Поликультурный подход в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников при построении воспитательно-образовательной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Давайте детям больше и больше созерцания
общего поколения человеческого, мирового,
но преимущественно, старайтесь знакомить их с
этим и через родные и национальные явления.
В.Г. Белинский

Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения к национальным ценностям, к истории родного края, ориентации его на диалог культур этнических групп в педагогическом многонациональном дошкольном учреждении. Конечно, это возможно в условиях реализации целей гуманистической системы образования, организацию педагогического процесса в соответствии с основными направлениями приобщения детей к различным аспектам многонациональной культуры (в частности татарской культуры), их современное развитие.

Детский сад делает ставку на личностно-ориентированную модель образования. В этом проявляется гуманистический подход к ребенку. И такой подход требует профессионального мастерства педагогов. В дошкольном учреждении работает более 80% педагогов татарской национальности, которые сами воспитывались на основе национальной культуры.

Мониторинг профессиональной деятельности педагогов показал достаточно высокий уровень их компетентности относительно включения в педагогический процесс традиций, обрядов, знания фольклорного материала, средств народной культуры. В результате анализа осмысления практического опыта педагогов не нашли места быть противоречиям между развитием педагогической теории, рассматривающий научные понятия “духовность”, “нравственность” в контексте гуманистической модели образования и воспитания духовности и нравственности в практике образовательной деятельности. Содержание дошкольного образования основывается на комплексных программах: М.Васильевой “Программа воспитания и обучения в детском саду”, которая эффективно сочетается с парциальными:

К.В.Закирова “Тел ачкычы ” . Но более целенаправленно строить работу помогает программа “Истоки” (авторы Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова).

Духовное – нравственное воспитание детей является приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного учреждения. Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными комерчискими издательскими, анимационными, театральными, телевизионными и музыкальными проектами, оказывала разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которые выросло не одно поколение. Им на смену пришли герои бесчисленных зарубежных анимационных сериалов: Супермн, Спайдермен и Бэтмэн, Микки Маус , Скудж Макдак, охотники за привидениями, монстры и драконы, завоеватели вселенной и космические пираты, черепашки ниндзя и покемоны, Барби с Кеном и телепузики. Массовая культура Запада и Востока наступала по всем направлениям, навязывает детям чужие ценности: культ силы, денег, предпринимательство , индивидуализм. Дети стали своенравны, агрессивны, неуправляемы, не желают никого слушать и никому уступать, “сыпят ” рекламными слоганами, воображают себя супергероями, играют с телепузиками, монстрами, Барби, копировуют их речь, поведение, привычки, образ жизни и мысли.

Мы не могли оставаться сторонниками наблюдателями, необходимо было принимать меры, укоренять детей в национальной культуре, прививать им наши нравственные ценности. У республики Татарстан тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал.

Вели разъяснительную работу с детьми и родителями, просили малышей не приносить в детский сад монстров, телепузиков и Барби, диснеевские книжки и журналы, убеждали родителей в необходимости контролировать, что смотрит их кроха по телевизору, быть более осторожными при покупке игрушек, книг, кассет и т.д. мы стараемся не допускать в детский сад и жизнь наших детей вещей, которые могут повредить их формирующейся душе.

Дошкольный возраст – это время воспитания души, а не образования ребенка. У нас же в последние годы наметился серьезный крен в сторону обучения. Вместо того чтобы воспитывать душу, ребенка стремятся напичкать разного рода знаниями – у него и английский, и французский, и теннис, и бальные танцы, что только родители не придумают, а ребенок – нравственный дикарь, бездушный потребитель. Мечты детей о карьере президента, бизнесмена, фотомодели – не что иное, как отголоски перевернутого с ног на голову воспитательного процесса. Всему свое время,

Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души. Наверстать упущенное практически невозможно, поэтому мы сосредоточили свое внимание именно на этом.

