Силуэт и стиль в одежде. Требования к одежде

Разделы: Технология


Тип урока: урок формирования новых знаний

Цель урока: ознакомить учащихся с понятиями: «силуэт», «стиль в одежде», с основными требованиями, предъявляемыми к одежде.

Задачи:
Образовательные
- Способствовать формированию у учащихся представления о силуэте и стиле в одежде.
- Познакомить с эстетическими, гигиеническими и экономическими требованиями к одежде.
- Совершенствовать практические умения и навыки учащихся
- Формировать интерес к созданию различных стилей и силуэтов в одежд
Развивающие
- способствовать развитию пространственного воображения, творческого мышления, эстетического вкуса.
- способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету.
- способствовать развитию речи, обогащению и усложнению словарного запаса
Воспитательные
- Воспитывать умение работать в группе, презентовать результаты своей работы.

Формы работы:
- фронтальная
- групповая

Методы работы:
беседа, объяснение с демонстрацией презентации, диалог, практическая работа в группах.

Словарь: силуэт, стиль

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитная доска.

Инструменты и материалы: текстовые фрагменты для работы групп, листы для создания кластера по заданной теме, клей, ножницы, лист с рисунками (по темам групп), фломастеры, листы с контурными фигурами девушек, набор одежды и аксессуаров для создания заданного стиля героине.

Наглядные пособия: презентация «Силуэт и стиль в одежде» /Презентация 1.ppt/

Содержание урока:

1. Организационный момент.
Приветствие учащихся.

Мотивация к действию
- Наш урок мне хотелось бы начать с маленького рассказа.

«Жизнь и воротник»
Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит ее и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти.
Олечка Розова три года была честной женой, честного человека. Характер имела тихий, застенчивый, на глаза не лезла, мужа любила преданно, довольствовалась скромной жизнью (Слайд 1).
Но вот как - то пошла она в Гостиный двор и, разглядывая витрину мануфактурного магазина, увидела крахмальный дамский воротничок с продернутой в него желтой ленточкой.
Как женщина честная, она сначала подумала: «Еще что выдумали!» Затем пошла и купила.
Примерила дома перед зеркалом. Оказалось, что если желтую ленточку завязать не спереди, а сбоку, то получится нечто такое необъяснимое, что, однако, скорее хорошо, чем дурно.
Но воротничок потребовал новую кофточку. Из старых ни одна к нему не подходила.
Олечка мучилась всю ночь, а утром пошла в Гостиный двор и купила кофточку из хозяйственных денег.
Примерила все вместе. Было хорошо, но юбка портила весь стиль. Воротничок ясно и определенно требовал круглую юбку с глубокими складками.
Свободных денег больше не было. Но не останавливаться, же на полпути?
Олечка заложила серебро и браслетку.
На душе у нее было беспокойно и жутко, и, когда воротничок потребовал новых башмаков, она легла в постель и проплакала весь вечер.
На другой день она ходила без часов, но в тех башмаках, которые заказал воротничок.
Следующие дни были еще тяжелее.
Она стала вести странную жизнь. Не свою. Воротничковую жизнь. А воротничок был какого – то неясного, путанного стиля, и Олечка, угождая ему, совсем сбилась с толку…
- Этот рассказ был написан русской писательницей Надеждой Александровной Лохвицкой ровно сто лет назад (Слайд 2).
Ах, как часто мы бываем в такой же ситуации, как и наша героиня! И поэтому, ее чувства нам вполне понятны. За сто лет мало что изменилось. Этому подтверждение и современные телепередачи. Кто из Вас не видел «Снимите то немедленно!» или «Модный приговор».
- В чем цель этих передач?
(ответы девочек)

2. Формулировка целей и задач урока
- Сегодня мы с вами устроим настоящее заседание «модного суда» (Слайд 3).
Героиня нашего заседания нам уже известна - это Олечка Розова. Женщина тихая, незаметная, скромная, неуверенная в себе.
- В чем же ее проблема?
(ответы девочек)
- Итак, наша героиня обвиняется в недостатке знаний о силуэте и стиле в одежде. Чтобы ей помочь, нам, как экспертам, необходимо, прежде всего, пополнить свои знания в этой области.
- А интересуют нас прежде всего (Слайд 4):

  • Что такое силуэт
  • Что такое стиль
  • Каким требованиям должна отвечать одежда

3. Разделение класса на группы
Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы разделимся на группы соответственно цветам ваших бейджиков:

