алексея Михайловича. Это один из лучших памятников «московского барокко» петровской эпохи. Сейчас территория вокруг собора плотно оккупирована магазинами и ресторанами, а в верхних этажах разместились факультеты Историко-архивного института. Богослужения в соборном храме Спаса Нерукотворного возобновились в 1992 году.

Пройдем по Никольской  улицев Китай-городе, которая слыла в народе «сосредоточием православного духа, книжной мудрости и академической учености»
( в сторону Кремля).
В 1736 Ломоносов в числе 12-ти лучших учеников Славяно-греко-латинской академии вызван в Петербург для учения при Академии наук. В сентябре того же года Ломоносов был послан в Германию (Марбург) к Христиану Вольфу, для изучения химии и горных дел, причем вменялось в обязанность “учиться и естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидраулике и гидротехнике”. В Марбурге Ломоносов пробыл до 1739. Здесь он получил обширное и основательное образование. Из Марбурга студенты были отправлены во Фрейберг к “горному советнику” Генкелю, Ломоносов, обладая пылким темпераментом, поссорился с наставником и ушел из Фрейберга без дозволения Академии в 1740. Странствуя по Германии, Ломоносов женился на Елизавете-Христине Цильх. По некоторым источникам, по дороге из Марбурга в Голландию был насильно завербован в прусские солдаты, но бежал из крепости Везеля. После странствий Ломоносов прибыл согласно приказанию Академии, в 1741 в Петербург. В 1742 Ломоносов сделан адъюнктом по физике, в 1745 профессором химии, в этой должности оставался до конца жизни.

Остановка 5 перед зданием Исторического музея.
А.С. Пушкин писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию  сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...»
В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число.
М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И.  Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.
После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.
В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы, в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки — латыни, но и на русском языке.

Где располагалось первое  здание Московского университета?

Главная аптека у Воскресенских ворот - первое здание Московского университета.

Здание Главной аптеки было возведено в самом конце XVII века. Внутреннее пространство здания имело средневековый характер и было разобщено на множество "клетей". Именно это строение решили приспособить под размещение университета, пока для него не будет возведено специальное здание. В 1755 г. помещения Главной аптеки перестроил известный московский зодчий елизаветинского времени Д.Ухтомский. Именно здесь 26 апреля 1755 г. состоялась церемония торжественного открытия Московского университета.

Здание Главной аптеки с самого начала с большим трудом удовлетворяло всем потребностям университета: здесь, помимо лекционных аудиторий, размещались учебные классы университетской гимназии, библиотека и минералогический кабинет, химическая лаборатория, типография с книжной лавкой. Поэтому уже с 1760-х гг. часть учебных помещений переводят во вновь приобретаемые дома на Моховой улице. Окончательный же переезд университета на Моховую состоялся в конце XVIII века.

Первое университетское здание, лишившись своих обитателей, постепенно ветшало  и было разобрано в связи с возведением Исторического музея. Памятная доска в его стене свидетельствует сейчас об открывшемся некогда на этом месте Московском университете. Остановка 6 со стороны памятника Г. Жукову.

Пройдем к зданию университета на Моховой и узнаем, почему студенческий праздник называют Татьянин день? (Идем по  Манежной площади,  переходим по подземному переходу, по Моховой проходим к Домовому храму  вмч.  Татьяны.)

Остановка 7.
Согласно преданию в 3 веке н.э. настоятельница христианского храма Татьяна подверглась гонениям за христианскую веру. Когда ее заставили молиться языческому божеству, Татьяна не отказалась от своей веры и молитва ее Иисусу Христосу была столь сильна, что языческое божество упало с пьедестала и разбилось. После многочисленных пыток Татьяну казнили. С 235 года отмечается праздник Татьянин день, а мученица Татьяна причислена к лику святых.
Особое значение праздник принимает в 18 веке, когда 25 января 1755 года императрица Елизавета Петровна подписала «Указ об учреждении Московского университета». Существует версия, что И.И. Шувалов представил Указ об Университете Елизавете именно 25 января для того, чтобы порадовать мать, у которой в этот день был день рождения. С тех пор празднование Татьяниного дня, прежде всего, как дня основания Университета, стало традиционным и любимым всеми, кому посчастливилось учиться в этом храме науки.
С начала основания праздник не отмечался пышно и включал в себя молебен в университетской церкви и небольшие торжества. Однако в 60-е годы 19 века 25 января становится неофициальным студенческим праздником, который делился на официальную и неофициальную части.
К официальным торжествам относились: обед в столовой, молебен в университетской церкви на Моховой, у которой мы находимся, обращение ректора к студентам и вручение наград, а также прогулки по помещениям университета: аудиториям и библиотекам.
После этого начиналась неофициальная программа. Студенты веселились и гуляли по центру Москвы группами, распевая песни. Излюбленными местами были: Никитский и Тверской бульвары, а также Трубная площадь. Полиция относилась к шумным студентам с пониманием, а под утро полицейские писали на спинах перегулявших студентов адрес мелом и развозили их под домам. В этот праздник стирались все различия: преподаватели гуляли со студентами, богатые веселились с бедными. Богатые студенты одевались по-простому и веселились с остальными студентами на улице. Выпускники Университета также с огромным удовольствием отмечали этот праздник. Таким образом, день основания университета стал любимым праздником всех студентов страны.
После празднования столетнего юбилея в 1855 году появилась традиция устраивать ежегодную встречу выпускников Московского Университета в Татьянин день как регулярное торжество. После революции большевики посчитали праздник слишком буйным. В 1918 году университетскую церковь закрыли и в ней устроили читальный зал. Праздник «Татьянин день» заменили в 1923 году на «День пролетарского студенчества», а празднование Татьяниного дня запретили. Но годы шли, значение Московского Университета росло, а день основания также чтили и уважали, как и прежде.
В 1992 году, после вступления на должность ректора Виктора Антоновича Садовничего, была возобновлена традиция празднования Татьяниного дня в Университете.

Проходим во двор здания МГУ.
Остановка 8.
Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Уже в преамбуле указа об учреждении университета в Москве отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли в XVIII веке и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.
Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов.

Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости»

Экскурсантам раздаются тексты с Гимном Московского Университета (для обсуждения). Приложение 1.

 А.С. Пушкин о М.В. Ломоносове: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Давайте вспомним, какой вклад внес Ломоносов в разные науки. Приложение 2

Заключительное слово.
Сам учёный подтверждает цельность своей натуры и понимание глубины взаимосвязи всех направлений и областей знания:

  «Нет сомнения, что науки наукам много весьма взаимно способствуют, как и физика химии, физике математика, нравоучительная наука и история стихотворству».

Закончим нашу экскурсию стихотворением Н. Рыленкова « Ломоносов». Приложение 3.