“Математика есть прообраз красоты мира”
И.Кеплер
Пояснительная записка.
Данная программа разработана в рамках дополнительного образования. При разработке содержания и форм работы данного кружка, особое внимание уделялось творческим заданиям для детей, где надо что-то смастерить, нарисовать, в общем, создать нечто эстетически значимое, потому что такие задания соответствуют психологическим особенностям возраста 10–12 лет.
Цель кружка: эстетическое развитие учащихся; раскрытие красоты предмета геометрии; формирование и развитие устойчивого интереса учащихся к геометрии.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
- объединение обучающихся на почве занятий геометрией;
- расширение представлений обучающихся об окружающем их мире живой и неживой природы с геометрической точки зрения;
- формирование первоначальных представлений об использовании геометрических форм и закономерностей в искусстве;
- углубление представлений обучающихся о культурно-исторической ценности математики.
Основные цели и задачи, решаемые при изучении разделов:
“Линии”. Основная цель – развивать представления о линии, продолжить формирование графических навыков и измерительных умений.
“Прямые на плоскости и в пространстве”. Основная цель – создать у обучающихся зрительные образы всех основных конфигураций, связанных с взаимным расположением прямых.
“Симметрия”. Основная цель – познакомить обучающихся с новыми видами симметрии на плоскости и в пространстве, дать представление о симметрии в окружающем мире, развить пространственное и конструктивное мышление.
Ожидаемые результаты: появится прогресс в подготовке обучающихся, дети познакомятся с различными геометрическими идеями, увидят все их многообразие, приобщатся к научно – исследовательской деятельности.
Итогом реализации данной программы станет участие в олимпиадах, конкурсах, создание проекта и презентации по теме: “Симметрия вокруг нас”.
Учебно-тематический план программы кружка
Программа математического кружка “Геометрия и красота” рассчитана на 17 учебных часов (Приложение 1)
Содержание программы
Линии (4 ч)
Мир, в котором мы живем, с точки зрения геометрии. Линии. Прямая. Части прямой. Ломаная Длина линии. Замечательные линии (головоломки, вышивка, пластилин и т.п.). Практические работы № 1–3.
Прямые на плоскости и в пространстве (2 ч)
Геометрическая экскурсия по Волгограду – презентация. Игры, конкурсы, сценки, викторины. Практические работы № 4–5.
Симметрия (9 ч)
Орнаменты (бордюры, паркеты). Построение и свойства осевой, переносной симметрий.
Орнаменты (розетки). Построение и свойства поворотной симметрии. Цветы. Изготовление елочных украшений. Орнаменты (национальные). Декоративно– прикладное искусство народов России. Многогранники. Симметрия кристаллов Практические работы № 6-12.
Методическое обеспечение
Список тем сообщений и презентаций:
Линии.
- Архитектура и математика.
- Геометрия вокруг нас.
- Занимательное и познавательное путешествие в стране “Геометрия”.
- Математика, геометрические тела.
- Математические и физические понятия в пословицах.
Прямые на плоскости и в пространстве.
- Единицы измерения длины в разных странах.
- Знакомство с программой Живая геометрия.
- Математика, геометрические тела.
- Меры и их измерения.
Симметрия.
- Гармония математики и архитектуры в симметрии.
- Геометрия чувашских узоров.
- Живая природа и симметрия.
- В мире многогранников.
- Кристаллы – природные многогранники.
- Многогранники.
- Мир правильных многогранников.
- Платоновы и Архимедовы тела.
Список использованной литературы:
- Бунимович Е.А. и др. Математика. Рабочая тетрадь. 6 кл. Просвещение, 2009–2010.
- Дорофеев Г.В. и др. Математика. Рабочая тетрадь. 5 кл. Просвещение, 2009–2010.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. 5–6 кл. Задачи на смекалку. – М.: Просвещение, 2002.