Вид проекта – познавательно-исследовательский.
Актуальность проекта - экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое, которое выдвигает задачу формирования экологической культуры личности. Наиболее сензитивным для решения этой задачи является дошкольный возраст. В период дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, начинает выделять себя из окружающей среды, накапливает представления о разных формах жизни. Следовательно, формируются основы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Параллельно с расширением и углублением представлений детей о природе в ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, совершенствование связной речи, развитие словаря.
Цель проекта – создание условий для усвоения и закрепления знаний детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями о потребности конкретных растений в условиях среды, способах их выращивания.
Задачи:
- развивать познавательный интерес детей к растительному миру;
- помочь детям установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды
- обобщить и расширить знания детей об овощах на основе сенсорного обследования;
- совершенствовать умения и навыки поисково-исследовательской деятельности воспитанников;
- повысить речевую активность детей старшей речевой группы, активизировать словарь по лексической теме «Овощи»;
- способствовать накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей;
- прививать трудолюбие.
Сроки реализации проекта: 2009 – 2010 учебный год.
Участники: дети старшей группы; родители воспитанников, воспитатели старшей группы.
Проблема: как вырастить помидоры?
Предполагаемые итоги реализации проекта.
- Развитие у детей познавательной активности, творческого воображения, коммуникативных навыков.
- Сформированность умений воспитанников осуществлять поисково-исследовательскую деятельность.
- Повышение речевой активности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, активизация словаря по теме «Овощи».
- Проявление воспитанниками эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей.
Предварительная работа:
1. Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.
2.Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности.
3. Оформить материал для продуктивной деятельности.
Содержание работы над проектом
Содержание деятельности | Сроки выполнения | Цель |
1-й этап – накопление знаний | ||
Рассматривание иллюстраций по теме «Овощи» | Сентябрь 2009г. |
Уточнение знаний детей об овощах |
Беседы с детьми: «Наш урожай», «Для чего растению нужны семена?» | -//- | Систематизация знаний детей об овощах, способе их выращивания из семян |
Дидактическая игра «Вершки и корешки» | -//- | Закрепление знаний детей об овощах, развитие внимания, находчивости |
Дидактическая игра «Что где растет?» | -//- | Классификация растений по месту их произрастания |
Дидактическая игра «Чудесный сундучок» |
Февраль, 4 неделя |
Закрепление знания об инструментах, необходимых для труда в огороде |
Игра-драматизация «Веселые овощи» | Сентябрь | Закрепление знаний детей о характерных особенностях овощей, их пользе и значении для хорошего здоровья и настроения. |
Аппликация «Помидоры» | Сентябрь | Формирование у детей умения вырезать круги из квадратов, определять по цвету степень зрелости помидоров и располагать овощи на бумаге в ряд, от незрелого к спелому [9,с. 11]. |
Подвижные игры «Огуречик», «Кто быстрее соберет урожай» | -//- | Повышение двигательной и речевой активности детей, формирование умения действовать в соответствии с текстом, развитие внимания |
Изготовление дидактической игры «Что необходимо растению для роста?» | Январь 2010 г. |
Пополнение предметно-игровой развивающей среды |
Изготовление моделей эколого-систематических групп, функций органов живого | Январь 2010 |
-//- |
Загадки об овощах | В течение года | Закрепление знаний детей об овощах, формирование умения по характерным признакам определять овощи. |
2-й этап - практический | ||
Дидактическая игра «Посажу я семена» | Сентябрь | Формирование у детей представлений о происхождении растений, их строении, способах питания и размножения |
Познавательное занятие «Осенние хлопоты человека» | Сентябрь | Развитие у детей представлений об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; воспитание желания помогать взрослым в заготовке овощей на зиму; формирование эстетического восприятия окружающего[4,с. 29]. |
