(Слайд № 2)
Цели:
- создать условия для отработки навыка осознанного написания проверяемых безударных в корне слове;
- содействовать развитию мыслительной деятельности учащихся;
- воспитывать коммуникативную культуру.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер; индивидуальная маркерная доска, карточки № 1, 2, 3 для всех учащихся, карточки для учащихся с высоким уровнем развития. Наглядность – подсказки, карточки-помощницы (карточки Знайкина Вовы для самопроверки заданий и Ошибкиной Дарьи для исправления ошибок).
Ход урока
I. Оргмомент
Учитель: Прозвенел весёлый звонок, начался долгожданный урок.
Дети друг другу: Думай, слушай, рассуждай и соседу помогай.
Вместе думать интересней. Хорошо, когда мы вместе.
II. Вводно-мотивационный этап
Учитель: Есть особо хитрый гласный. Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука… О каком гласном идет речь?
(Ответы детей)
Учитель: Сегодня у нас урок-тренинг по теме: “Правописание безударных гласных в корне слове”. К нам пришли 2 гостей – Знайкин Вова и Ошибкина Дарья. Знайкин Вова – мой и ваш помощник. Он приготовил карточки № 1, 2, 3 с заданиями для всех, карточки с заданиями № 1, 2, для тех, кто быстро справится с работой в учебнике и в тетради. Вы сверите свою самостоятельную работу с его и поставите себе отметку.
А Ошибкина Дарья очень хочет исправить свои ошибки и больше их не допускать. Ребята, давайте поможем Дарье Ошибкиной.
III. Актуализация знаний (Слайд № 3).
Учитель: Что ей нужно знать о безударных гласных звуках, чтобы верно обозначать их буквами?
(Ответы детей) Анализировать слова с целью выявления безударного гласного звука в корне слова, т.е. находить “опасные места”.
Надо уметь сопоставлять звуковую и буквенную запись слов.
Ставить орфографические задачи. Видеть смыслоразличительную функцию букв. Подбирать однокоренные или родственные слова. Ставить ударение.
Учитель: Я согласна с вашим мнением. Давайте проверим на примере.
Начнем с записи числа с[и]мнадцатое (семна'дцатое – семь)
Безударный гласный звук в корне обозначается той же буквой, которой обозначается ударный гласный в этом корне.
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ (фронтальная)
Учитель: Откройте учебник на стр. 82, упр. № 2. Прочитайте текст. Догадайтесь, какая проверка нужна в предложениях.
1) На ветках весело (?) расп[и]вали птицы. 2) Папа мне тихонько (?) подп[и]вал. 3) Таблетку я (?) зап[и]вал водой.
Спишите предложения, в скобках запишите проверочные слова.
1) На ветках весело (пе?ли) распева?ли птицы. 2) Папа мне тихонько (пел) подпева?л. 3) Таблетку я (пил) запива?л водой.
(Дифференцированное задание № 1 на карточке Знайкина Вовы для учащихся с высоким уровнем развития по выявлению смыслоразличительной функции букв).
Задание № 1. Сопоставь звуковую и буквенную запись слов, запиши слова.
М[и]чи- л[и]са- к[и]ты-
Проверка внутри группы учащихся с высоким уровнем развития и коллективно. (Слайд № 4, 5)
мячи' – мяч лиса' – лис киты' – кит
мечи' – меч леса' – лес коты' – кот
Вывод: при проверке безударных гласных в корне слова нужно быть внимательным в выборе проверочных слов: это должны быть родственные слова, имеющие общую часть и близкие по значению.
РАБОТА В ТЕТРАДИ.
Учитель: Откройте тетрадь на стр. 12, упр. № 1. (Слайд № 6).
(Дети открывают тетрадь и читают стихи)
Я тетрадочку открою и наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь. С интересом я тружусь.
Коллективная работа (для учащихся среднего и низкого уровней).
Обозначьте в транскрипции “опасные места”. Подберите проверочные слова, запишите проверочное слово, потом сделайте буквенную запись.
Учитель: Алгоритм о нахождении “опасных мест” расскажите Ошибкиной Дарье. А теперь напомните друг другу в парах.
[бижал] бег–бежа'л; [вална] во'лны–волна'; [бал'шой'] бо'льше–большо'й
[нач'ной'] ночь–ночно'й; [кр'ич'ал] крик–крича'л; [гр'ибы] гриб–грибы'
Учащиеся высокого уровня, закончившие упражнение, самостоятельно выполняют задание Знайкина Вовы).
Учитель. Возьмите карточку 2. Прочитайте слово. Верните букву на место. Проверьте безударный гласный звук. Соедините слово с нужной буквой.
IV. Физминутка
Карусели, карусели. (Имитация качелей – движение рук вправо, влево).
Мы с тобой в машину сели. (Приседание).
И поехали, и поехали. (Дети “ведут” машину).
Карусели, карусели. (Имитация качелей – движение рук вправо, влево).
