Окружающий мир. 3-й класс "Зеленый наряд нашей планеты"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Образовательно-развивающие цели:

  • Применение опорных понятий: природа, живая, неживая, бактерии, грибы, животные, растения.
  • Знакомство с новыми понятиями: ботаника, флора, хлороффил.
  • Операции с понятиями (определение, сравнение, обобщение, деление).
  • Специальные умения (уметь отличать признаки растений различных видов).

Ход урока

Заявка на оценку

8–10 б – «5»

6–7 б – «4»

4–5 б – «3»

Вступление

Посмотри мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг природа!

Дети говорят хором и ставят 1 балл.

Задайте вопрос-понятие по данному стихотворению:

– Что такое природа?

– Каковы виды природы?

– Какая бывает природа? (живая и неживая)

Изображение на кругах Эллера.

рис.1

– Что мы относим к живой природе? (бактерии, животные, грибы, растении)

рис.2

– Как называется наука, которая изучает животных?  (Зоология)

– Как называется наука, изучающая растения? (Ботаника) (на доске)

– Какими свойствами обладают все живые существа? (дышат, питаются, размножаются, передвигаются)

Отличие животных от растений.

– А растения можно отнести к живым организмам? (дышат, питаются, размножаются)

– Давайте составим умозаключение. (В отличие от животных не передвигаются)

Все живые организмы дышат, питаются, размножаются, а растения дышат, питаются, размножаются.

Следовательно, это тоже живая природа.

Учитель:

Растения встречаются повсюду:

рис.3

Показать картинки.

Все растения на земле образуют растительный мир (флору).

Флора – растительный мир. Но все они разные по внешнему виду и строению.

– Почему по внешнему виду они разные? (Это зависит от среды обитания и природных условий)

– Мы с вами поговорим. О каких группах?

На доске плакаты: мхи, водоросли, папоротники, хвойные, цветковые.

Даётся задание в группах (Приложение 2):

  • 1 гр. – водоросли
  • 2 гр. – мхи
  • 3 гр. – папоротники
  • 4 гр. – хвойные (голосемен.)
  • 5 гр. – цветковые (покрытосем.)

Ребята по группам читают по каждому виду учебник Виноградова стр. 40, Плешакова стр. 72.

По мере выступления представителя от группы заполняется таблица (Приложение 1).

– Какая категория подходит?

  • ламинария → водоросли → растения,
  • сфагнум → мхи → растения.

Общее, особенное, единичное.

Идет сравнение по карточке №3 (Приложение 2).

  • 1 гр. – водоросли и мхи
  • 2 гр. – мхи и папоротники.
  • 3 гр. – папоротники и хвойные.
  • 4 гр. – хвойные и цветковые.

– Чем объяснить, что ламинария относится к водорослям?

Ламинария относится к водорослям, потому что не имеет органов.

Сравнение идёт по двум признакам:

  1. по цвету,
  2. по строению.

– Чем объяснить, что мхи будут стоять на ступеньку выше?

Учитель:

– Какой самый существенный признак всех растений?

Обратимся к теме: прочитать «Они все зелёные, или все зелёного цвета».

Задайте вопрос-суждение:

– Почему наша планета имеет зелёный наряд? (потому что в растениях находится хлорофилл)

Учитель читает стихотворение про хлорофилл (стр. 36 книги «Биология в школе»).

Я хлорофилл, всегда зелёный.
Пускай прохлада или зной,
Но я тружусь, как заведённый
И каждый раз иду, как в  бой.
Лишь только солнышко проглянет.

– В чём сходство? (зелёные)

– В чём различие? (разные по строению)

– Посмотрите, как много в мире растений. Все они входят в царство растений – 350 тыс.: цветковые – 250 тыс.; мхов – 27 тыс.; папоротников – 10 тыс.; хвойные – 600 видов.

– Какая категория подходит?

– Какие ещё категории подходят? (единство и многообразие)

Причина

Следствие

1) сухой климат

Исчезают листья (иголки) у кактусов

2) суровый климат, многолетняя мерзлота (ветер, холод, холодная вода)

Карликовая берёза растёт в тундре – низкорослая растительность, особая корневая система

3) влажность, тепло, свет

Появляется очень много видов растений

Значение растений для человека:

  • пища,
  • одежда,
  • эстетический вид,
  • красота.

Д/з: Почему цветковые растения – самая многочисленная и распространённая на земле группа растений? (Потому что у них есть внутри цветок и плод.)