Познавательное занятие «Овощи на нашем столе» | -//- | Уточнение представлений детей о внешних и вкусовых качествах овощей, о способах их использования в пищу; закрепление представления о значении свежих плодов для здоровья людей[7,с. 113]. |
Рисование «Что созрело в огороде» | -//- | Закрепление умения детей передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей, развитие творческого воображения[9,с. 15]. |
Выставка «Дары осени» | -//- | Развитие творческих способностей воспитанников и их родителей, расширение кругозора |
Драматизация русской народной сказки «Репка» | Октябрь | Развитие связной речи |
Составление описательного рассказа «Дары осени» | Октябрь | Развитие связной речи, активизация словаря по лексической теме «Овощи» |
Развлечение «Осенины» | Ноябрь | Систематизация знаний детей об осени, о сезонном труде людей, об овощах |
Чтение художественной литературы | Закрепление знаний детей об овощах. | |
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Овощной магазин» | В течение года | Закрепление знаний детей об овощах |
Обведение и штриховка трафаретов «Овощи» | Декабрь | Закрепление знаний детей об овощах, развитие мелкой моторики, графических навыков |
Проведение опытов на выявление значения влаги, тепла, света для роста растений | Январь, февраль 2010 | Выявление необходимости влаги, тепла, света для роста растений |
Посадка лука | Январь | Установление необходимости почвы для жизни растений |
3-й этап – презентация проекта | ||
Познавательное занятие «Посадка помидоров» | Февраль 2010 |
Формирование у детей представления о том, что овощи выращивают из семян, совершенствование умения и навыков поисково-исследовательской деятельности |
Оформление альбома «Юные овощеводы» | Март | Закрепление полученных в процессе реализации проекта знаний детей об овощах, развитие творческого воображения, композиционных и технических умений. |
Познавательное занятие
«Посадка помидоров»
Программное содержание:
формировать представления детей о том, что овощи выращивают из семян, о потребности роста растений в условиях различной среды; совершенствовать умения и навыки поисковой - исследовательской деятельности воспитанников; содействовать развитию концентрации, распределения внимания; творческого воображения, мелкой моторики; учить детей образовывать прилагательные и использовать их в речи; воспитывать интерес, желание помочь в совместной работе сверстникам, положительные отношения друг с другом.
Предварительная работа:
1.Проведение дидактических игр:
«Придумай загадку», «Где, что растет?», «Дары природы», «Вершки и корешки», «Каждому овощу свою листву».
2.проведение беседы:
«Как осень с осенью встречается», «Наш урожай».
3.чтение художественной литературы :
«Хозяйка с базара пришла» - Ю. Тувим
«Огурцы» - Н. Носов
«Запасы овощей» - В. Бианки;
4.организация наблюдений за овощами в уголке природы, ведение календаря за ростом растения;
5.разучивание песенок, стихотворений по данной тематике;
6.организация выставки с родителями воспитанников «Дары природы»;
7.ознакомление воспитанников с моделями.
Оборудование:
Иллюстрации овощей, модели-схемы (свет, вода, игрушки), модели-схемы для роста растений стаканчики с землей, палочки, семена (помидоров, огурцов), цветные карандаши, лист бумаги с трафаретом овощей, костюм «Помидор», помидор «овощ», стаканчики с водой.
Методы и приемы:
Рассказ воспитателя, беседа, рассматривание предметных картинок, моделирование, опыты, художественное слово, сюрпризный момент, вопросы, показ.
Ход занятия:
1.Сюпризный момент.
Воспитатель появляется в костюме «Помидора».
Здравствуйте, дети.
Отгадайте загадку и узнайте кто я.
В огороде вырастаю. А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут И так едят. (помидор) |
Растут на грядки Зеленые ветки, А на них, Красные детки. (помидор) |
Родина помидор - Южная Америка, т.к. в Америке всегда тепло и не бывает зимы. Выращивали их как декоративные растения из-за красивых плодов. Помидоры применяли как лекарственные растение для заживления ран. Одной из первых стран, начавших выращивать помидоры для еды стала Россия. Цвет и размер плодов помидора зависит от сорта. Люди вывели несколько сотен сортов помидор. Помидоры едят свежими. Добавляют в различные блюда, солят и квасят.
2.Беседа.
- Дети назовите моих друзей, которые живут в огороде.
- Вы любите салаты кушать?
