Цели:
Обучающая:
- сформировать представление учащихся о характерных признаках весны в неживой природе;
- обеспечить усвоение знаний об изменениях в жизни растений и животных весной, показать связь этих изменений с неживой природой;
- родолжить формирование речевые навыки и умений учащихся.
Воспитывающая:
- осуществлять нравственное воспитание через чувство прекрасного, любви к родной природе.
Развивающая:
- продолжить развитие монологической речи, внимания, умение слушать, мышления.
- развивать у детей умение анализировать и делать выводы;
- развивать наблюдательность, обогащать их словарный запас;
- развивать творческие способности учащихся: слышать звуки, видеть красоту природы через фольклор.
Тип урока: совершенствование знаний.
Форма урока: урок-презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Сегодня мы отправляемся в гости к Весне. И как велось на Руси, мы должны прославить хозяйку, чтобы она была к нам добра и открыла для нас свои секреты.
Слайд 1 “Весна! Весна!”
Послушайте стихотворение Самуила Маршака и определите в нём приметы весны.
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь.Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И, расцвел подснежник.
- Какими изменениями в природе весна заявляет о своём приходе?
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.
II. Речевая разминка.
Посмотрите ребята, прислушайтесь, загляните в себя, включите свое воображение.
Слайд 2 “Прогулка по лесу”
Видео фрагмент и звучит запись различных звуков (звуки воды, пение птиц).
Учитель: Ребята, что вы услышали?
Дети. Птицы поют, ручьи звенят…
Учитель: Это звуки, какого времени года?
Дети. Весны.
Учитель: Почему весной мы особенно рады каждому звуку?
Дети. Весной природа оживает …
Учитель: Наступила весна, все вокруг ожило, мир наполняется разными звуками. У весны своя мелодия. Из каких звуков составлена песня весны? Об этом мы поговорим сегодня на уроке.
III. Введение в тему, её актуализация.
1. Звуки воды.
Слайд 3 “Капель”.
Учитель:
Всему на свете свой черед –
И следом за метелью
Нам позывные подает
Весна своей капелью.
Учитель: Что такое капель?
Дети. Падение с крыш и деревьев капель тающего снега.
Учитель: Началась песенка капели. А какой звук слышится когда капает капель??
Игра “Капель”
А на улице капель:
Кап - кап – кап.
Не вернется к нам метель,
Так – так – так.
Воробьишки во дворе:
Чик – чик – чик,
Жарко стало детворе:
Прыг – прыг – прыг.
Будут в классики играть,
Скок – скок – скок,
И кораблики пускать:
Шлеп – шлеп – шлеп.
И помчатся вдаль ручьи:
Жур – жур – жур,
Замурлыкают коты:
Мур – мур – мур.
Скоро почки во дворе:
Хлоп – хлоп – хлоп,
Приходи, весна, скорей:
Топ – топ – топ!
Учитель. Тает снег на крыше, капелька покатилась вниз с крыши.
И что образуется внизу?
Дети. Ручейки.
Учитель. Звенит капель, собираясь внизу, в лужицы, ручейки.
Журчал ручей (Анна Алферова)
Журчал ручей:
- Теку под горку…
Могу с собою
взять Егорку.
Егорка
за ручьём бежал...
В руке флажок
Егор держал…
Но не потёк ручей
под горку,
А скрылся
под сугробом в норку.
Послушаем звуки ручья.
Слайд 4 “Ручей”
Самуил Маршак. Ледоход
Лед идет, лед идет!
Вереницей длинной
Третьи сутки напролет
Проплывают льдины.
Учитель: О каком явлении природы говорится в стихотворении?
Дети. Ледоход.
Учитель. Начинается ледоход, и мы слушаем его звуки.
Слайд 5 “Ледоход” видео сюжет
Учитель: Ребята, внимательно послушайте загадку и отгадайте.
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь)
Учитель. А какие осадки чаще выпадают весной?
Дети. Дожди.
Учитель. А сейчас мы послушаем звуки весеннего дождя.
Слайд 6 “Дождь”
Учитель. Протяните руки, произнесите громко слово “кап”. И представьте себе, как падает капля, почувствуйте, как она переливается в ладошках.