  • Первая группа – «Искусствоведы» (ваш цвет желтый).
  • Вторая группа «Историки моды» (ваш цвет розовый).
  • Третья группа «Стилисты» (ваш цвет красный)

Группа «Искусствоведов» расследует что – же такое СИЛУЭТ и показывает нам виды силуэтов (Приложение 1).
Группа «Историки моды» расследуют что – же такое СТИЛЬ и выделяет нам основные стили в одежде (Приложение 2).
Группа «Стилистов» расследует какие требования современная мода предъявляет к одежде (Приложение3).
Каждой группе 5 минут времени на подготовку. Результат вашей работы таблица – схема, заготовки которой у вас на столах (Приложение 4).

4. Самостоятельная работа групп

5. Презентация результатов работы групп.

Группа «Искусствоведы»
Силуэт (фр. silhouette) - это плоскостное изображение человека или предмета
СИЛУЭТ в изобразительном искусстве
В этой технике исполнялись обычно профильные портреты и несложные композиции. Термин связан с именем французского министра финансов в 1759 г. Этьена де Силуэтта, поборника жесткой экономии хозяйствования. Силуэтные портреты были распространенными и модными во Франции, Англии и Германии в 18 и 19 вв. Обычным способом изготовления силуэтов было вырезание их ножницами из черной бумаги (Слайд 5).

Силуэт в одежде
Силуэт – плоскостное, контурное изображение объемных форм одежды (Слайд 6).
В истории моды чередование геометрических форм тесно связано со сменой стилей (Слайд 7). Например, для древнегреческого костюма была характерна прямоугольная форма (Слайд 8), для костюма средневековья - и трапециевидная (Слайд 9). В период барокко и рококо утвердилась овальная форма силуэта костюма. А в начале XX столетия вновь стала преобладать прямоугольная форма (Слайд 10).
Именно в силуэте отражается направление моды, на протяжении последних десятилетий в моде можно выделить четыре вида силуэта (демонстрация типов силуэтов на доске при помощи геометрических фигур):

Прямой силуэт наиболее универсальный, подходит практически для всех типов фигур.

Приталенный силуэт отличает расширенная линия плеча, низа изделия и зауженная талия.


Полуприлегающий силуэт слега подчёркивает формы фигуры.

В силуэте трапеция – расширение происходит от линии плеча или проймы, расширение может быть незначительным или большим. Одежда этого силуэта хорошо смотрится на стройной фигуре.

Несмотря на всё своеобразие и неповторимость костюмов их можно вписать в одну из простых геометрических форм.

Группа «Историки моды»
Во все времена существовали различные модные направления в одежде. Так произошло из-за желания людей выглядеть интересно и привлекательно.
Стиль – это выраженная в содержании и форме предметов быта, в искусстве и архитектуре общность художественно-выразительных средств (Слайд 11). Одежда, являясь носителем стиля, выражает его с помощью силуэта, цвета, фактуры ткани. Стиль находится в тесной взаимосвязи с модой, но отличается от неё длительностью существования, он регулирует и направляет моду.
В мире существует невероятное количество стилей в одежде. Но среди этого разнообразия можно выделить четыре основных:

Классический стиль
Классический стиль – мало подвержен капризам моды (Слайд 12), которая вносит лишь небольшие изменения в покрой, отделку одежды. К нему относят все наиболее устойчивое, «отобранное» веками, почти не меняющееся, то, что «вне моды».
Этот стиль представлен, например, английским костюмом, костюмом Габриэль Шанель и маленьким черным платьем. Это может быть платье с рукавами, сарафан с блузкой.
Классикой в мужской одежде является костюм – пара или тройка, «английское» пальто, плащ.
При изготовлении одежды в этом стиле используются ткани с классическим рисунком (Слайд 13): полоски, клетки, "куриная лапка". Покрой отличает простота и строгость исполнения.
Сейчас в разряд классической одежды перешли джинсы. Современный классический гардероб расширяется.

Романтический стиль
Романтический стиль – это область «фантазий», «воспоминаний», «творчества», «поисков». Здесь используются элементы исторического, национального (фольклорного) костюма. Стиль создает возвышенный, утонченный образ (Слайд 14). Поэтому дама одета изящно, одежда и головной убор с изысканными деталями (жабо, кружевные воротники и манжеты, рюши, вуали). При отделке не используются геометрические орнаменты, изделия не шьются из шерстяных, вельветовых или фланелевых тканей (Слайд 15). Дама одета в шелка да бархат, украшенные витиеватыми растительными узорами.
Юбки или платья обычно длинные и широкие. Сумочка маленькая, изысканная через плечо, обувь часто без каблука.
па для мужчин.

