Пояснительная записка
Данный курс по выбору (по математике) разработан в рамках дополнительных образовательных услуг. Направленность курса «Математика на каждом шагу» – научно-техническая. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность курса заключаются в том, что данный курс достаточно универсален, имеет большую практическую значимость. Он доступен обучающимся 8 классов и рассчитан на тех, кто стремится не только развивать свои навыки в применении математических преобразований, но и рассматривает математику как средство получения дополнительных знаний о профессиях. Начинать изучение курса можно с любого раздела; каждый из них имеет развивающую направленность.
Цель курса по выбору «Математика на каждом шагу» - познакомитьобучающихсяв научно-популярной форме с различными направлениями применения математических знаний, роли математики в общечеловеческой жизни и культуре; ориентировать учеников в мире современных профессий, связанных с овладением и использованием математических умений и навыков; предоставить им возможность расширить свой кругозор в различных областях применения математики, проверить свои профессиональные устремления, утвердиться в сделанном выборе.
Курс рассчитан на базовый уровень овладения математическими знаниями и предполагает наличие общих представлений о применении математики. Математика в нем предстает как элемент общей культуры человечества.
Чтобы обучающиеся имели возможность самостоятельно создавать, а не только анализировать уже готовые математические модели, включены прикладные задачи, которые требуют для своего решения, кроме вычислений и преобразований, еще и измерения.
Эти задачи отличаются интересным содержанием, а также правдоподобностью описываемой в них жизненной ситуации. В них производственное содержание сочетается с математическим.
Включение в курс по выбору «Математика на каждом шагу» примеров и задач, относящихся к вопросам техники, производства, сельского хозяйства, домашнего применения, убеждают обучающихся в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, способны создавать уверенность в полезности и практической значимости математики, ее роли в современной культуре. Такие задачи вызывают интерес у обучающихся, пробуждают любознательность, формируют положительную мотивацию, понимании единства мира, осознании положения об универсальности математических знаний.
Данный курс имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей. В этом и заключаются отличительные особенности данного курса от уже существующих.
С целью повышения познавательной активности, формирования способности самостоятельного освоения материала обучающиеся имеют возможность познакомиться с научно – популярной литературой по проблеме применения математики.
Основная цель курса по выбору – формирование представления о математике как о теоретической базе, необходимой для применения во всех сферах общечеловеческой жизни.
Задачи:
- расширить представление о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту;
- формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры;
- способствовать пониманию значимости математики для общественного прогресса;
- убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для применения в практической деятельности;
- расширить сферу применения математических знаний учащихся (фигуры на плоскости и в пространстве, приближенные вычисления, совершенствование измерительных умений, применение функций, векторов и др.);
- формировать навыки перевода прикладных задач на язык математики;
- развивать мышление;
- ориентировать на профессии, которые связаны с математикой.
Программа курса по выбору «Математика на каждом шагу»предназначена для обучающихся 8 классов.
Ожидаемые результаты. Хотя при изучении программы не ставится цель выработки каких – либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов несомненно появится прогресс в подготовке обучающихся; те, кому интересна математика и ее приложения, познакомятся с применением методов и идей математики в практической жизни, видят все их многообразие, приобщатся к научно – исследовательской деятельности. Таким образом, данный курс сможет помочь ученику найти свое призвание в профессиональной деятельности, требующей использования и применения математики.
Итогом реализации данного курса станет участие в конкурсах, фестивалях, создание и защита тематических исследовательских проектов под общим названием «Математика в моей жизни».
Учебно-тематический план курса
Программа курса «Математика на каждом шагу»рассчитана на 2 часа в неделю, всего 17 учебных часов.
Содержание курса
Царица наук - математика (6 ч)
Рассматривается связь математики с другими предметами, изучаемыми в школе. Показываются не только связи с родственными по содержанию дисциплинами, но и межцикловые связи. Обращается внимание на связи математики и предметов, рассматривающих одни и те же понятия, такие как функция, вектор, сила, симметрия, скорость, перемещение, проценты, масштаб, проектирование, фигуры на плоскости и в пространстве и другие. Показываются связи с такими науками, как экономика, биохимия, геодезия, сейсмология, метеорология, астрономия, как правило, не изучаемые в школе.
В разделе рассматриваются задачи с физическим, химическим, экономическим и другим содержанием. Они даются в виде упражнений как предметные и прикладные для показа практической значимости вводимых математических формул, понятий.
Профессия и математика (6 ч)
Раскрывается применение математических знаний в различной профессиональной деятельности человека. Показывается комплексный подход в использовании математических закономерностей в современном производстве и его структурных частях: технике, технологии, экономике, организации труда и других.
Рассматриваются прикладные задачи с профессиональной направленностью, в которых математические методы успешно применяются при планировании и организации производства, определении условий экономного использования сырья, рабочих ресурсов, для определения доходов и убытков предприятий и др.
С целью усиления понимания необходимости математических знаний в профессиональной деятельности планируется приглашение родителей учащихся на занятия кружка, их выступления о выбранной профессии.
Домашний быт и математика (6 ч)
Показать роль математики в быту. Геометрия и окружающие человека домашние предметы. Применение математических формул и преобразований в домашней практике для вычисления необходимых отношений и величин, связанных с домашним строительством, кулинарией, рукоделием, домашней экономикой. Решение прикладных задач, в которых человеку нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных измерений и дающие возможность вычислить искомую величину. Выполнение приближенных вычислений. Умение пользоваться таблицами и справочниками в домашней практике.
Итоговое занятие (1 ч)
Подведение итогов. Творческий отчет обучающихся 8 классов, защита презентаций по теме: «Математика в моей жизни».
Методическое обеспечение курса по выбору
Список тем сообщений и презентаций:
Царица наук - математика
- Музыка и математика
- Математическая природа музыки
- Математика в архитектуре и живописи
- Математика- это интересно
- Математика в музыке
- Математика в спорте
Профессия и математика
- Математика в моей профессии
- Математическая статистика в нашей жизни
Домашний быт и математика
- Математика вокруг нас
- Математическое моделирование окружающей среды
Список использованной литературы
- Балк М. Б., Петров А. В. О математизации задач, возникающих на практике // Математика в школе. 1986. № 3.
- Борисов В. А., Дубничук Е. С. Математика и профессия // Математика в школе. 1985. № 3.
- Дорофеев Г. В. Математика: 9: Алгебра. Функции. Анализ данных// Математика в школе. 2001. № 9.
- Дорофеев Г. В., Седова Е. А. Процентные вычисления. Учебное пособие для старшеклассников. М.: Дрофа, 2003.
- Кипкаев С. В., Кукин Г. П. Прикладные задачи по геометрии: Задачи на освещение // Математика в школе. 2002. № 8.
- Кожевников Т. В. Использование физического материала для обучения геометрии в 9 классе // Математика в школе. 1990. № 2.
- Колягин Ю. М., Пикан В. В. О прикладной и практической направленности обучения математике // Математика в школе. 1985. № 3.
- Петрова В. А. Элементы финансовой математики на уроках // Математика в школе. 2002. № 8.
- Сборник программ курсов по выбору по математике и информатике для предпрофильной подготовки учащихся. Волгоград. Изд-во ВГИПК РО, 2005, с. 8.
- Фрейденталь Г. Математика в науке и вокруг нас. М.: Мир, 1997.
- Широков А. Н. Геометрия вселенной// Математика в школе. 2003. № 8.
- Шапиро И. М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. М.: Просвещение, 1990.