В системе занятий по курсу “Ознакомление с родным краем” входят занятия, обеспечивающие становления опыта жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста через освоение средств народной мудрости. Тематика занятий предусматривает наличие фольклорного материала этнической и культурной среды Поволжского татарского народа. Мы убеждены, что в содержание образования обязательно должен быть отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине. Среди всех видов искусств – народная музыка, игры, сказки, танцы – обладают, способностью непосредственно воплощать мир душевных переживаний человека, многообразную гамму его чувств и настроений. Данный цикл занятий помогли выработать модель татарина и татарки, в которых усвоены те качества, которыми они должны обладать. Некоторые качества повторяются, но есть и индивидуальные: у мальчиков – смелость, мужество, защита Родины, ; у девочек – женственность, покорность, терпение, стремление к чистоте и порядку в доме.

Мы стремимся воспитывать в детях национальное самосознание через знакомство с татарской культурой, приобщаем малышей к фольклору, знакомим их с народными игрушками, промыслами, праздниками, творениями национальных писателей, художников, архитекторов, композиторов, городом, его людьми достопримечательностями, значимыми событиями в истории страны.

Дополнять знания из курса”Ознакомления с родным краем” помогают кружковые занятия, организованные Медресе города совместно с воспитателями дошкольного учреждения.

Поскольку татарская культура – культура ислама, дети знакомятся с основами исламской религии. Сначала у нас появились необычайные для дошкольных учреждений праздники – Рамазан, Курбан бэйрэм, а затем и специальные занятия, которые проводят учителя медресе. Однако детский сад у нас не исламский, а обычный, светский, мы не соблюдаем постов, не настаиваем о том, чтобы дети ходили в мечеть, и практически ничем не отличаемся от любого другого муниципального дошкольного учреждения.

Религиозное воспитание не является самоцелью, не навязывается ни детям, ни родителям, посещение таких занятий является сугубо добровольным. Если родители не хотят, чтобы ребенок посещал эти занятия, он их не посещает. Каждый родитель написал заявление, в котором пишет, что не против того, чтобы его ребенок посещал такие занятия. В дошкольном возрасте приобщение происходит к татарским традициям в основном через усвоение ими традиционных нравственных ценностей, знакомство с историей страны, лучшими образцами национального искусства и осознание их духовно-нравственного потенциала.

Конфликтов с родителями на религиозной почве не было. Как правило, большинство из них еще до поступления в детский сад знают о его специфике и идут к нам целенаправленно. Нельзя сказать, что родители являются глубоко верующими людьми, нет: скорее, они с симпатией относятся к национальной культуре, выросли в ней и понимают, что укоренение в ней – единственная возможность спасти ребенка от агрессивного влияния чужеродной нам массовой культуры.

Хотим мы того или нет, но особенности понимания малышом той или иной ситуации, его поведение и отношение к людям диктуется нравственными ценностями и традициями той культуры, в которой он родился и жил. Маленький пример. Мы стремимся научить детей контролировать свои эмоции, не выплескивать наружу агрессию: тебя обидели, а ты потерпи, а ты уступи, а ты прости, – но как ведут себя далеко не все народы. Ценности и традиции у всех разные, и как бы сильно ни было желание ассимилироваться в нашу национальную культуру, сделать это большинству не удается. Тысячелетнюю культуру с плеча не смахнешь, все мы связаны с ней незримыми, но очень прочными нитями.

Поскольку нравственные ценности одни у всех народов, дети легко находят друг с другом общий язык. Сейчас национальное самосознание громко заявляет о себе в любом народе и не учитывать этого нельзя. А поскольку мы живем в Татарстане, мы будем укоренять своих детей в национальной культуре. Державу, в конце концов спасать и возрождать надо, а сделать это смогут лишь те, кто любит её, знает и чтит свои национальные традиции, гордится ими.

В настоящее время значительно возрос интерес обучения русскоязычных детей к татарскому языку. Изучая язык, мы невольно должны знакомить детей с культурой изучаемого языка. Многие взрослые, на практике поняв, с каким трудом дается владение языком в зрелом возрасте, ищут возможность дать своему ребенку основы речи в тот период, когда его мозг еще обладает способностью впечатывать в память целые языковые блоки.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения языком, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому раскрыть свое творчество, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения татарскому языку как иностранному.

