Урок математики в 1-м классе по учебнику М.И. Моро "Составление таблиц прибавления и вычитания двух"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Класс: 1

Цель урока: составить таблицы прибавления и вычитания двух, провести работу по их заучиванию

Задачи урока.

Образовательные:

  • развивать вычислительные навыки вида + -1, + -2
  • формировать умение решать задачи
  • закрепить знание составных частей задачи

Воспитательные:

  • развивать любознательность, интерес к математике

Развивающие:

  • развивать навыки самостоятельной работы
  • развивать логическое мышление учащихся

Средства обучения: компьютерная презентация, учебник “Математика” М.И.Моро, “Рабочая тетрадь” №1 на печатной основе М.И.Моро, С.И.Волковой, числовой веер с числами от 0 до 10.

План-конспект урока

I. Организационный момент.

Учитель: - Долгожданный дан звонок…

Ученики: - Начинается урок!

Учитель: - Дети, мы начинаем урок математики. Садитесь, пожалуйста.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1) Формирование навыка вычислений вида + - 1

Слайд 2

Учитель: - Дети, сегодня мы снова пришли в кабинет информатики и снова проведём необычный урок. Сегодня мы отправимся в то место, в котором вы очень хотели побывать на уроке окружающего мира. А название этого места скрыто за числами, которые вы видите на экране вверху. Рядом записаны четвёрки чисел. Из трёх чисел каждого ряда составьте примеры на прибавление и вычитание единицы. А одно число останется “лишним”. Найдём карточку с этим числом вверху экрана, перевернём её и узнаем букву, которая спрятана в зашифрованном слове.

Дети составляют примеры на прибавление и вычитание единицы, а “лишнее” число с помощью эффектов анимации (по щелчку) исчезает с экрана. Буквы в зашифрованном слове появляются на экране (по щелчку).

Найдя все “лишние” числа, дети узнают, что на экране зашифровано слово “зоопарк”.

2) Счёт через одно число

Учитель: - Дети, сейчас мы подойдём к клетке животного, которое в стихотворении К.И.Чуковского “Телефон” позвонило первым. Догадались ли вы, кто встретит нас в зоопарке первым?

Ученик: - Слон!

Слайд 3

На экране рисунок слона

Учитель: - Что просил слон в стихотворении?

Ученик: - Шоколада! (по щелчку на экране появляется шоколад)

Учитель: - Около каждой шоколадки написано число (по щелчку появляются числа), а вы назовите число через один

Дети выполняют задание.

3) Решение примеров вида + - 2

Учитель: - А сейчас кого мы встретим в зоопарке?

Слайд 4

На экране рисунки зайчат.

Ученик: - Зайчат!

Учитель: - Помните ли вы, что попросили зайчата?

Ученик: - Перчатки! (по щелчку на экране появляются перчатки)

Учитель: - Соедините перчатки парами так, чтобы на одной перчатке был записан пример, а на другой – ответ.

Вызванные к доске ученики выполняют задание с комментированием.

Слайд 5

4) Игра “Помоги крокодилу добраться до калош” (решение примеров вида + - 1, + - 2)

Ученики “цепочкой” читают примеры и решают их. Эффекты анимации подтверждают правильный ответ, или компьютер “молчит”, если ответ неверный.

Слайд 6

5) Назвать числа в порядке их уменьшения

Учитель: - Как называются эти две птицы?

Ученик: - Цапли!

Учитель: - Какое задание они приготовили для вас? Прочитайте, пожалуйста.

Ученик: - Назови числа в порядке их уменьшения.

Ученики выполняют задание. С помощью эффектов анимации проверяют выполненное задание.

Слайд 7

Учитель: - Дети, как называется это подвижное и забавное животное?

Ученики: - Мартышка!

Учитель: - Назовите для мартышки соседей чисел.

Ученики выполняют задание. С помощью эффектов анимации проверяют сказанное.

Слайд 8

6) Увеличение чисел на 2

Учитель: - Дети, посмотрите, пожалуйста, кто звонит нам на урок?

Ученики: - Медведь!

Учитель: - О чём он нас просит? Прочитайте.

Ученик: - Увеличить каждое число на 2.

Учитель: - Выполним просьбу медведя?

Ученики: - Да!

Ученики выполняют задание с комментированием: 3 увеличить на 2, получится 5 и т.д. С помощью эффектов анимации заполняем таблицу. Это важно для зрительного восприятия детей.

III. Работа над темой урока.

Слайд 9

Учитель: - Дети, вы узнали в нашем зоопарке этих животных?

Ученик: - Это газели!

Учитель: - Что они говорят нам по телефону?

Ученик (читает): - Решите примеры и запомните их наизусть!

Учитель: - Мы будем составлять таблицу прибавления и вычитания двух и запоминать её. Это задание на уроке будет главным. (Так учитель объявил тему урока)

Слайд 10

1) Составление таблиц прибавления и вычитания двух

Важно дать установку учащимся на запоминание. Вычисления проводятся с опорой на наглядность (разноцветные квадратики). Равенства составляются по строчкам. Сначала решается пример на сложение (1+2), а потом на вычитание (3-2). Это служит хорошей подготовкой к изучению взаимосвязи между сложением и вычитанием.