- Салат из овощей как называется? (овощной)
- Салат из огурцов ?(огуречный)
- Из моркови ?(морковный)
- Из свеклы? (свекольный)
- Из капусты? (капустный)
- Из картофеля? (картофельный)
- Из помидоров? (помидорный)
- На какие группы можно разделить овощи?
(листовые, корнеплоды, плодовые, бобовые).
- В чем сходство всех этих культур?
(все эти культуры растут в огороде).
- Подумайте в чем их различие?
(корнеплоды, бобовые, листовые – выращивают посевом семян прямо в грунт, а плодовые – выращивают с помощью рассады).
- Почему плодовые культуры выращивают с помощью рассады?
(потому что, если семена плодовых культур посадить в землю они не успеют дать урожай).
3.Дидактическия игра с моделями «Что необходимо растению для роста?»
Дети выберите необходимую карточку для роста растения.
Цель: закрепление представлений дошкольников о необходимых условий для роста растений.
4.Проведение физкульминутки ( тихо, громко, медленно, быстро).
Овощи и фрукты часто спорили, кто из них важнее. Стали первыми хвастаться овощи.
Ох-ох-ох – лучше всех горох. Ха-ха-ха – это чепуха! Ор-ор-ор – всех вкуснее помидор. Овь-овь-овь – сладкая морковь. Ла-ла-ла – вкусная свекла. Оп-оп-оп – душистый укроп. Ук-ук-ук – мы режем лук. Ли ли-ли ли – помидоры мы нашли. |
Дети соединяют ритмично Хлопают в ладоши. Ударяют кулачками по коленям. Хлопают ладонями по коленям. Ритмично сжимают пальцы Ритмично сжимают и Ук-ук-ук – мы режем лук. Ли ли-ли ли – помидоры мы нашли. |
5.Работа воспитанников в мини-исследовательской лаборатории.
- Ребята, проходите в мою мини-исследовательскую лабораторию.
- Посмотрите, на салфетки лежат семена.
- Какие они?
(круглые, овальные, белые, без запаха, сухие)
- Кто знает семена каких культур у вас на салфетке ?
(огурцов- овальные, помидоров – круглые, мелкие)
- Сегодня мы с вами будем садить семена помидоров и выращивать рассаду помидор.
- Ребята, кто знает где берут семена помидор?
-Дети, для посадки рассады помидор семена берут из плода помидор (воспитатель показывает разрезанный помидор на две части).
-Ребята, давайте проверим какие семена пригодны к посадки, а какие непригодные .
-Для этого я беру семена и отпускаю их воду ( воспитатель показывает детым как опускает семена в воду).
-Посмотрите что произошло? (семена всплыли, опустились на дно).
-Почему одни семена всплыли, а другие опустились на дно (одни семена тяжелые, другие легкие, те семена, которые опустились на дно пригодны к посадке, те которые всплыли, непригодны для посадки).
- Дети, в стаканчике с землей необходимо сделать углубления, в каждое углубление положить семена, присыпать землей, полить водичкой.
- Приступайте к работе.
6.Проведение дидактической игры «Что сначала, а что потом?» (по схемам).
Цель: закрепить представлений детей о последовательности роста семян помидоров.
7.Упражнение на развитие творческого воображения детей.
- Я заколдовал овощи. А вы их постарайтесь угадать и их оживить.
- Ребята, расскажите какие овощи у вас получились.
8.Подведение итога занятия.
Список литературы
- …Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева. Н.А.Ноткина [и др.] – Изд. 3-е перераб. - Спб: Детство-Пресс, 2007.
- План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [Текст]/ под ред. З.А.Михайловой. – Спб, 1997
- Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1991. С.90-121
- Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология [Текст]: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – С.29.
- Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию [Текст]: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста/ О.А.Воронкевич – Спб: Детство-ПРЕСС, 2003. -336 с.
- Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ [Текст]/О.Ф.Горбатенко -2-е изд., стереотипное – Волгоград: Учитель, 2008. 286 с.
- Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.
- Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С.Н.Николаева. И.А.Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.
- …Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.С.Швайко – М.: ВЛАДОС, 2000. – 160с.