В наше время, когда в обществе происходят радикальные изменения, идет возрождение народных традиций, для дополнительного образования важным и нужным является процесс эффективного познания ребенка, его нравственное воспитание.
"Единой целью современного образования, - отмечает Л.А.Першина и др., - является социализация и разностороннее развитие личности ребенка. Эта цель может быть реализована при наличии умения педагога обогащать, модернизировать содержание профессиональной деятельности посредством критического, творческого осмысления, освоения и применения на практике достижений науки и техники" [8, 3]. Именно учитель должен выбрать ту технологию, ту методику, которая дает наиболее ощутимый результат. Вот поэтому каждый педагог дополнительного образования стремится к реализации основной единой цели образования. Применяя на практике технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения, используя элементы этих технологий в разных сочетаниях, они создают собственные технологии, тем самым повышают уровень своего педагогического мастерства. Вот так и рождается та или иная технология, такая, как музейная педагогика. Она позволяет превратить обучение в модель социального общения личности в реальной творческой, продуктивной, познавательной деятельности. На таких занятиях воспитанники активно усваивают новые знания, формируют собственное мнение, инициативу, умение работать в команде, у детей формируются те качества, которые востребованы современным обществом.
Музейные уроки - это эффективный способ социализации личности ребенка. А в настоящее время, когда идет процесс возрождения традиционного культурного наследия, они являются и способом приобщения юных граждан к культурному наследию предшествующих поколений.
Музейный урок - это способ приобщения воспитанников краеведческого кружка "Росинка" и литературной студии "Лучик" к традициям культуры дончан.
Для воспитанников краеведческого кружка "Росинка" и литературной студии "Лучик" музейный урок - это способ познания исторического прошлого донского края, это приобщение детей к быту и народным традициям дончан.
Проводя экскурсии, организуя выставки, готовя экспозиции, дети взаимно обогащаются. Вот, к примеру, экскурсии об историческом прошлом дончан, или же выставки и мини-музеи декоративно-прикладного творчества хуторян, или же выставки творческих работ самих же воспитанников - это составляющее музейного урока. Такие занятия глубоко воздействуют на ребенка, ведь он - активный участник всего того, что представлено на уроке.
И ребенок, приходя в учреждение дополнительного образования, ставит перед собой определенные цели: применить и развить свои индивидуальные способности в той или иной области, профессионально самоопределиться в будущем, найти себе новых друзей и другие. Обладая желанием, стремлением к познанию исторического прошлого своего родного края, ребенок раскрывает свои способности в краеведении. Он стремится больше узнать и передавать свои знания другим. Вот почему он такой активный участник всех мероприятий, связанных с донским краем.
Ребят интересует все в родном хуторе. Для открытого занятия "Рождение одежды из домотканого льняного полотна" ребятами был собран богатый материал о хуторских мастерицах, была проведена исследовательская работа о быте и культурных традициях хуторян - потаповцев [23-24]. Все было интересно ребятам: и новые знания, и прямое общение, и творчество дончан и самих же воспитанников творческих объединений "Росинка" и "Лучик".
Вот так музейный урок становится важным средством нравственного воспитания ребенка, способом приобщения воспитанников творческих объединений "Росинка" и "Лучик" к культурному наследию дончан. Ребята не только сами приобретают социальный опыт на своих музейных уроках и непосредственно на занятиях в кружке, но и на базе других занятий, как, например, на уроке-экскурсии для воспитанников детского сада, или же на занятиях казачьего школьного актива в ДОЛ "Донские зори". Приобретая новые знания, ребята активно делятся ими с другими [27-29].
Музейные уроки познавательны и интересны для детей, потому что представляют собой коммуникативное пространство, где каждый включен в активную деятельность. На таком уроке происходит постоянный диалог, в котором каждый из ребят и собеседник, и партнер. Ребенок имеет возможность полного или же частичного погружения в среду эпохи, представленной на музейном уроке. Кроме того следует обратить внимание и на еще одну ценность подобных занятий - это возможность общения детей и взрослых, разных этнических и социальных групп, возможность для каждого участника урока передать свои знания другим, открыть для себя что-то новое и неизведанное, а все это в итоге - способ социализации личности ребенка.
Музейная педагогика в познании истории оказывает учителю и его воспитанникам неоценимую услугу. "Музейная педагогика как система образования и воспитания музейными средствами в последние годы находит широкое распространение в образовательных учреждениях", - отмечают авторы сборника "Музейные уроки в образовательных учреждениях" [8, 3]. Опора педагога на труды основателей музейного дела в России и за рубежом - У.О.Зеленко, Д.Камерона, Ж.А.Ривьера позволяет лучше представить замечательные возможности музейных экспонатов, выставок и экспозиций в воспитании ребенка. "Музей погружает в бесконечный мир образов, судеб, страстей и служит становлению души и разума. Музейная информация эмоциональна, так как музейный предмет воздействует на чувства человека" [8, 3]. Вот поэтому музейные уроки способствуют развитию интереса ребенка к истории родного края, учат его видеть, понимать и ценить то, что окружает его с самого раннего детства, что так дорого его маленькому сердцу, ведь все это - Родина.
Список литературы.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1985.
- Ворстер А.В. Роль учреждений дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка.// Доп. обр. - 2006.-№ 2.
- Гильянц Э.К. Учите детей мастерить. - М., 1984.
- Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности.// Доп.обр.- 2002. - № 8.
- Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек. - М.: Профессия, 2004.
- Лихачев Д.С. Заметки о русском. - М.: Советская Россия, 1984.
- Мельников В.П., Шендерук С.Ю. Волгодонской район: история и современность. - Волгодонск, 2005.
- Музейные уроки в образовательных учреждениях/Сост. Л.А.Першина и др. - Волгодонск, 2005.
- На пути к саморегуляции в процессе преподавания и научения.//Завуч. - 2001- № 1.
- Першина Л.А. и др. Современные педагогические технологии в практике работы педагогов дополнительного образования. - Волгодонск, 2004.
- Речкин Н.С. Стереотипы и процессы стереотипизации в школьном образовании. - Ростов - на - Дону, 2005.
- Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого.- М., 2002.
- Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, собранные М.Забылиным. - Симферополь, 1992.
- Ситаров В.А. Дидактика.- М., 2002.
- Сельская библиотека в новых социально-экономических условиях /Сост.В.А.Доброва, О.В.Осипова. - М., Либерия, 1999.
- Солевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. - М., 2005.
- Терещенко А.В. История культуры русского народа. - М., 2007.
- Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников. -М., 2004.
- Хоруженко К.М. Культурология: энциклопедицеский словарь. - Ростов - на - Дону, 1997.
- Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. -М., 1998.
- Шевчук Л.В. Дети и народное творчество.- М.: Просвещение, 1985.
- Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе. -М., 1990.
Приложение "Процесс исследовательской деятельности на музейных уроках творческих объединений "Росинка" и "Лучик" Центра внешкольной работы".