Урок "Как хлеб на стол приходит"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

* сформировать знания детей о людях разных профессий, благодаря которым хлеб приходит на стол;

* учить уважать труд людей;

* коррекция внимания, памяти;

* развивать выразительность речи;

* способствовать приобретению важных жизненных умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни;

* воспитывать уважение к труду, работникам села, бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа: беседа воспитателя “как поставить тесто на хлеб”, практическая работа:

1 этап: замешивание теста на хлеб.

2 этап: наблюдение “как тесто поднимается”.

3 этап: ставим хлеб в печь.

4 этап: получаем готовый продукт - хлеб.

Оборудование: карточки, иллюстрации, выставка рисунков, папка-передвижка, пословицы о хлебе, выставка хлебобулочных изделий.

Организационный момент:

Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

Отгадать легко и быстро: мягкий.
Пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

Сегодня мы поговорим о том, как хлеб на стол приходит. Он каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Он наш верный друг, имя которое мы произносим с любовью и теплотой. Его имя – хлеб. Хлеб - это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. Недаром люди сложили множество пословиц, где хлебу отводится главное место.

(Дети называют пословицы о хлебе)

“Худ обед коли хлеба нет”

“Хлеб - всему голова”

“Не трудиться - хлеба не добиться”

“Хлеба ни куска так и в горнице тоска"

“Хлеб хлебу брат”

“Хлеб – батюшка, вода матушка”

Каждая пословица выстрадана людьми во время неурожаев, бесхлебья.

Было это давным-давно. Так давно, что не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже пробабушек. Людям жилось тогда очень трудно. У них не было домашних животных, они не умели выращивать растения, и, чтобы не умереть с голоду бродили по дремучим лесам и искали съедобные корни, плоды. На это уходило много сил, и голод постоянно мучил человека. Но вот однажды они нашли колосок. Учёные считают, что это был ячменный колос.

Позднее люди стали выращивать хлебные злаки. Сначала в ручную работали на земле, потом стали использовать домашних животных, а ещё позднее уже стали применять современную технику.

Когда ты берешь в руки кусочек хлеба , помни, что совершается что-то великое: ты прикосаешься не только к хлебу, а к труду многих людей: пахарей, сеятелей, пекарей и мн.др. Все они создали это чудо своими руками . Их труд нелегок. Его нужно уважать и беречь, и пусть наши поля оснащены современной техникой, и труд человека стал намного легче в наши дни, все равно хлеб бесценное богатство и у нас нет права на пренебрижительное отношение к нему.

Обратите внимание на картинки и назовите профессии, которые вы видите.

(Дети называют профессии: продавец, пекарь, тракторист, шофер, комбайнер, мельник)

Благодаря этим профессиям хлеб приходит на наш стол.

  • Скажите, какими умениями должны владеть люди зтих профессий?
  • Пахарь-тракторист должен землю подготовить под посев.
  • Тракторист-сеяльщик сеет зерно.
  • Сжатчик собирает колосья в дорожки.
  • Комбайнер собирает урожай в бункер, а с бункера зерна попадают в машину.
  • Шофер везет зерно на зерноток, там зерна перерабатываются операторами от шелухи, и готовое зерно идет на мельницу, на помол.

Затем муку доставляют на пекарню, где производят выпечку хлебно-булочных изделий. С пекарни хлеб отправляют в магазин, и мы с вами можем купить любой батон.

Дивно красуется под щедрым солнцем цветущая русская земля, а в ней - хлебные поля, наше достояние, наша сила.

Берегите, любите хлеб, и он всегда будет на вашем столе.

Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек.
Сколько в это зернышко вложено труда
Знает только солнышко, ветер да вода!

Труд многих людей, которые работают на полях, воспет в стихах.

Снег растает в поле чистом
Схлынет талая вода-
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда
Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном
И черны , как из печи -
Проважают их грачи
Чтобы всходы были крепче
Не напала злая тля
И удобрит и подлечит
Летчик с воздуха поля
Мелят мельницы зерно
Поле, полюшко устало
И под снегом спит оно
Сслышен летом до заката
Гул комбайнов у реки
И везут на элеватор
Урожай грузовики
Время жаркое-страда,
Праздник мирного труда
Над селом дымки плывут:
Пироги в домах пекут!

Почему у пирога подрумянились бока?
Потому что поле летом было солнышком согрето
Потому что днем весенним
Летним днем, осенним днем - согреваем
Землю все мы и любовью и трудом! (В.Степанов)

О труде хлебороба все колосья поют
Значит, это особый
Замечательный труд.

Физкультминутка.

Сели, мели мельница
Жерновочки вертятся
Мели, мели, засыпай
И в мешочки набивай.

У нас сегодня присутствуют гости: пекарь, мельник, хлебороб, рабочий.

Хлебороб:

Я в тенечке не лежал
А хлеба растил и жал
Мельник:
Не молол я чепуху
А смолол зерно в муку

Пекарь:

Я не грел на печке бок
Каравай ребятам пек

Рабочий:

Человек привык трудиться
Дюди пашут, сеют, жнут
Будем помнить:в каждом зернышке пшеницы
В каждой крошке хлеба - труд.

Хлеб - понятие многозначное. Пшеница, рис, ячмень, рожь, овес, просо, гречиха - это все хлебные злаки. Когда они растут и созревают в поле, мы говорим “хлеб на корню”. Когда их уберут и обмолотят - получится “хлеб в зерне”. Ну а что такое “печеный хлеб” объяснять не надо.

Ржаные буханки, блины, овсянное печенье, кукурузные палочки, пряники, булки, батоны - все это мы называем привычно - “хлеб”.

Мы с вами до занятия поставили тесто на хлеб, затем наблюдали как оно подходило. Давайте вспомним , какие нужны продукты, чтобы поставить тесто на хлеб. (Ответы детей)

Проводится “игра ассоциации” назвать слова, которые ассоциируются со словом “хлеб”, например: вкусный, ароматный, сдобный, печеный. Мягкий, кормилец, теплый и т.д.

Предлагаю рассказать детям о каком-нибудь полезном деле, которое принесло им радость.

“Труд человека кормит, а лень портит”, пословица которую вы все знаете.

Ребёнок приносит на блюде хлеб.
Вот он хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой,
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем золитой
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.

Это тот хлеб, который мы с вами сегодня пекли. Значит, в эту буханку хлеба мы внесли частичку своего труда.

Давайте будем уважать и ценить труд тех людей, кто выбрал эту нелёгкую профессию. Относитесь к хлебу бережно.

(Угощение детей хлебом)

Зёрна наших дней светились
Позолотою резной
Говорим мы “берегите”
Берегите труд родной.
Не мечтали мы о чуде, -
К нам с полей живая речь
колоски
Берегите хлеб, вы - люди
Научитесь хлеб беречь.

Рефлексия занятия.

Из приготовленных лепестков, на которых написаны профессии, благодаря которым хлеб приходит на стол, дети составляют ромашку в порядке очередности.