Класс: 1
Цель урока: составить таблицы прибавления и вычитания двух, провести работу по их заучиванию
Задачи урока.
Образовательные:
- развивать вычислительные навыки вида + -1, + -2
- формировать умение решать задачи
- закрепить знание составных частей задачи
Воспитательные:
- развивать любознательность, интерес к математике
Развивающие:
- развивать навыки самостоятельной работы
- развивать логическое мышление учащихся
Средства обучения: компьютерная презентация, учебник “Математика” М.И.Моро, “Рабочая тетрадь” №1 на печатной основе М.И.Моро, С.И.Волковой, числовой веер с числами от 0 до 10.
План-конспект урока
I. Организационный момент.
Учитель: - Долгожданный дан звонок…
Ученики: - Начинается урок!
Учитель: - Дети, мы начинаем урок математики. Садитесь, пожалуйста.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
1) Формирование навыка вычислений вида + - 1
Слайд 2
Учитель: - Дети, сегодня мы снова пришли в кабинет информатики и снова проведём необычный урок. Сегодня мы отправимся в то место, в котором вы очень хотели побывать на уроке окружающего мира. А название этого места скрыто за числами, которые вы видите на экране вверху. Рядом записаны четвёрки чисел. Из трёх чисел каждого ряда составьте примеры на прибавление и вычитание единицы. А одно число останется “лишним”. Найдём карточку с этим числом вверху экрана, перевернём её и узнаем букву, которая спрятана в зашифрованном слове.
Дети составляют примеры на прибавление и вычитание единицы, а “лишнее” число с помощью эффектов анимации (по щелчку) исчезает с экрана. Буквы в зашифрованном слове появляются на экране (по щелчку).
Найдя все “лишние” числа, дети узнают, что на экране зашифровано слово “зоопарк”.
2) Счёт через одно число
Учитель: - Дети, сейчас мы подойдём к клетке животного, которое в стихотворении К.И.Чуковского “Телефон” позвонило первым. Догадались ли вы, кто встретит нас в зоопарке первым?
Ученик: - Слон!
Слайд 3
На экране рисунок слона
Учитель: - Что просил слон в стихотворении?
Ученик: - Шоколада! (по щелчку на экране появляется шоколад)
Учитель: - Около каждой шоколадки написано число (по щелчку появляются числа), а вы назовите число через один
Дети выполняют задание.
3) Решение примеров вида + - 2
Учитель: - А сейчас кого мы встретим в зоопарке?
Слайд 4
На экране рисунки зайчат.
Ученик: - Зайчат!
Учитель: - Помните ли вы, что попросили зайчата?
Ученик: - Перчатки! (по щелчку на экране появляются перчатки)
Учитель: - Соедините перчатки парами так, чтобы на одной перчатке был записан пример, а на другой – ответ.
Вызванные к доске ученики выполняют задание с комментированием.
Слайд 5
4) Игра “Помоги крокодилу добраться до калош” (решение примеров вида + - 1, + - 2)
Ученики “цепочкой” читают примеры и решают их. Эффекты анимации подтверждают правильный ответ, или компьютер “молчит”, если ответ неверный.
Слайд 6
5) Назвать числа в порядке их уменьшения
Учитель: - Как называются эти две птицы?
Ученик: - Цапли!
Учитель: - Какое задание они приготовили для вас? Прочитайте, пожалуйста.
Ученик: - Назови числа в порядке их уменьшения.
Ученики выполняют задание. С помощью эффектов анимации проверяют выполненное задание.
Слайд 7
Учитель: - Дети, как называется это подвижное и забавное животное?
Ученики: - Мартышка!
Учитель: - Назовите для мартышки соседей чисел.
Ученики выполняют задание. С помощью эффектов анимации проверяют сказанное.
Слайд 8
6) Увеличение чисел на 2
Учитель: - Дети, посмотрите, пожалуйста, кто звонит нам на урок?
Ученики: - Медведь!
Учитель: - О чём он нас просит? Прочитайте.
Ученик: - Увеличить каждое число на 2.
Учитель: - Выполним просьбу медведя?
Ученики: - Да!
Ученики выполняют задание с комментированием: 3 увеличить на 2, получится 5 и т.д. С помощью эффектов анимации заполняем таблицу. Это важно для зрительного восприятия детей.
III. Работа над темой урока.
Слайд 9
Учитель: - Дети, вы узнали в нашем зоопарке этих животных?
Ученик: - Это газели!
Учитель: - Что они говорят нам по телефону?
Ученик (читает): - Решите примеры и запомните их наизусть!
Учитель: - Мы будем составлять таблицу прибавления и вычитания двух и запоминать её. Это задание на уроке будет главным. (Так учитель объявил тему урока)
Слайд 10
1) Составление таблиц прибавления и вычитания двух
Важно дать установку учащимся на запоминание. Вычисления проводятся с опорой на наглядность (разноцветные квадратики). Равенства составляются по строчкам. Сначала решается пример на сложение (1+2), а потом на вычитание (3-2). Это служит хорошей подготовкой к изучению взаимосвязи между сложением и вычитанием.
Ученик читает: (по щелчку) - К одному прибавить два, получится…
Учитель: - К одному жёлтому квадратику (по щелчку появляется 1 жёлтый квадратик) прибавьте два синих (по щелчку появляются 2 синих квадратика), получится…
Ученик: - Получится три (по щелчку появляется ответ – 3)
Учитель: - А теперь из трёх квадратиков вычтите два синих (по щелчку появляется запись: 3-2 и исчезают 2 синих квадратика), получится…
Ученик: - Получится один (по щелчку появляется ответ – 1)
Учитель: - Верно, получится снова один жёлтый квадратик
Аналогично составляется вся таблица. С опорой на таблицы учитель проводит работу на запоминание примеров: называет пример, ученик –ответ.
Слайд 11 (пустой). Он закрыл таблицы.
2) Заучивание таблиц прибавления и вычитания двух наизусть.
а) Работа в “Рабочей тетради” на печатной основе (стр. 24)
Ученики заполняют таблицы прибавления и вычитания двух.
Слайд 12
б) Вставьте в примеры пропущенные числа и знаки
Ученики называют пропущенные числа и знаки, с помощью эффектов анимации проводится проверка.
в) Работа с числовым веером. (Учитель называет примеры на прибавление и вычитание двух, дети показывают ответ)
IV. Физминутка с музыкальным сопровождением.
V. Повторение изученного материала
Слайд 13
На экране рисунок кенгуру.
Учитель: - Дети, какие животные так носят своих детёнышей?
Ученики: - Кенгуру!
Учитель: - О чём спрашивает вас кенгуру по телефону?
Ученик (читает): Ребята! Справитесь с задачами?
Учитель: - Что ответим кенгуру?
Ученики: - Да!
Работа по учебнику
1) Задача №2 на с. 84
Учитель: - Прочитайте задачу
- О чём говорится в задаче? (О шариках)
- Что известно? (У Кати было 2 шарика)
- Сколько шариков было у Вити? (Столько же)
- Столько же – это сколько? (Это тоже 2)
- Что неизвестно в задаче? (Сколько шариков было у Вити и у
Кати вместе?)
- Как узнать, сколько шариков было у Вити и у Кати вместе?
Решите задачу устно.
- Назовите ответ задачи (У Вити и у Кати вместе 4 шарика)
Учитель: - Дети, вспомните, из каких частей состоит задача?
Ученик: - Задача состоит из условия, вопроса, решения, ответа
Слайд 14
Учитель: - Прочитайте часть задачи на экране и скажите, как она называется (по щелчку на экране появляется текст условия задачи)
Ученик: - Условие (по щелчку текст условия задачи заменяется словом “условие”)
Учитель: - Прочитайте следующую часть задачи и скажите, как она называется (по щелчку на экране появляется предложение-вопрос задачи)
Ученик: - Вопрос (по щелчку предложение-вопрос заменяется словом “вопрос”)
Учитель: 2+2=4 Это…
Ученик: - Решение (по щелчку запись 2+2=4 заменяется словом “решение”)
Учитель: - У Кати и у Вити вместе 4 шарика. Это….
Ученик: - Ответ (по щелчку это предложение заменяется словом “ответ”)
Учитель: - Молодцы!
Таким образом, на экране записаны слова: условие, вопрос, решение, ответ. Это важно для зрительного восприятия учащихся.
2) Составление задач по рисунку на с. 85 учебника, решение задач.
3) № 3 на с. 84 (вставить пропущенные числа)
Пропущенные числа дети показывают с помощью числового веера.
Слайд 15
4) Решение задачи на смекалку (на полях) на с.85 учебника.
Учитель: - А как называются эти красивые животные?
Ученик: - Бегемот, мартышка и черепаха!
Учитель: - Они перепутали все карточки! Прочитайте задачу на смекалку в учебнике. Дети читают.
- Какие 2 карточки надо поменять местами, чтобы сумма везде стала одинаковой?
Дети выполняют задание. Проверяют с помощью компьютера (это важно для зрительного восприятия детей): при правильном ответе ученика по щелчку карточки меняются местами.
Учитель: - Молодцы!
- Наша экскурсия по зоопарку приближается к концу.
VI. Самостоятельная работа.
Дети работают в “Рабочей тетради” на печатной основе (с. 23) с последующей проверкой учителя.
- Вставь пропущенные числа.
- Соедини точки по линейке, чтобы получились четырёхугольники.
VII. Итог урока.
Учитель: - Какие таблицы мы составляли сегодня на уроке и запоминали их наизусть?
Работа с компьютерной презентацией, следуя здоровьесберегающей технологии, заняла 1/3 часть урока и чередовалась с работой в учебнике, рабочей тетради, с числовым веером и проведением физминутки.