Плавление и отвердевание кристаллических тел. 8-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Цель урока:

  • познакомить обучающихся с сутью процессов плавление и кристаллизация;
  • изучить их особенности и представление перехода вещества из твердого состояния в жидкое и обратно графически.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Сформулировать определения тепловых процессов, пользуясь схемой (слайд 2). Привести примеры.

2. Ответить на вопросы (слайд 3).

III. Изучение нового материала

План:

  • демонстрация плавления льда,
  • демонстрация кристаллизации воды,
  • температура плавления; температура кристаллизации.

Анимация – слайд 4

В тетрадях выполнить записи (слайд 5) (с учителем на интерактивной доске):

1. Плавление.

График зависимости t вещества от времени:

АВ - _____________. Q расходуется на … Ек молекул льда …, температура льда …

ВС - _____________. Q расходуется на … кристаллической решетки льда, температура вещества …

СД - _____________. Q расходуется на …Ек молекул воды …, температура воды …

Выводы:

1) для каждого твердого вещества существует температура, выше которой вещество не может находиться в твердом состоянии, она называется… (температурой плавления);

2) температура во время плавления остается… (постоянной);

3) для осуществления процесса плавления необходимо веществу сообщить …(количество теплоты).

Анимация – слайд 6

Самостоятельно (слайд 7)

2. Кристаллизация (отвердевание).

График зависимости вещества от времени:

АВ - _________. Q выделяется в окружающую среду, Ек молекул воды…, температура воды …

ВС - _________. Q выделяется в окружающую среду, при 0°С образуется … , Ек молекул вещества … , температура вещества …

СД - _________. Q выделяется в окружающую среду, Ек молекул льда …, температура льда …

Выводы:

1) температура, при которой вещество кристаллизуется, называется … (температурой кристаллизации);

2) вещество плавится и кристаллизуется при… (одной и той же температуре);

3) при кристаллизации вещество отдает … (некоторое количество теплоты) в окружающую среду.

Рассмотреть таблицу 9 в учебнике “Температура плавления некоторых веществ”. Задать ряд вопросов по ней. О применении твердых тел в быту и технике в зависимости от их температуры плавления.

Фронтальная проверка (слайд 8).

IV. Первичная проверка понимания (слайд 9).

1. Почему спираль лампы накаливания изготавливают не из свинца, а из вольфрама?

2. Можно ли в алюминиевой кастрюле расплавить кусок стали? цинка?

V. Закрепление.

1. Вопросы 1-6 после § 38.

2. Решение качественных задач: № 156, 157 (а, в), 158 (а, в).

VI. Домашнее задание.

§ 38, вопросы (у) всем;

на “3”: №, 153, 157 (б, г);

на “4”: № 156, 159;

на “5”: № 158 (б, г), 160.