Пояснительная записка.
Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по математике в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данная работа имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой – либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать обучающихся математикой, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Направленность программы дополнительного образования “Примени математику”– научно-техническая.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы заключаются в том, что данная программа достаточно универсальна, имеет большую практическую значимость. Она доступна для обучающихся 8 классов. Начинать изучение программы можно с любого из четырех предложенных курсов, каждый из них имеет развивающую направленность. Предлагаемая программа рассчитана на тех, кто стремится проявить и развить свои природные способности к точным дисциплинам. И не столько на уроке, сколько именно на таких занятиях, у одних воспитывается одержимость наукой, у других – лучшие педагогические качества.
Так как содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, то при разработке программы учитывались основные принципы, которым должно было соответствовать содержание программы курсов:
- быть близким к учебной программе предмета, но обязательно новым, в какой-то степени углубляющим какой-то раздел программы;
- представлять собой системы последовательных проблем;
- быть практически интересным, связанным с жизнью, учитывать желания учащихся;
- иметь занимательную сторону, включая эстетическую.
Цель программы дополнительного образования – познакомить обучающихся с различными направлениями применения математических знаний, роли математики в общечеловеческой жизни и культуре; ориентировать обучающихся в мире современных профессий, связанных с овладением и использованием математических умений и навыков; предоставить им возможность расширить свой кругозор в различных областях применения математики, реализовать свой интерес к предмету, поддержать тематику уроков.
Данная программа может способствовать также созданию более сознательных мотивов учения. Она содержит обзорную базовую информацию, аналогичную содержанию элективных курсов, поэтому позволит подготовить обучающихся к профильному обучению на старшем этапе. Предпрофильная подготовка реализуется в различных вариантах индивидуального учебного плана ученика. В этом и заключаются отличительные особенности данной программы от других образовательных программ.
Целью и задачами дополнительной образовательной программы “Примени математику” является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.
В связи с этим содержание данной программы соответствует основному обшему образованию; современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов) и направлено на создание условий для развития личности; мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры; целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности; укрепление психического и физического здоровья ребенка; взаимодействие педагога с семьей.
Программа дополнительного образования “Примени математику” предназначена для обучающихся 8-ч классов.
Ожидаемые результаты: при достаточно полном рассмотрении вопросов курсов несомненно появится прогресс в подготовке обучающихся, они познакомятся с различными математическими идеями, увидят все их многообразие, приобщатся к научно-исследовательской деятельности.
Итогом реализации данной программы станет создание презентаций; выпуск математических газет, буклетов; организация и проведение выставок лучших творческих работ обучающихся, их активное и результативное участие в различных олимпиадах, конкурсах, фестивалях и т.д.
Учебно-тематический план программы.
Программа дополнительного образования рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 учебных часов.
Дополнительная образовательная программа “Примени математику” представлена следующими 4-мя курсами по выбору по 17 часов каждый: учимся мыслить нестандартно, на каждом шагу математика, графики вокруг нас, все о модуле. (Приложение 1).
Методическое обеспечение программы.
№ | Наименование курса | Количество тем сообщений и презентаций |
1 | Учимся мыслить нестандартно | 4 |
2 | На каждом шагу математика | 10 |
3 | Графики вокруг нас | 10 |
4 | Все о модуле | 3 |
Список использованной литературы:
- Абдрашитов Б.М., Абдрашитов Т.М., Шлихунов В.Н. Учитесь мыслить нестандартно. – М.: Просвещение, 1996.
- Алееницкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. – М.: 1960.
- Асарова Е.Ю., Фрид М.Е. Математика выводит из лабиринта. – М.: Контекст, 1997.
- Бабинская И.Л. Задачи математических олимпиад. – М.: Наука,1975.
- Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи. – М.: Просвещение, 1994.
- Балк М. Б., Петров А.В. О математизации задач, возникающих на практике // Математика в школе. 1986. № 3.
