Педагогический проект "Юные овощеводы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Вид проекта – познавательно-исследовательский.

Актуальность проекта - экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое, которое выдвигает задачу формирования экологической культуры личности. Наиболее сензитивным для решения этой задачи является дошкольный возраст. В период дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, начинает выделять себя из окружающей среды, накапливает представления о разных формах жизни. Следовательно, формируются основы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Параллельно с расширением и углублением представлений детей о природе в ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, совершенствование связной речи, развитие словаря.

Цель проекта – создание условий для усвоения и закрепления знаний детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями о потребности конкретных растений в условиях среды, способах их выращивания.

Задачи:

  • развивать познавательный интерес детей к растительному миру;
  • помочь детям установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды
  • обобщить и расширить знания детей об овощах на основе сенсорного обследования;
  • совершенствовать умения и навыки поисково-исследовательской деятельности воспитанников;
  • повысить речевую активность детей старшей речевой группы, активизировать словарь по лексической теме «Овощи»;
  • способствовать накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей;
  • прививать трудолюбие.

Сроки реализации проекта: 2009 – 2010 учебный год.

Участники: дети старшей группы; родители воспитанников, воспитатели старшей группы.

Проблема: как вырастить помидоры?

Предполагаемые итоги реализации проекта.

  • Развитие у детей познавательной активности, творческого воображения, коммуникативных навыков.
  • Сформированность умений воспитанников осуществлять поисково-исследовательскую деятельность.
  • Повышение речевой активности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, активизация словаря по теме «Овощи».
  • Проявление воспитанниками эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей.

 Предварительная работа:
1. Изучить  методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.
2.Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности.
3. Оформить  материал для продуктивной деятельности.

Содержание работы над проектом

Содержание деятельности Сроки выполнения Цель
1-й этап – накопление знаний
Рассматривание иллюстраций по теме «Овощи» Сентябрь
2009г.
Уточнение знаний детей об овощах
Беседы с детьми: «Наш урожай», «Для чего растению нужны семена?» -//- Систематизация знаний детей об овощах, способе их выращивания из семян
Дидактическая игра «Вершки и корешки» -//- Закрепление знаний детей об овощах, развитие внимания, находчивости
Дидактическая игра «Что где растет?» -//- Классификация растений по месту их произрастания
Дидактическая игра
«Чудесный сундучок»
Февраль,
4 неделя
Закрепление знания об инструментах, необходимых для труда в огороде
Игра-драматизация «Веселые овощи» Сентябрь Закрепление знаний детей о характерных особенностях овощей, их пользе и значении для хорошего здоровья и настроения.
Аппликация «Помидоры» Сентябрь Формирование у детей умения вырезать круги из квадратов, определять по цвету степень зрелости помидоров и располагать овощи на бумаге в ряд, от незрелого к спелому [9,с. 11].
Подвижные игры «Огуречик»,   «Кто быстрее соберет урожай» -//- Повышение двигательной и речевой активности детей, формирование умения действовать в соответствии с текстом, развитие внимания
Изготовление дидактической игры «Что необходимо растению для роста?» Январь
2010 г.
Пополнение предметно-игровой развивающей среды
Изготовление моделей эколого-систематических групп, функций органов живого Январь
2010
 

