Курс по выбору "Графики"

Разделы: Математика


Пояснительная записка

Данный курс по выбору разработан в рамках программы дополнительного образования. Направленность курса – научно-техническая.

Курс по выбору «Графики» непосредственно связан с основным курсом математики.

В наши дни реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной общеобразовательной подготовки, в том числе и графической.

Использование математического языка дает возможность развивать у обучающихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать подходящие языковые средства.

Геометрическая интерпретация алгебраических задач, или иначе - перевод алгебраической задачи на геометрический язык, является эффективным средством решения задач. Да и некоторые уравнения можно решить только графически, то есть графический метод решения является универсальным.

Применение графиков может существенно облегчить решение уравнений с параметрами.

Умение изображать геометрические функциональные зависимости, заданные формулами, особенно важно для успешного усвоения курса математики. Задачи на построение графиков и их использование при решении алгебраических задач предлагаются на экзаменах.

А у многих обучающихся построение графиков функций вызывает затруднения. Они в значительной степени объясняются тем, что вопросы графического изображения функций в школьном курсе разбросаны по разным разделам, изучаются фрагментами, а общие приемы построения графиков практически не рассматриваются.

Особенностью предлагаемого курса является то, что для занятий предлагаются небольшие фрагменты, относящиеся к различным разделам школьной математики, но связанные с понятием графика. Данный курс дополняет базовую программу, не нарушая ее целостности, способствует эстетическому воспитанию обучающихся, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, развивает воображение, пространственные представления.

Цель курса по выбору - овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности; развитие умственных способностей, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.

Курс по выбору «Графики» способствует удовлетворению потребностей запросов обучающихся, проявляющих интерес, склонности и способности к математике. Они получают индивидуальные задания (нестандартные задачи), им рекомендована дополнительная литература. Таким образом, развитие интереса к математике - важнейшая цель данного курса.

Одна из форм самостоятельной работы – практическая работа; итоговой формой контроля может стать защита рефератов и защита проектов по теме курса.

Учебно-тематический план курса

Программа курса по выбору «Графики»рассчитана на 2 часа в неделю, всего 17 учебных часов.

Приложение 1

Содержание курса

Глядя на график (7 ч)

Читаем графики. Сколько точек пересечения? Эти коварные неравенства…

Вокруг гиперболы (10 ч)

Обратно пропорциональная зависимость. Родственники гиперболы. Рассматривая гиперболу…

Параметры и корни. Изобретаем теоремы. Линейчатые поверхности. Прикоснемся к гиперболе.

Что же такое гипербола? Вот какая кривая!

Методическое обеспечение курса

Список тем сообщений и презентаций:

Глядя на график

  • Графические фантазии
  • Графики улыбаются
  • Графическое решение уравнений
  • Графики вокруг нас
  • Графики функций
  • Действия с графиками
  • Графики движения
  • График линейной функции

Вокруг гиперболы

  • Презентация гиперболы
  • График дробно - линейной функции

Список использованной литературы

  1. Гельдфан И.М. Функции и графики (основные приемы). М.: Наука, 1971
  2. Жарковская Н.А., Рисс Е.А. Математический клуб «Кенгуру». Выпуск № 11. Санкт- Петербург, 2005
  3. Кухначев Ю.В., Носов Ю.Т. Учись применять математику. М.: 1977 (Серия «Знания»)
  4. Мордкович А.Г. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. М.:Мнемозина, 2001
  5. Мордкович А.Г. , Тульчинская Е.Е., Мишустина Т.Н. Алгебра: 8 класс: Задачник для общеобразоват. учреждений. М.:Мнемозина, 2001
  6. Рисс Е.А. Математический клуб «Кенгуру». Выпуск № 15. Санкт- Петербург, 2006
  7. Сборник программ курсов по выбору по математике и информатике для предпрофильной  подготовки учащихся. Волгоград. Изд-во ВГИПК РО, 2005, с. 24.