- Беррондо М. Занимательные задачи. – М.: Мир, 1971.
- Борисов В. А., Дубничук Е.С. Математика и профессия // Математика в школе. 1985. № 3.
- Гайдуков И.И. Абсолютная величина. М.: Просвещение, 1986.
- Гар М. Тоже математика. Больше, чем задачник. – М.: “Масс – Медиа”, 1995.
- Гельдфан И.М. Функции и графики (основные приемы). М.: Наука, 1971.
- Дорофеев Г.В. Математика: 9: Алгебра. Функции. Анализ данных// Математика в школе. 2001. № 9.
- Дорофеев Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления. Учебное пособие для старшеклассников. М.: Дрофа, 2003.
- Жарковская Н.А., Рисс Е.А. Математический клуб “Кенгуру”. Выпуск № 11. Санкт-Петербург, 2005.
- Журнал “Квант”. 1989–1997г.г.
- Задачи по математике. Уравнения и неравенства. Справочное пособие / Ред. В.В. Вавилов,И.И. Мельников, С.Н. Олехник, П.Н. Пасеченко. М.: Наука, 1987.
- Златко Шпорер. Ох, эта математика! – М.: Педагогика, 1985.
- Кипкаев С. В., Кукин Г. П. Прикладные задачи по геометрии: Задачи на освещение // Математика в школе. 2002. № 8.
- Клименко Д.В. Задачи по математике для любознательных. – М.: Просвещение, 1991
- Кубарина Л.М. Занимательная математика.– Чебоксары: Чувашское изд-во, 1995.
- Кожевников Т.В. Использование физического материала для обучения геометрии в 9 классе // Математика в школе. 1990. № 2.
- Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. – М.: “Мирос”, 1995.
- Колягин Ю.М., Пикан В.В. О прикладной и практической направленности обучения математике // Математика в школе. 1985. № 3.
- Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. – М.: Просвещение, 1981.
- Кубарина Л.М. Занимательная математика.– Чебоксары: Чувашское изд-во,1995.
- Кухначев Ю.В., Носов Ю.Т. Учись применять математику. М.: 1977 (Серия “Знания”).
- Леман И. Увлекательная математика.– М.: Знание, 1985.
- Математика (приложение к газете 1 сентября) 2004 № 20, 25–26, 27–28, 33, 44.
- Минковский В.Л. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1960.
- Мордкович А.Г. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. М.:Мнемозина, 2001.
- Мордкович А.Г. , Тульчинская Е.Е., Мишустина Т.Н. Алгебра: 8 класс: Задачник для общеобразоват. учреждений. М.:Мнемозина, 2001.
- Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1988.
- Научно-теоретический и методический журнал “Математика в школе” 1980–1988г.г.
- Научно-теоретический и методический журнал “Математика в школе” 2001. № 8; 2002 № 8.
- Петрова В. А. Элементы финансовой математики на уроках // Математика в школе. 2002. № 8.
- Практикум по решению математических задач./ В.Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович. М.: Просвещение, 1984.
- Рисс Е.А. Математический клуб “Кенгуру”. Выпуск № 15. Санкт– Петербург, 2006.
- Сборник задач по алгебре: 8–9 класс / Под ред. М.Л. Галицкого. М.: Просвещение, 1999.
- Сборник программ курсов по выбору по математике и информатике для предпрофильной подготовки учащихся. Волгоград. Изд-во ВГИПК РО, 2005, с. 8, с.24.
- Ткачук В.В. Математика абитуриенту. М.: МЦИМО, 2003.
- Фрейденталь Г. Математика в науке и вокруг нас. М.: Мир, 1997.
- Широков А. Н. Геометрия вселенной// Математика в школе. 2003. № 8.
- Шапиро И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. М.: Просвещение, 1990.
- Чименгирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. – М.: Просвещение, 1993 Яковлев А.Я. Леонард Эйлер. – М.: Просвещение, 1983.