Ученик читает: (по щелчку) - К одному прибавить два, получится…

Учитель: - К одному жёлтому квадратику (по щелчку появляется 1 жёлтый квадратик) прибавьте два синих (по щелчку появляются 2 синих квадратика), получится…

Ученик: - Получится три (по щелчку появляется ответ – 3)

Учитель: - А теперь из трёх квадратиков вычтите два синих (по щелчку появляется запись: 3-2 и исчезают 2 синих квадратика), получится…

Ученик: - Получится один (по щелчку появляется ответ – 1)

Учитель: - Верно, получится снова один жёлтый квадратик

Аналогично составляется вся таблица. С опорой на таблицы учитель проводит работу на запоминание примеров: называет пример, ученик –ответ.

Слайд 11 (пустой). Он закрыл таблицы.

2) Заучивание таблиц прибавления и вычитания двух наизусть.

а) Работа в “Рабочей тетради” на печатной основе (стр. 24)

Ученики заполняют таблицы прибавления и вычитания двух.

Слайд 12

б) Вставьте в примеры пропущенные числа и знаки

Ученики называют пропущенные числа и знаки, с помощью эффектов анимации проводится проверка.

в) Работа с числовым веером. (Учитель называет примеры на прибавление и вычитание двух, дети показывают ответ)

IV. Физминутка с музыкальным сопровождением.

V. Повторение изученного материала

Слайд 13

На экране рисунок кенгуру.

Учитель: - Дети, какие животные так носят своих детёнышей?

Ученики: - Кенгуру!

Учитель: - О чём спрашивает вас кенгуру по телефону?

Ученик (читает): Ребята! Справитесь с задачами?

Учитель: - Что ответим кенгуру?

Ученики: - Да!

Работа по учебнику

1) Задача №2 на с. 84

Учитель: - Прочитайте задачу

- О чём говорится в задаче? (О шариках)

- Что известно? (У Кати было 2 шарика)

- Сколько шариков было у Вити? (Столько же)

- Столько же – это сколько? (Это тоже 2)

- Что неизвестно в задаче? (Сколько шариков было у Вити и у

Кати вместе?)

- Как узнать, сколько шариков было у Вити и у Кати вместе?

Решите задачу устно.

- Назовите ответ задачи (У Вити и у Кати вместе 4 шарика)

Учитель: - Дети, вспомните, из каких частей состоит задача?

Ученик: - Задача состоит из условия, вопроса, решения, ответа

Слайд 14

Учитель: - Прочитайте часть задачи на экране и скажите, как она называется (по щелчку на экране появляется текст условия задачи)

Ученик: - Условие (по щелчку текст условия задачи заменяется словом “условие”)

Учитель: - Прочитайте следующую часть задачи и скажите, как она называется (по щелчку на экране появляется предложение-вопрос задачи)

Ученик: - Вопрос (по щелчку предложение-вопрос заменяется словом “вопрос”)

Учитель: 2+2=4 Это…

Ученик: - Решение (по щелчку запись 2+2=4 заменяется словом “решение”)

Учитель: - У Кати и у Вити вместе 4 шарика. Это….

Ученик: - Ответ (по щелчку это предложение заменяется словом “ответ”)

Учитель: - Молодцы!

Таким образом, на экране записаны слова: условие, вопрос, решение, ответ. Это важно для зрительного восприятия учащихся.

2) Составление задач по рисунку на с. 85 учебника, решение задач.

3) № 3 на с. 84 (вставить пропущенные числа)

Пропущенные числа дети показывают с помощью числового веера.

Слайд 15

4) Решение задачи на смекалку (на полях) на с.85 учебника.

Учитель: - А как называются эти красивые животные?

Ученик: - Бегемот, мартышка и черепаха!

Учитель: - Они перепутали все карточки! Прочитайте задачу на смекалку в учебнике. Дети читают.

- Какие 2 карточки надо поменять местами, чтобы сумма везде стала одинаковой?

Дети выполняют задание. Проверяют с помощью компьютера (это важно для зрительного восприятия детей): при правильном ответе ученика по щелчку карточки меняются местами.

Учитель: - Молодцы!

- Наша экскурсия по зоопарку приближается к концу.

VI. Самостоятельная работа.

Дети работают в “Рабочей тетради” на печатной основе (с. 23) с последующей проверкой учителя.

  1. Вставь пропущенные числа.
  2. Соедини точки по линейке, чтобы получились четырёхугольники.

VII. Итог урока.

Учитель: - Какие таблицы мы составляли сегодня на уроке и запоминали их наизусть?

Работа с компьютерной презентацией, следуя здоровьесберегающей технологии, заняла 1/3 часть урока и чередовалась с работой в учебнике, рабочей тетради, с числовым веером и проведением физминутки.