Для методики преподавания татарского языка как родного и иностранного, главными являются исходные положения о языке как средстве общения, о речи, складывающейся из звуков, слов, словосочетаний и предложений. При этом уровень получаемых знаний детей по татарскому языку напрямую зависит от этапов и целей обучения.

Проблема раннего формирования у дошкольников ценностных отношений в сфере национальных интересов может практически решаться лишь в воспитательном процессе, в центре которого стоит встречное движение исторически соседствующих национальных культур; предусматривающее взаимный интерес, взаимное изучение, деятельностное общения. Важнейшей, а может быть, главной составной частью раннего гражданского воспитания должно стать поликультурное воспитание, встречное движение культур, проживание ребенком прелестей национальных танцев, игр и песен, проигрывание сказочных сюжетов, знакомство детей с обычаями и традициями, культурой татарского народа.

В своей работе в целях обучения татарскому языку регулярно организуем индивидуальные работы с детьми, а также работу с родителями. Мы стараемся на занятиях проявить детям любовь к татарскому языку, научить их простейшей разговорной речи.

Поликультурное воспитание в нашем исследовании мы определяем как процесс усвоения ценностей и опыта культуры народов региона, где проживает ребенок, с приоритетом для него культуры его национальности.

Таким образом, приобщение дошкольников социальной деятельности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде – актуальная проблема современного дошкольного образования.

Если для педагогов не составляет труда создать единое поликультурное пространство для формирования духовно-нравственной личности воспитанников в современных условиях, то для многих родителей нужна помощь. Политико-экономические изменения в стране за последние десять лет, заставили женщину мать отказаться от самой прямой обязанности-воспитания, превратив ее в производителя материальных благ, кем раньше был мужчина. В итоге пострадали – дети

Сейчас, когда общество повисло над пропастью безнравственности, мы с уверенностью, и одновременно с сожалением, утверждаем, что сегодня более 50% семей не могут ни физически, ни интеллектуально формировать полноценную личность. Физически не способна, потому, что идет массовая алкоголизация. Пивной бум охватил все возраста.

64 % женщин употребляют алкоголь, причем половина научились пить в семье, 54% курят (женщин), на 1000 браков – 800 разводов.

Интеллектуально не способны, потому, что 20% в России вообще не читают, 20% что попало, 1% сказки.

Причем национальность эти цифры не имеют. После этих цифр, кто может утверждать, что современная семья способна без нас, педагогов, формировать полноценную личность, формировать в ней нравственные качества.

В этой связи огромную ответственность берет на себя педагог, выполняющий сложную роль воспитания личности ребенка, наполнения ее нравственностью и духовностью. Осуществляя непрерывное взаимодействие с личностными свойствами “другого” маленького субъекта нравственного воспитания, источник влияния – Воспитатель, – должен быть духовным наставником, направляющим, организующим жизнь своих воспитанников во времени и пространстве соответственно высоким нравственным позициям.

Как бы не была сложна сегодняшняя жизнь, сохранение нравственной устойчивости, наряду с присутствием ежеминутной ответственности за судьбу своих воспитанников, являются необходимыми компонентами деятельности каждого педагога. Безусловно, эти требования стали на данный момент необходимыми условиями выживания общества, сохранения его нравственного здоровья и касаются еще большей мере родителей, которые несут полную ответственность за своих детей. Семья играет исключительную роль не только в нравственном становление личности, но и в сохранении и передаче культурных ценностей, социализации своих членов, является важнейшим механизмом их неформального образования. Семья выполняет важную социалькультурную функцию, и в этой система образования должна обеспечить родителям помощь в воспитании, развитии культурного и образовательного уровня членов семьи.

Развитие и обогащение духовно-нравственного мира дошкольников выступает важнейшей составляющий воспитательно-образовательного процесса .Мы обязаны не на минуту упускать из виду тот непреложный урок, который ХХ столетие дало нашему обществу. Мы на горьком опыте убедились, что без духовно-нравственной составляющей образования, разрушаются нравственные устои государства. Без духовности, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии.