Цели:
- Закрепить знание нумерации многозначных чисел. Тренироваться в умножении многозначного числа на однозначное; формировать вычислительные навыки; повторить преобразование именованных чисел; проверить знание взаимосвязи между компонентами математических действий.
- Способствовать развитию логического мышления, математической речи, развивать интерес к математике, познавательную активность, умение доказывать свою точку зрения, наблюдательность .
- Воспитывать нравственные качества, интерес к истории своего края, любви к Родине, воспитывать чувство уважения к товарищам, умение работе в коллективе.
Оборудование: карта Кемеровской области, таблицы по математике, плакаты по краеведению, диск об истории Кузбасса.
Ход урока
1. Организация урока.
Ученики читают стихотворения:
Долгожданный дан звонок, начинается урок,
Прибавляю, отнимаю, умножаю и делю,
Математику я знаю и поэтому люблю!Математику, друзья не любить никак нельзя.
Очень точная наука, очень строгая наука,
Интересная наука – МА – ТЕ – МА – ТИ – КА.
– Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? (Умножение многозначного числа на однозначное число.)
– На этом уроке мы продолжаем изучать и закреплять знания по этой теме и попробуем задания по математике связать с историей и географией нашего края.
2. Актуализация знаний.
а) Устный счет.
1) Выразите в новых единицах измерения:
8.070 м = …км…м 4 кг 8 г = … г |
406 дм =…м…дм 8м 1 см =…см |
2) Вставьте недостающие числа:
480 = 16*5 + … ; 870 = 800 + 14*… ; |
440 = …*…+ 400; 260 = …+ 12 *… ; |
324 = 300 +…*… ; 564 = … + 8 *… |
3) Прочитайте выражение разными способами и найдите его значение:
120 + 270 | 420 : 70 | 80 * 40 | 740 – 320 | (340 – 320)*3 |
б) Арифметический диктант.
Вычислите и запишите в строчку ответы:
- Произведение чисел 7 и 2;
- Сумма чисел 22 и 6;
- Уменьшаемое – 50,разность -8 , найдите вычитаемое;
- Разность чисел 59 и 10;
- 1 множитель – 8 ,2 множитель-7 , найдите произведение;
- найдите частное чисел 140 и 2;
Получился ряд чисел: 14, 28, 42, 49, 56, 70 …
– найдите лишнее число и продолжите ряд чисел, записав еще 2 числа. (Лишнее – 49, числа для записи – 84, 98.)
3. Работа по теме урока.
– Ребята, а как называется край, в котором мы живем? (Кузбасс.)
– Почему так названа наша малая родина и что обозначает название нашей земли? (Кузбасский угольный бассейн.)
Богата родная Россия, но прямо скажу без прикрас,
Что края любого красивей наш юный, могучий Кузбасс!
И сталью, и углем богата родная сторонка моя.
Любимая, как хороша ты, кузнецкая наша земля!
1) Запись многозначных чисел под диктовку.
– Ребята, мы жители земли Кузнецкой и должны знать ее историю и прошлое Кузбасса. Сейчас мы просмотрим слайд – фильм и запишем с вами в тетради основные даты и числа, связанные с историей и развитием нашего края (ученики записывают в тетрадях многозначные числа и определяют количество цифр в каждом классе и разряде).
- Михайло Волков на берегу реки Томи обнаружил залежи каменного угля в 1721 г.
- В 1842 года наш край стал называться Кузбассом.
- Город Кемерово образован в 1918 г.
- В 1943 году образована Кемеровская область.
- Численность населения на 2002г. Кемерово – 520.000 жителей. Кемеровская область – 2.853.000 чел.
- Территория Кузбасса – 95.500 кв.км, длина границ – 2.520 км .
- Коренные жители Кузбасса – малые народы севера – шорцы (13.108 чел); телеуты (2.219 чел.)
- Главная водная артерия Кузбасса – река Томь, ее протяженность 863.000м (сколько это км?). Всего в Кузбассе 21.400 рек и речушек, общей протяженностью более 76.500 км.
- Запасы Кузнецкого каменного бассейна – 631 млрд. тонн угля (631.000.000.000),глубина залежей до 1800метров.
- Добыча угля 130.000.000 тонн в год.
- Самые древние угли с возрастом 300.000.000 лет залегают в городе Барзасе.
- Самая высокая вершина – гора Верхний Зуб (высота 2178 м). расположена в кузнецком Алатау.
- Самое большое озеро – Большой Берчикуль. Его площадь – 32 кв.км (сколько это кв. м?).
- Самое глубокое озеро – Среднетерсинское – 80 метров глубина (сколько это см, мм?).
Таким образом, ученики смогли узнать много новых сведений по истории и географии Кузбасса и тренировались в записи многозначных чисел
.
2) Задача.
Альпинисты 4 раза поднимались на самую верхнюю точку Кемеровской области – гору Верхний Зуб. Ее высота 2.178 метров. Сколько всего метров преодолели альпинисты? (нужно учесть, что они спускались с горы тоже 4 раза). Выразите это число в километрах.
Перед решением задачи необходимо вспомнить алгоритм умножения многозначного числа на однозначное число (таблица находится на доске).
Анализ задачи оформляем в виде краткой записи, решение комментируем и записываем в тетрадях и на доске.
3) Решение примеров.
Перед вычислением примеров в столбик, еще раз повторяем и проговариваем алгоритм умножения многозначного числа на однозначное число и правило записи решения примеров в тетради.
Решите примеры, расставьте их в порядке убывания, и вы узнаете, как по-другому называют Западную Сибирь.
136* 4 = … (с)2 буквы; 256 *3 =…(а); |
26.031* 5 = …(у); 7.803 * 6 =… (б); |
60.023 * 2 = … (з); 173.234 * 4 = …(к) |
4) Самостоятельная работа по вариантам.
Запишите значение примеров в порядке возрастания и узнаете, какие животные обитают в тайге и в лесах Западной Сибири.
1 вариант 7.518 * 2 = … (15.036) |
л |
2 вариант 8.426 * 3 =…(25.278) |
с |
4. Итог урока.
– Что мы узнали нового на уроке?
– Что повторяли и закрепляли на уроке?
– Что вам особенно запомнилось и о чем хотелось бы еще узнать?
– С каким настроением вы работали на уроке? (дети поднимают жетоны-картинки,
отражающие настроение ученика)