-//-

Загадки об овощах В течение года Закрепление знаний детей об овощах, формирование умения по характерным признакам определять овощи.
2-й этап - практический
Дидактическая игра «Посажу я семена» Сентябрь Формирование у детей представлений о происхождении растений, их строении, способах питания и размножения
Познавательное занятие «Осенние хлопоты человека» Сентябрь Развитие у детей представлений об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; воспитание желания помогать взрослым в заготовке овощей на зиму; формирование эстетического восприятия окружающего[4,с. 29].
Познавательное занятие «Овощи на нашем столе» -//- Уточнение представлений детей о внешних и вкусовых качествах овощей, о способах их использования в пищу; закрепление представления о значении свежих плодов для здоровья людей[7,с. 113].
Рисование  «Что созрело в огороде» -//- Закрепление умения детей передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей, развитие творческого воображения[9,с. 15].
Выставка «Дары осени» -//- Развитие творческих способностей воспитанников и их родителей, расширение кругозора
Драматизация русской народной сказки «Репка» Октябрь Развитие связной речи
Составление описательного рассказа «Дары осени» Октябрь Развитие связной речи, активизация словаря по лексической теме «Овощи»
Развлечение «Осенины» Ноябрь Систематизация знаний детей об осени, о сезонном труде людей, об овощах
Чтение художественной литературы   Закрепление знаний детей об овощах.
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Овощной магазин» В течение года Закрепление знаний детей об овощах
Обведение и штриховка трафаретов «Овощи» Декабрь Закрепление знаний детей об овощах, развитие мелкой моторики, графических навыков
Проведение опытов на выявление значения влаги, тепла, света для роста растений Январь, февраль 2010 Выявление необходимости влаги, тепла, света для роста растений
Посадка лука Январь Установление необходимости почвы для жизни растений
3-й этап – презентация проекта
Познавательное занятие «Посадка помидоров» Февраль
2010
Формирование у детей представления о том, что овощи выращивают из семян, совершенствование умения и навыков поисково-исследовательской деятельности
Оформление альбома «Юные овощеводы» Март Закрепление полученных в процессе реализации проекта знаний детей об овощах, развитие творческого воображения, композиционных  и технических умений.

Познавательное занятие
«Посадка помидоров»

Программное содержание:
формировать представления детей о том, что овощи выращивают из семян, о потребности роста растений в условиях различной среды; совершенствовать умения и навыки поисковой - исследовательской деятельности воспитанников; содействовать развитию концентрации, распределения внимания; творческого воображения, мелкой моторики; учить детей образовывать прилагательные и использовать их в речи; воспитывать интерес, желание помочь в совместной работе сверстникам, положительные отношения друг с другом.

Предварительная работа:
1.Проведение дидактических игр:
«Придумай загадку», «Где, что растет?», «Дары природы», «Вершки и корешки», «Каждому овощу свою листву».
2.проведение  беседы:
«Как осень с осенью встречается», «Наш урожай».
3.чтение художественной  литературы :
«Хозяйка с базара пришла» - Ю. Тувим
«Огурцы» - Н. Носов
«Запасы овощей» - В. Бианки;
4.организация наблюдений за овощами  в уголке природы, ведение календаря за ростом растения;
5.разучивание песенок, стихотворений по данной тематике;
6.организация выставки с родителями воспитанников «Дары природы»;
7.ознакомление воспитанников с моделями.

Оборудование:
Иллюстрации овощей, модели-схемы (свет, вода, игрушки), модели-схемы для роста растений стаканчики с землей, палочки, семена (помидоров, огурцов), цветные карандаши, лист бумаги с трафаретом овощей, костюм «Помидор», помидор «овощ», стаканчики с водой.

Методы и приемы:
Рассказ воспитателя, беседа, рассматривание предметных картинок, моделирование, опыты, художественное слово, сюрпризный момент, вопросы, показ.

Ход занятия:

1.Сюпризный момент.
Воспитатель появляется в костюме «Помидора».

Здравствуйте, дети.
Отгадайте загадку и узнайте кто я.

В огороде вырастаю.
  А когда я созреваю, 
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят. (помидор)
Растут на грядки
Зеленые ветки,
 А на них,
Красные детки.
(помидор)

 Родина помидор - Южная Америка, т.к. в Америке всегда тепло и не бывает зимы. Выращивали их как декоративные растения из-за красивых плодов. Помидоры применяли как лекарственные растение для заживления ран. Одной из первых стран, начавших выращивать помидоры для еды стала Россия. Цвет и размер плодов помидора зависит от сорта. Люди вывели несколько сотен сортов помидор. Помидоры едят свежими. Добавляют в различные блюда, солят и квасят.