Спортивный стиль
Одежда достаточно яркая, динамичная по своему характеру с минимумом отделок (Слайд 16). Еще в начале века многие мужчины носили брюки гольф. Для этого стиля характерны свободный силуэт, множество карманов, застежек-молний. Используются ткани типа эластика и смесового трикотажа.
Мужчины и женщины, одевающиеся в спортивном стиле, носят футболки, рубашки-поло, безрукавки, шорты, бермуды, спортивный костюм, велосипедные брюки леггинсы, джинсы и т.д (Слайд 17).
Костюм дополняют хлопчатобумажные или шерстяные носки, белые, возможно с полосой по краю, с диагональным рисунком кроссовки, открытые туфли на низком каблуке с кисточками и строчками, толстая обувь на шнуровке. Представители этого стиля любят носить большие сумки, сумки через плечо, рюкзаки.
Все названные стили могут в разумной мере сочетаться в одежде одного человека и даже в одном ансамбле. В связи с этим возник термин – «диффузный» стиль, то есть взаимопроникновение, взаимовлияние стилей.

Группа «Стилистов»
Стилист — специалист в области создания стиля (имиджа) человека с помощью:

Создавая одежду, следует исходить из определённых требований к ней:

Гигиенические: одежда должна быть лёгкой, мягкой, удобной.
Она должна обеспечивать нормальную жизнедеятельность организма и предохранять тело человека от внешних (механических, химических) воздействий. Для этого она должна обладать теплозащитными свойствами, газо- и воздухопроницаемостью, гигроскопичностью.
Обеспечение определенных гигиенических требований зависит от свойств материалов, из которых изготовлена одежда, от ее форм и конструкции. Так, летнее женское платье для отдыха должно быть мягким, гигроскопичным, воздухопроницаемы и легко стираться.

Эксплуатационные: одежда должна быть прочной, износоустойчивой, легко стираться, чиститься.
Износоустойчивость и надежность изделия зависит ото покроя, конструкции изделия, свойств ткани, качества обработки, условий носки.

Эстетические: одежда должна быть красивой, модной, учитывать индивидуальные особенности телосложения и возраста человека. При создании одежды нужно учитывать возраст, особенности телосложения и внешности человека.

Экономические: одежда должна быть не дорогой, доступной.
Экономичность модели во многом зависит от конструкции, так как от конструкции зависит расход ткани, а стоимость материала в основном и определяет себестоимость изделия.

1. Создание стиля главной героине
(работа в группах) (Приложение 5)
Из предложенных деталей одежды и аксессуаров девочки выбирают только ту одежду, что соответствует определенному стилю.
В конце работы – защита созданного имиджа.

2. Формулирование выводов.
Итак, возвращаемся к нашей героине. Давайте разработаем рекомендации нашей Оленьке Розовой (Слайд 18).
(Ответы девочек)

3. Тестирование
Вы прекрасно работали в группах. Но теперь пришла пора узнать, уровень знаний каждой из вас. Для этого мы проведем маленькое тестирование. Тест будет немного необычным. После ответа на 6 вопросов Вы получите рисунок (Приложение 6*).

4. Рефлексия.
- В ходе сегодняшнего заседания модного суда мы помогли нашей героине найти, наконец – то, свой стиль. И теперь мы наемся, что жизнь Олечки Розовой изменится до неузнаваемости в лучшую сторону, и в совеем новом облике наша героиня уже не будет незаметной и бесцветной, а стильной и красивой молодой дамой. Я надеюсь, что работа, проведенная на уроке поможет, и вам в жизни найти свой стиль и обрести уверенность в себе.
Мода проходит, стиль остается.
 (Коко Шанель)

- Прежде чем расстаться с вами, мне бы хотелось узнать ваше мнение о нашем заседании. В нашем гардеробе модные платья красного и синего цветов. Если вам понравилось на уроке, и вы узнали много нового – подарите нам красное платье, если все, что происходило на уроке вам показалось скучным и неинтересным - подарите нам синее платье (Приложение 7*).
(девочки прикрепляют платья разных цветов на доске при помощи магнитов)
- Ну, вот теперь наше заседание можно считать закрытым. До свидания, до новых встреч!

*Приложения можно получить у автора статьи.