Цель урока:
- познакомить обучающихся с сутью процессов плавление и кристаллизация;
- изучить их особенности и представление перехода вещества из твердого состояния в жидкое и обратно графически.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Сформулировать определения тепловых процессов, пользуясь схемой (слайд 2). Привести примеры.
2. Ответить на вопросы (слайд 3).
III. Изучение нового материала
План:
- демонстрация плавления льда,
- демонстрация кристаллизации воды,
- температура плавления; температура кристаллизации.
Анимация – слайд 4
В тетрадях выполнить записи (слайд 5) (с учителем на интерактивной доске):
1. Плавление.
График зависимости t вещества от времени:
АВ - _____________. Q расходуется на … Ек молекул льда …, температура льда …
ВС - _____________. Q расходуется на … кристаллической решетки льда, температура вещества …
СД - _____________. Q расходуется на …Ек молекул воды …, температура воды …
Выводы:
1) для каждого твердого вещества существует температура, выше которой вещество не может находиться в твердом состоянии, она называется… (температурой плавления);
2) температура во время плавления остается… (постоянной);
3) для осуществления процесса плавления необходимо веществу сообщить …(количество теплоты).
Анимация – слайд 6
Самостоятельно (слайд 7)
2. Кристаллизация (отвердевание).
График зависимости вещества от времени:
АВ - _________. Q выделяется в окружающую среду, Ек молекул воды…, температура воды …
ВС - _________. Q выделяется в окружающую среду, при 0°С образуется … , Ек молекул вещества … , температура вещества …
СД - _________. Q выделяется в окружающую среду, Ек молекул льда …, температура льда …
Выводы:
1) температура, при которой вещество кристаллизуется, называется … (температурой кристаллизации);
2) вещество плавится и кристаллизуется при… (одной и той же температуре);
3) при кристаллизации вещество отдает … (некоторое количество теплоты) в окружающую среду.
Рассмотреть таблицу 9 в учебнике “Температура плавления некоторых веществ”. Задать ряд вопросов по ней. О применении твердых тел в быту и технике в зависимости от их температуры плавления.
Фронтальная проверка (слайд 8).
IV. Первичная проверка понимания (слайд 9).
1. Почему спираль лампы накаливания изготавливают не из свинца, а из вольфрама?
2. Можно ли в алюминиевой кастрюле расплавить кусок стали? цинка?
V. Закрепление.
1. Вопросы 1-6 после § 38.
2. Решение качественных задач: № 156, 157 (а, в), 158 (а, в).
VI. Домашнее задание.
§ 38, вопросы (у) всем;
на “3”: №, 153, 157 (б, г);
на “4”: № 156, 159;
на “5”: № 158 (б, г), 160.