Цели: воспитание интереса к изучаемому предмету; формирование творческих способностей – смекалки, сообразительности, нестандартного мышления.
Учитель. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну со строгим названием – Грамматика.
Ученик.
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить.
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить!
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит дрожь!
Будь внимательным и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!
Василиса Премудрая.
Дорогие ребятишки!
И я приглашаю вас путешествовать.
Знания свои совершенствовать.
Учитель. Путешествие будет весёлым и интересным. Правда, вам придется немного подумать над заданиями. Первая станция – “Словарная”. Вставьте пропущенные буквы, разделите слова на группы.
Л.сица, т.традь, к.рова, за.ц, уч.ник, р.бята, д.журный, м.дведь, с.бака, гр.жданин, дев.чка.
Учитель. Молодцы! Вы хорошо знаете словарные слова. Вторая станция – “Алфавитная”. Что такое алфавит?
– Если вы знаете алфавит, угадаете слово. Какая буква стоит за ж? (з)
– А после з? (и)
– Перед н? (м)
– Первая буква в алфавите? (а)
– Какое слово получилось? (зима)
- Продолжаем наше путешествие и следующая станция – “Учебная”. Попробуйте найти и исправить ошибки, которые допущены в словах, написанных под картинками (картинки: майка, корона, бант, мышка, миска; под ними слова: лайка, корова, бинт, мишка, киска).
- Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков.
- Угадайте слова.
Вот обычные слова.
Все их знает каждый.
Они содержат букву “а”
Трижды или дважды.
Иногда всего одну –
Только не в начале.
Но сегодня – ну и ну! –
Все они сбежали.
б р б н |
к р н д ш |
с т к н |
с т р т |
м р к |
р с с д |
с х р |
с д |
Умницы! На нашем пути станция с необычным названием – “Фразеологический зверинец”. Нужно добавить недостающее слово в предложение.
Голоден как... (волк)
Труслив как... (заяц)
Колючий как ... (ёж)
Надут как... (индюк)
Болтлив как... (сорока)
Хитёр как... (лиса)
Здоров как... (бык)
Изворотлив как... (уж)
Нем как... (рыба)
Упрям как... (осёл)
На станции “Игровая” мы поиграем.
Сначала я задам вопрос,
А вы затем, над ним всерьёз
Подумав, одно из двух –
“Да” или “нет” – ответьте вслух.
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Скажи, приветствуя рассвет,
Поёт ли сом усатый? (Нет.)
А, рассекая гладь пруда,
Умеют гуси плавать? (Да.)
А если солнцем снег согрет,
Он станет льдом холодным? (Нет.)
Ответь, а может резеда
Цвести в саду зимою? (Нет.)
А крокодил собрать букет
Из белых лилий может? (Нет.)
Неужто пятятся всегда,
Передвигаясь, раки? (Да.)
Верблюд способен – дай ответ –
Идти три дня без пищи? (Да.)
Бегут по рельсам поезда,
Они имеют ноги? (Нет.)
Растёт ли в море лебеда?
Ну, что на это скажешь? (Нет.)
Скажи мне, злые холода
Для обезьян опасны? (Да.)
Ну, а любимая еда
У волка мёд и груши? (Нет.)
В конце спросить пришла пора,
Вам понравилась игра?
Станция “Смекалкино”.
- Перед вами ребусы деда Буквоеда. Какие слова в них зашифрованы?
- Что это?
– Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос.)
– Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши.)
– Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дёргают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык.)
- А сейчас самое трудное задание.
Путаница
Хозяйка оставила своего любимого кота соседке и уехала отдыхать. Перед отъездом она просила дать телеграмму о том, как поживает без неё любимый котик. Через неделю пришла странная телеграмма. Попробуйте её расшифровать.
ТРУД НОС КОТОМКА ПРИЗЫ
(Трудно с котом – капризы)
А теперь наш путь – в сказку. Станция “Сказочная”. Здесь нас ждёт Василиса Премудрая.
Выходит девочка в костюме Василисы и читает отрывки из сказок.
Учитель. Молодцы! Вы очень хорошо знаете сказки. И последняя станция – “Лесная”. Здесь нас ожидает ёжик. Ему нужна наша помощь.
Под ольхой в тени ветвей
Серый ёж созвал гостей.
Усадил их всех на кочку,
Дал росы им по глоточку.
Но внезапно за бугром
Громкий-громкий грянул гром.
Гости все свалились с кочки,
Разлетелись на кусочки.
Раз, два, три, четыре, пять
Помогите их собрать!
мед |
ка |
бар |
тел |
дя |
ведь |
бел |
са |
ли |
яц |
за |
сук |
Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Осталось последнее задание – расшифровать предложение ёжика. Подумайте, как найти ключ к шифру. Прочитайте шифрограмму.
16 |
9 |
5 |
11 |
3 |
8 |
1 |
7 |
2 |
12 |
15 |
4 |
10 |
13 |
6 |
14 |
! |
М |
Т |
Л |
Б |
Ы |
Р |
В |
Е |
О |
Ы |
Я |
О |
Д |
А |
Ц |
(Ребята, вы молодцы!)