Образовательно-развивающие цели:
- Применение опорных понятий: природа, живая, неживая, бактерии, грибы, животные, растения.
- Знакомство с новыми понятиями: ботаника, флора, хлороффил.
- Операции с понятиями (определение, сравнение, обобщение, деление).
- Специальные умения (уметь отличать признаки растений различных видов).
Ход урока
Заявка на оценку
8–10 б – «5»
6–7 б – «4»
4–5 б – «3»
Вступление
Посмотри мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг природа!
Дети говорят хором и ставят 1 балл.
Задайте вопрос-понятие по данному стихотворению:
– Что такое природа?
– Каковы виды природы?
– Какая бывает природа? (живая и неживая)
Изображение на кругах Эллера.
– Что мы относим к живой природе? (бактерии, животные, грибы, растении)
– Как называется наука, которая изучает животных? (Зоология)
– Как называется наука, изучающая растения? (Ботаника) (на доске)
– Какими свойствами обладают все живые существа? (дышат, питаются, размножаются, передвигаются)
Отличие животных от растений.
– А растения можно отнести к живым организмам? (дышат, питаются, размножаются)
– Давайте составим умозаключение. (В отличие от животных не передвигаются)
Все живые организмы дышат, питаются, размножаются, а растения дышат, питаются, размножаются.
Следовательно, это тоже живая природа.
Учитель:
Растения встречаются повсюду:
Показать картинки.
Все растения на земле образуют растительный мир (флору).
Флора – растительный мир. Но все они разные по внешнему виду и строению.
– Почему по внешнему виду они разные? (Это зависит от среды обитания и природных условий)
– Мы с вами поговорим. О каких группах?
На доске плакаты: мхи, водоросли, папоротники, хвойные, цветковые.
Даётся задание в группах (Приложение 2):
- 1 гр. – водоросли
- 2 гр. – мхи
- 3 гр. – папоротники
- 4 гр. – хвойные (голосемен.)
- 5 гр. – цветковые (покрытосем.)
Ребята по группам читают по каждому виду учебник Виноградова стр. 40, Плешакова стр. 72.
По мере выступления представителя от группы заполняется таблица (Приложение 1).
– Какая категория подходит?
- ламинария → водоросли → растения,
- сфагнум → мхи → растения.
Общее, особенное, единичное.
Идет сравнение по карточке №3 (Приложение 2).
- 1 гр. – водоросли и мхи
- 2 гр. – мхи и папоротники.
- 3 гр. – папоротники и хвойные.
- 4 гр. – хвойные и цветковые.
– Чем объяснить, что ламинария относится к водорослям?
Ламинария относится к водорослям, потому что не имеет органов.
Сравнение идёт по двум признакам:
- по цвету,
- по строению.
– Чем объяснить, что мхи будут стоять на ступеньку выше?
Учитель:
– Какой самый существенный признак всех растений?
Обратимся к теме: прочитать «Они все зелёные, или все зелёного цвета».
Задайте вопрос-суждение:
– Почему наша планета имеет зелёный наряд? (потому что в растениях находится хлорофилл)
Учитель читает стихотворение про хлорофилл (стр. 36 книги «Биология в школе»).
Я хлорофилл, всегда зелёный.
Пускай прохлада или зной,
Но я тружусь, как заведённый
И каждый раз иду, как в бой.
Лишь только солнышко проглянет.
– В чём сходство? (зелёные)
– В чём различие? (разные по строению)
– Посмотрите, как много в мире растений. Все они входят в царство растений – 350 тыс.: цветковые – 250 тыс.; мхов – 27 тыс.; папоротников – 10 тыс.; хвойные – 600 видов.
– Какая категория подходит?
– Какие ещё категории подходят? (единство и многообразие)
Причина |
Следствие |
1) сухой климат |
Исчезают листья (иголки) у кактусов |
2) суровый климат, многолетняя мерзлота (ветер, холод, холодная вода) |
Карликовая берёза растёт в тундре – низкорослая растительность, особая корневая система |
3) влажность, тепло, свет |
Появляется очень много видов растений |
Значение растений для человека:
- пища,
- одежда,
- эстетический вид,
- красота.
Д/з: Почему цветковые растения – самая многочисленная и распространённая на земле группа растений? (Потому что у них есть внутри цветок и плод.)