Тип урока: урок введения новых знаний.
Цель: познакомить с уравнениями нового вида.
Задачи:
- Учить решать уравнения нового вида, которые будут вводиться через текстовую задачу.
- Развивать умение переносить ранее изученные знания на новый материал.
- Развивать интеллектуальные и коммуникативные умения, умения самостоятельно оценивать результат своих действий.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
- Лист самооценки учащихся представлен в Приложение 1
- Тема на плакате. Решение уравнений (закрыта)
- Листики для работы в группах
- (Х + 2 = 5 x 3)
- Учебник "Моя математика" Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких Часть 2.
- Карточки с домашним заданием ( разноуровневые задания).
Ход урока
I. Организация класса.
Положительный настрой на работу.
II. Актуализация знаний.
Ребята, вы согласны, что в жизни пригодиться такое умение - как быстро считать?
А знать о пользе разных продуктов?
Вы любите ягоды? Не случайно вас спрашиваю. Вы сейчас потренируетесь в счёте и заодно узнаете о пользе и лечебных свойствах некоторых ягод и фруктов.
1. Математическая разминка + тема здоровья (лечебные свойства ягод, фруктов)
Послушайте задачи и запишите выражения в тетрадях:
а) Семья собрала летом с одного куста 2 кг черноплодной рябины. Сколько всего кг рябины собрала семья с 11 таких кустов?
В плодах черноплодной рябины витамина "Р" в 20 раз больше, чем в яблоках и апельсинах. Витамины - необходимы для растущего организма.
б) Юля разделила поровну 30 мандаринов среди пяти своих подруг. Сколько мандаринов получила каждая из них?
При простуде и кашле - рекомендуется каждое утро выпивать по стакану мандаринового сока. Эфирное масло мандарина поднимает настроение.
в) На зиму заготовили 4 баночки брусники, а клюквы в 6 раз больше. Сколько банок с клюквой заготовили на зиму?
Раны и ожоги, промытые клюквенным соком, моментально заживают. Брусника повышает остроту зрения и рекомендуются пилотам, морякам, водителям, работающим с напряжением зрения и ученикам.
г) Масса арбуза 12 кг, Сколько кг в ? арбуза?
Арбузы прекрасно утоляют жажду и выводят из организма ядовитые вещества.
Проверьте. (Слайд № 2 по щелчку)
- 2 x 11= 22(кг)
- 30 : 5 = 6(м.)
- 4 x 6= 24(б.)
- 12 : 2= 6(кг) ( Самоконтроль. Самопроверка.
Дети выполняют отметку в листе самооценки. Приложение 1.)
Какие знания понадобились для решения задач? (Знания таблицы умножения и деления)
Отлично справились с заданием.
Продолжаем математическую разминку:
2. Игра.
На какие 2 группы можно разбить записи? (Слайд № 3 по щелчку)
505 - 5
Х+ 20= 70
Х- 40 =30
808 - 8
150 - Х = 70 (Уравнения и числовые выражения)
Что такое уравнение? (Равенство с неизвестным)
Каждый ряд решает своё уравнение. (1 ряд - первое уравнение -Х+ 20= 70, 2 ряд- второе уравнение Х- 40 =30, 3 ряд -150 - Х = 70)
Проверка решения уравнений по рядам. (Слайд № 4).
Оцените своё решение (Дети делают отметку в листе самооценки. Приложение 1.)
III. Подводящий диалог к формулированию новой темы.
1. Работа с рисунками. Рисунки к задаче № 1 стр.88 (слайд № 5 )
Ребята, перечислите предметы, которые здесь изображены художником? (Весы, рыба, гири).
Что за цифры на гирях. Зачем они? (Указывают массу гирь)
Скажите, в каком положении находятся весы (Весы находятся в равновесии)
Запишем то, что видите на картинке с помощью цифр, математических знаков(слайд № 6 пощелчку)
Что лежит сначала на левой чаше весов? (Рыба)
Какова её масса? (Неизвестна)
Как её можно обозначить?( Давайте обозначим массу рыбы буквой Х)
Что ещё находиться на этой же чаше? (Гиря массой в 2 кг)
Если это вместе на одной чаше весов, какой знак между числами поставим? ( х+2)
(Аналогично с правой чашей весов) Перечисляют и появляется запись: 5 5 5
Весы в равновесии, какой знак поставим между записями ? (Равно)
Интересная запись! Х + 2 = 5 x 3
Давайте это запишем в тетрадь.
А я догадалась, как правую часть проще записать, а вы? (5 x 3 сумма одинаковых слагаемых)
Здорово!
