Пояснительная записка
Данный курс по выбору разработан в рамках программы дополнительного образования. Направленность курса – научно-техническая.
Курс по выбору «Графики» непосредственно связан с основным курсом математики.
В наши дни реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной общеобразовательной подготовки, в том числе и графической.
Использование математического языка дает возможность развивать у обучающихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать подходящие языковые средства.
Геометрическая интерпретация алгебраических задач, или иначе - перевод алгебраической задачи на геометрический язык, является эффективным средством решения задач. Да и некоторые уравнения можно решить только графически, то есть графический метод решения является универсальным.
Применение графиков может существенно облегчить решение уравнений с параметрами.
Умение изображать геометрические функциональные зависимости, заданные формулами, особенно важно для успешного усвоения курса математики. Задачи на построение графиков и их использование при решении алгебраических задач предлагаются на экзаменах.
А у многих обучающихся построение графиков функций вызывает затруднения. Они в значительной степени объясняются тем, что вопросы графического изображения функций в школьном курсе разбросаны по разным разделам, изучаются фрагментами, а общие приемы построения графиков практически не рассматриваются.
Особенностью предлагаемого курса является то, что для занятий предлагаются небольшие фрагменты, относящиеся к различным разделам школьной математики, но связанные с понятием графика. Данный курс дополняет базовую программу, не нарушая ее целостности, способствует эстетическому воспитанию обучающихся, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, развивает воображение, пространственные представления.
Цель курса по выбору - овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности; развитие умственных способностей, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.
Курс по выбору «Графики» способствует удовлетворению потребностей запросов обучающихся, проявляющих интерес, склонности и способности к математике. Они получают индивидуальные задания (нестандартные задачи), им рекомендована дополнительная литература. Таким образом, развитие интереса к математике - важнейшая цель данного курса.
Одна из форм самостоятельной работы – практическая работа; итоговой формой контроля может стать защита рефератов и защита проектов по теме курса.
Учебно-тематический план курса
Программа курса по выбору «Графики»рассчитана на 2 часа в неделю, всего 17 учебных часов.
Содержание курса
Глядя на график (7 ч)
Читаем графики. Сколько точек пересечения? Эти коварные неравенства…
Вокруг гиперболы (10 ч)
Обратно пропорциональная зависимость. Родственники гиперболы. Рассматривая гиперболу…
Параметры и корни. Изобретаем теоремы. Линейчатые поверхности. Прикоснемся к гиперболе.
Что же такое гипербола? Вот какая кривая!
Методическое обеспечение курса
Список тем сообщений и презентаций:
Глядя на график
- Графические фантазии
- Графики улыбаются
- Графическое решение уравнений
- Графики вокруг нас
- Графики функций
- Действия с графиками
- Графики движения
- График линейной функции
Вокруг гиперболы
- Презентация гиперболы
- График дробно - линейной функции
Список использованной литературы
- Гельдфан И.М. Функции и графики (основные приемы). М.: Наука, 1971
- Жарковская Н.А., Рисс Е.А. Математический клуб «Кенгуру». Выпуск № 11. Санкт- Петербург, 2005
- Кухначев Ю.В., Носов Ю.Т. Учись применять математику. М.: 1977 (Серия «Знания»)
- Мордкович А.Г. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. М.:Мнемозина, 2001
- Мордкович А.Г. , Тульчинская Е.Е., Мишустина Т.Н. Алгебра: 8 класс: Задачник для общеобразоват. учреждений. М.:Мнемозина, 2001
- Рисс Е.А. Математический клуб «Кенгуру». Выпуск № 15. Санкт- Петербург, 2006
- Сборник программ курсов по выбору по математике и информатике для предпрофильной подготовки учащихся. Волгоград. Изд-во ВГИПК РО, 2005, с. 24.