Цели урока:
- развитие логического мышления;
- привить интерес к предмету математики;
- развитие памяти, сообразительности.
Домашнее задание:
- Выбрать команду из пяти человек; капитана.
- Эмблему.
7 “А” класс – команда “Альфа”.
7 “Б” класс – команда “Бета”.
7 “В” класс – команда “Гамма”.
Оборудование:
- карточки с заданиями;
- плакат с буквами;
- листы с фрагментами рисунка.
Вступительное слово:
О, математика, земная!
Гордись, прекрасная, собой.
Ты всем наукам – мать родная,
И дорожат они тобой.
В веках овеяна ты славой,
Светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава,
Стройна в полете, как стрела,
Твоя не меркнувшая слава
В веках бессмертье обрела.
Я славлю разум человека,
Дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века,
Царицу всех земных наук!
[5]
1. Конкурс. “Разминка”
(За правильный ответ команда получает одно очко).
1. Сколько прямых можно провести между двумя
точками? (Бесконечное множество).
2. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
(50 пальцев).
3. На столе стояли 3 стакана с ягодами. Вова съел
один стакан и поставил его на стол. Сколько
стаканов на столе? (три).
4. Батон разделили на три части. Сколько сделали
разрезов? (два).
5. Три зайца, сколько будет ушей? (сколько зайца
не три останется два уха).
6. Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее
персика. Что тяжелее -груша или персик? (груша).
7. Два раза родится, а один раз умирает? (птица).
2. Конкурс. “Найди и исправь ошибку”.
Чтобы спорилось нужное дело.
Чтобы в жизни не знать неудач.
Мы в поход отправляемся смело.
В мир загадок и сложных задач.
Н. К. Антонович.
Каждая команда получает по листу с решенными примерами, нужно найти неправильно решенные примеры и исправить ошибку. (очко получает команда быстрее и верно исправившая ошибки).
1. ;
2. 0,2 + 0,02 = 0,22;
3. -64 + 36 =100;
4. 1 см3 = 100мм3;
5. 30% = 0,03;
6. ;
7. 0,1 : 0,01 = 10;
8. 5 –
9. ;
10. .
3. Конкурс. “Анаграмма”.
Не беда, что идти далеко
И не бойтесь, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко!
Н. К. Антонович.
Из предложенных букв, за 1 минуту, составьте те слова, которые обозначают математические термины, (команда получает столько очков, сколько составила слов, или до трех очков). Ф, Е, Ы, У, Т, А, С, О, В, Р, К, Г, И, Ч, З. (отрезок, круг, точка, высота...)
4. Конкурс капитанов.
Капитаны, капитаны, постарайтесь
В форме быть от зари и до зари.
Капитаны, капитаны, улыбайтесь,
Лишь веселым покоряется жюри!
[1]
№1. Задача.
Шел с рыбалки волк, повстречал лису и спрашивает:
– Кума, где была?
– Окуньков в реке ловила.
– Много ли взяла?
– До двадцати двух не добрала.
– А у меня два десятка и еще два.
Сколько окуньков поймали волк и лиса?
(40 окуньков).
№2,
Написать число 10 пятью одинаковыми цифрами:
а) единицами;
б) пятерками.
(111-11 = 100; 5*5*5-5*5 = 100).
Пока капитаны решают, команда отвечает на вопросы, (до трех баллов).
Вопросы задаются быстро.
1. Результат сложения? (сумма).
2. Сколько цифр вы знаете? (10).
3. Наименьшее трехзначное число? (100).
4. Сотая часть числа? (1%).
5. Прибор для измерения углов? (транспортир).
6. Сколько сантиметров в метре? (100).
7. Сколько лет в одном веке? (100).
8. Наименьшее простое число? (2).
9. Величина прямого угла? (90°).
10. Отрезок, соединяющий центр окружности с ее
точкой? (радиус).
11. Утверждение, требующее доказательства?
(теорема).
12. Какую часть часа составляют 20 минут? (1/3).
13. Сколько см составляет 1% метра? (1см).
14. На какое число нельзя делить? (на 0).
15. Прибор для построения окружности? (циркуль).
16. Наименьшее натуральное число? (1).
17. График прямой пропорциональности? (прямая).
18. Сколько нулей в миллиарде? (9).
19. Когда частное равно нулю? (когда делимое ноль).
5. Конкурс рисунков.
Команде выдаются листочки с фрагментами рисунка, который нужно дорисовать, чтобы получился законченный рисунок, (до трех баллов, учитывается оригинальность.)
Подведение итогов.
Вот закончилась наша игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
[1]
Жюри объявляет результаты конкурса, вручаются призы.
Вот настал момент прощанья,
Будет кратка наша речь
Говорим мы: до свиданья!
До счастливых новых встреч!
[1]
Задачи для болельщиков:
1. По очереди называют художественные фильмы
(произведения), в названии которых есть
числительные.
2. Который сейчас час, если оставшаяся часть суток
вдвое больше прошедшей? (8часов).
3. Я – цифра меньше 10, меня тебе легко найти, Но
если букве “Я” прикажешь рядом встать, – Я –
все! Отец и дедушка, и ты, и мать. (Семь-я).
4. В каком слове сорок гласных? (сорока).
5. На грядке сидело семь воробьев. К ним подкрался
кот и схватил одного. Сколько воробьев осталось
на грядке? (ни одного).
6. Сумма трех чисел равна их произведению. Эти
числа различные и однозначные. Найди эти числа.
(1,2,3).
7. Арбуз стоит 20 рублей и еще пол-арбуза. Сколько
стоит арбуз? (40 рублей)
Литература
1. Гончарова Л. В. Предметные недели в школе.
Математика. Волгоград. Издательство “Учитель”,
2002.
2. Ляшова Н.М. и др. Математика: открытые уроки. 5, 6,
7, 9, 11-е классы. Волгоград. Издательство
“Учитель”, 2007.
3. Нагибин Ф. Ф., Канин Е. С. Математическая
шкатулка. — М.: Просвещение, 1988.
4. Степанов В. Д. Активизация внеурочной работы по
математике в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.
5. http://school.baltinform.ru/files/3/documents_960_file.doc