Мы с тобой в самолет сели. (Приседание).
И полетели, и полетели. (Развели руки в стороны – крылья самолета).
Летели, летели. (Учащиеся машут руками)
И тихо, тихо сели. ( Ребята сели за парту).
V. Систематизация и обобщение знаний
Учитель: Какие безударные гласные звуки в корне встречались в словах?
Дети: В словах встречались звуки [и], [а]. (Слайд № 7).
Учитель: Какими буквами обозначали безударный гласный звук [а]?
Дети: Безударный гласный звук [а] обозначаем буквами А, О.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (на маркерной индивидуальной доске):
Учитель: Возьмите карточку № 1. (Сдайд № 8).
ш[а]ги, г[а]ра, м[а]ря, с[а]ва
О а
Прочитайте задание. Обозначьте звук [а] буквами о, а. Выберите задание по цвету. Работа в 3 группах: 1 – выписывает слова с буквой о, 2 – с буквой а, 3 – с буквами о, а. Выполните задание на индивидуальной маркерной доске цветными маркерами. Для учащихся низкого уровня предлагаю подсказку.
Подсказка: Поставь ударение в слове. Подчеркни безударную. Подбери однокоренное проверочное слово так, чтобы проверяемый безударный звук оказался под ударением. Выдели корень. |
САМОПРОВЕРКА. (Слайд № 9).
Учитель. Сверьте свою работу с образцом Знайки.
о го'ры – гора' мо'ре – моря' со'вы – сова' |
а шаг – шаги' |
(Дети показывают маркерную доску. А остальные исправляют свои ошибки).
Вывод: Безударный гласный звук [а] обозначаем буквами о, а.
Учитель: Какими буквами обозначали безударный гласный звук [и]?
Дети: Безударный гласный звук [и] обозначаем буквами и, е, я. (Слайд 10).
Учитель. Возьмите карточку № 2.
р . ка, л . сты, цв . ты, р . ды,
я е и
Прочитайте задание. Обозначь звук [и] буквами я, е, и. Работа в 3 группах: 1 – выписывает слова с буквой я, вторая – с буквой е, третья – с буквой и. Учащиеся с высоким и средним уровнем развития по желанию выбирают слова с разными буквами. (Слайд № 11).
САМОПРОВЕРКА. (Слайд № 12).
Учитель: Сверьте свою работу с образцом Знайки.
я | е | и |
ряд – ряды' | ре'ки – река' | лист – листы' |
цве'тик – цветы' |
Учитель. Вы сверили свою работу с образцом. Кто, верно, выполнил задание, тот ставит себе “пять”.
(Дети показывают маркерную доску). А остальные исправляют свои ошибки.
Вывод: Безударный гласный звук [и] обозначаем буквами и, е, я.
Учитель: Возьмите карточку № 3. Выполните задание самостоятельно, сверьте в парах. Прочитайте задание. Учительница Алла Ивановна проверила работу Ошибкиной Даши и нашла ошибки. Найди их, исправь, запиши верно.
Подсказка: Объясни правильное написание подбором однокоренных слов. Проверочное слово ставь под ударение. |
А) Маряк–марка, соды – сода, осенний – осы, птинец–птица, снега–снежок
Коллективное исправление ошибок.
м[а]ряк – мо'ре – моря'к (Подбираю проверочное однокоренное слово мо'ре)
с[а]ды – сад – сады' (Подбираю проверочное однокоренное слово сад)
[а]сенний – о'сень – осе'нний (Проверочное однокоренное слово о'сень)
птинец – птенчик – птенец (Проверочное родственное слово пте'нчик)
снега' – снег – снега' (Проверочное родственное слово ставлю под ударение)
В) Прочитай группу слов. Впиши пропущенную букву. Подчеркни проверочные слова:
петно – пятнистый – пятна – пятнышко – петля
весит повис висим завис виснем
(Слайд № 13, 14). Исправляем ошибки: пятно' – пя'тна – пя'тнышко
виси'т – пови'с – зави'с – ви'снет
VI. Итоги урока
Учитель. Мы помогли Ошибкиной Дарье. Она нам очень благодарна.
А мы благодарны Знайкину Вове за интересные задания, за помощь в проверке самостоятельных работ.
Учитель: С какой целью мы анализировали слова?
Дети: Мы определяли “опасное место”.
Дети: Мы сопоставляли звуковую и буквенную запись слов.
Дети: Доказывали смыслоразличительную функцию букв.
Учитель: Как мы проверяли безударный гласный в корне слова?
(Слайд № 15). Дети: Чтобы проверить безударный гласный звук в корне слова, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы безударный гласный звук оказался под ударением.
VII. Рефлексия. Продолжи фразу:
Урок взволновал меня…
Урок заставил задуматься…
Выбери ту фигуру, которая соответствует твоему настроению и прикрепи на экране настроения.
Спасибо за урок.