Х + 2 = 5 x 3
Что вы заметили? Что напоминает вам эта запись? (Похоже на уравнение)
А решали такие сложные уравнения?(Нет)
Тогда сформулируйте тему нашего урока. (Решение уравнений)
(тему открываю)
Как думаете, чему мы будем учиться мы на уроке? (Учиться решать новые виды уравнений).
IV. Оздоровительная минутка.
Зрительная гимнастика (слайд № 7). Следят за движением рыбки, затем дельфина.
V. Совместное "открытие" нового знания.
Работа в группах.
Проведём свои наблюдения, исследовательскую работу. Помогайте друг другу.
С чего бы вы начали решение этого уравнения?
Сделайте его проще!(Можно найти произведение 5 и 3. Мы получили уравнение, которое уже умеем решать: Х +2 = 15)
Неизвестно 1 слагаемое. Чтобы его найти, необходимо из суммы вычесть известное слагаемое.
Корень - 13 (слайд № 8 по щелчку)
Молодцы! Вы сделали открытие!
Смогли сами справиться с таким сложным заданием.
Сделайте отметку в листе самооценки. Делают отметку в листе самооценки.
(работа в группах)
Если уч-ся не смогут самостоятельно решить данное уравнение, то предложить готовое решение Вити.( № 1 стр. 88 учебника)
Расскажите, как Витя решал это уравнение?
Откуда появляется число 15 в уравнении? (Произведение 5 и 3)
Витя решил уравнение так:
Х + 2 = 5 x 3
Х + 2 = 15
Х = 15 - 2
Х = 13
Ответ 13 килограммов масса камбалы.
Чему же равна масса рыбы?(Масса рыбы - 13 кг)
VI. Первичное закрепление.
Попробуем полученные знания применить на практике
Откройте учебник стр. 88 № 3 (а)
Чтение про себя, вслух.
Костя выполнил 2 рисунка и решил составить к ним уравнения. Какие задачи к ним можно придумать?
(слайды № 9, 10 по щелчку)
Что положили на левую чашу весов? (гири - 2 кг и 15 кг)
Что положили на правую чашу весов? (Гирю 5 кг, арбуз)
Какова масса арбуза? (Какова масса арбуза?)
Что необходимо будет узнать в придуманной вами задаче? (Определить массу арбуза)
Какую задачу можно придумать?
Заслушиваются задачи, составленные учащимися. (Например: На одной чашке весов гиря массой 5 кг и арбуз, а на другой чашке весов гири 5 кг и 15 кг. Какова масса арбуза?)
Если вы решите данное уравнение, Х + 5= 15 + 2 то сможем узнать :
(массу арбуза)
Решите уравнение:
Дети записывают в тетрадях:
Х+5= 17
Х=17- 5
Х= 12
Ответ: 12 кг масса арбуза..)
VII. Повторение и систематизация изученного материала.
Попытайтесь сами решить уравнение
Самостоятельная работа по вариантам (слай № 11)
х +3 = 17 - 2 - 1 вариант
9 - у = 13 - 6 - 2 вариант( Самостоятельно работают).
Проверка самостоятельной работы. (слайд № 12)
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Чему учились на уроке? (Учились решать сложные уравнения)
Проанализируйте свою деятельность.
(лист самооценки) Вложите в свои тетради. (Заполненный лист самооценки вкладывают в тетради, тетради сдают).
Как работалось в команде?( Ответы детей)
О пользе каких ягод и фруктов вы узнали?(клюквы, брусники, арбуза, мандаринов, черноплодной рябины)
IX. Домашнее задание. (дифференцированное)
Чтобы научиться решать задачи с уравнениями, вы потренируйтесь в решении уравнений дома. Здесь и пригодятся полученные знания новой темы урока.
(Учащимся предлагаются разноуровневые карточки с уравнениями. Дети, оценивая степень усвоения, выбирают себе карточку легче по уровню или труднее)
1 уровень:
Х + 4= 3+3+3+3
3 + Х= 2 x 6
7+ у = 16 - 3
40 - а =30+ 8
*2 уровень
9 + у = 12 x 6
40- а = 30 : 5
88: с = 55 : 5
Х x 10 = 16 x 5
X. Дополнительный материал. (если останется время) Слайд № 13.
Игра.
Найдите уравнения, с которыми вы сегодня познакомились на уроке математики.
Х+5=19
Х+3= 7 x 4
7+Х= 6+6+6
Х+5=13+6
7+Х = 18
Спасибо за урок!