2.Беседа.
- Дети назовите моих друзей, которые живут в огороде.
- Вы любите салаты кушать?
- Салат из овощей как называется? (овощной)
- Салат из огурцов ?(огуречный)
- Из моркови ?(морковный)
- Из свеклы? (свекольный)
- Из капусты? (капустный)
- Из картофеля? (картофельный)
- Из помидоров? (помидорный)
- На какие группы можно разделить овощи?
(листовые, корнеплоды, плодовые, бобовые).
- В чем сходство всех этих культур?
(все эти культуры растут в огороде).
- Подумайте в чем их различие?
(корнеплоды, бобовые, листовые  – выращивают посевом семян прямо в грунт, а плодовые – выращивают с помощью рассады).
- Почему плодовые  культуры выращивают с помощью рассады?
(потому что, если семена плодовых  культур посадить в землю они не успеют дать урожай).

3.Дидактическия  игра с моделями  «Что необходимо растению для роста?»
Дети выберите необходимую карточку для роста растения.
Цель: закрепление представлений дошкольников о необходимых условий для роста растений.

4.Проведение   физкульминутки ( тихо, громко, медленно, быстро).
Овощи и фрукты часто спорили, кто из них важнее. Стали первыми хвастаться овощи.

Ох-ох-ох – лучше всех горох.
Ха-ха-ха – это чепуха!
Ор-ор-ор – всех вкуснее помидор.
Овь-овь-овь – сладкая морковь.
Ла-ла-ла – вкусная свекла.
Оп-оп-оп – душистый укроп.
Ук-ук-ук – мы режем лук.
Ли ли-ли ли – помидоры мы нашли.
Дети соединяют ритмично
Хлопают в ладоши.
Ударяют кулачками по коленям.
Хлопают ладонями по коленям.
Ритмично сжимают пальцы
Ритмично сжимают и
Ук-ук-ук – мы режем лук.
Ли ли-ли ли – помидоры мы нашли.

5.Работа воспитанников в мини-исследовательской лаборатории.
- Ребята, проходите в мою мини-исследовательскую лабораторию.
- Посмотрите, на салфетки лежат семена.
- Какие они?
(круглые, овальные, белые, без запаха, сухие)
- Кто знает семена каких культур  у вас на салфетке ?
(огурцов- овальные, помидоров – круглые, мелкие)
- Сегодня мы с вами будем садить семена помидоров и выращивать рассаду помидор.
- Ребята, кто знает где берут семена помидор?
-Дети, для посадки рассады помидор семена берут из плода помидор (воспитатель показывает разрезанный помидор на две части).
-Ребята, давайте проверим какие семена пригодны к посадки, а какие непригодные .
-Для этого я беру семена и отпускаю их воду ( воспитатель показывает детым как опускает семена в воду).
-Посмотрите что произошло? (семена всплыли, опустились на дно).
-Почему одни семена всплыли, а другие опустились на дно (одни семена тяжелые, другие легкие, те семена, которые опустились на дно пригодны к посадке, те которые всплыли, непригодны для посадки).
- Дети, в стаканчике с землей необходимо сделать углубления, в каждое углубление  положить семена, присыпать землей, полить водичкой.
- Приступайте к работе.

6.Проведение дидактической игры «Что сначала, а что потом?» (по схемам).
Цель: закрепить представлений детей о последовательности  роста семян помидоров.

7.Упражнение на развитие творческого воображения детей.
- Я заколдовал овощи. А вы их постарайтесь угадать  и их оживить.
- Ребята, расскажите какие овощи у вас получились.

8.Подведение итога занятия.

Список литературы

  1. …Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева. Н.А.Ноткина [и др.] – Изд. 3-е перераб. - Спб: Детство-Пресс, 2007.
  2.    План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [Текст]/ под ред. З.А.Михайловой. – Спб, 1997
  3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1991. С.90-121
  4.    Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология [Текст]: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – С.29.
  5.    Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию [Текст]: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста/ О.А.Воронкевич – Спб: Детство-ПРЕСС, 2003. -336 с.
  6.    Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ [Текст]/О.Ф.Горбатенко -2-е изд., стереотипное – Волгоград: Учитель, 2008. 286 с.
  7.    Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.
  8.    Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С.Н.Николаева. И.А.Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.
  9. …Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.С.Швайко – М.: ВЛАДОС, 2000. – 160с.