Учитель. Вода дарует жизнь. Издавна люди радовались дождю: будет дождь, будет и урожай.
Вывод.
Учитель. Какие звуки воды можно услышать весной?
Дети. Звуки дождя, капели, ручья, ледохода.
Животные весной.
Учитель: Послушайте стихотворение.
Мы вставали ночью даже
Из окна смотрели в сад.
Ну, когда же, ну когда же
Гости наши прилетят?
- О каких гостях идёт речь в стихотворении?
А теперь я попрошу вас, прислушаться внимательно к звукам, может быть еще, что-то услышали.
Слайд 7 “Звуки – пение птиц”
Учитель. Ребята, а кто издаёт эти звуки?
Птицы дороги нам, как часть чудесной природы. Их мелодичные веселые, звонкие песни оживляют природу.
Учитель: Какие изменения происходят в жизни птиц с приходом весны? Дети: возвращаются перелётные птицы, строят гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов.
Учитель: Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц?
Дети: Птицы питаются насекомыми. А с приходом весны насекомые вылезают из своих укрытий. Птицам стало больше корма. Растаял лёд на реках и озёрах, поэтому возвращаются водоплавающие птицы.
Учитель: Я вам буду загадывать загадки, а вы постарайтесь угадать, о ком идёт речь.
Загадка: Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь.
А зовётся птица…..
Слайд 8 “Грач”
Учитель: Грачей называют вестниками весны. Они прилетают к нам первыми. Грачи строят свои гнёзда высоко на деревьях из сухих веток. На одном дереве можно иногда насчитать 15-20 гнёзд.
- В народе говорят:
Увидел грача – весну встречай.
Грач на горе – весна на дворе.
Загадка: Он выступает перед вами
Как молодой весны гонец,
Он рад увидеться с друзьями.
Ну а зовут его…..
Слайд 9 “Скворец”
Учитель: Вслед за грачами прилетают скворцы – папы, а через несколько дней за ними прилетают скворцы – мамы. К их прилёту скворцы-папы подыскивают скворечник для семьи.
Загадка:
Шумит листва, лучится свет.
Ку-ку! А сколько в веке лет?
А ну, кто первый даст ответ?
Слайд 10 “Кукушка”
Учитель: Кто знает, чем отличается кукушка от других птиц?
Дети: Не вьёт гнездо, а подкладывает яйца в гнёзда других птиц.
Учитель: Существует легенда о том, почему кукушка не вьёт гнездо!
Бездомная скиталица
Согласно народным поверьям, когда Бог создал землю, он дал каждому животному право выбрать свое жилище. Аисту понравились высокие сухие деревья и крыши, чибису и жаворонку — бескрайние поля, ласточка поселилась под крышей. Только кукушка так ничего и не смогла выбрать себе по душе. Вот и летает она в бесплодных поисках, нигде не устраивая гнезда и подкидывая кукушат в чужие гнезда.
Когда приходит пора откладывать яйца, кукушка облетает всю свою территорию в поисках подходящего гнезда будущих воспитателей своего потомства. Причем это будет вовсе не первое попавшееся гнездо. Кукушка подбирает гнездо, похожее на то, в котором вылупилась сама. Есть еще одно необходимое условие: в облюбованном гнезде уже должны лежать яйца хозяев. Найдя такое гнездо, кукушка некоторое время прячется неподалеку, потому что если те увидят ее, то поднимут страшный шум.
Как только будущие воспитатели улетят достаточно далеко — кукушка подкладывает свое яйцо. Делает она это, в зависимости от обстоятельств, по-разному. Если гнездо открытое и прочное, то кукушка садится прямо на него и откладывает яйцо. Если же выбранное место находится в дупле или имеет боковой вход, то кукушка откладывает яйцо на земле, а потом в клюве переносит его в гнездо.
Учитель: О том, как птицы встречают весну, мы поговорили. А кто знает, как встречают весну звери?
Дети: Звери линяют – меняют зимнюю шубку на летнюю. Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи, бурундуки.
Слайд 11 “Белка”, 12 “Медведь”, 13 “Барсук”, 14 “Ёж”
Учитель: У многих зверей весной появляются детёныши.
Весной животных охраняют особенно тщательно, так как они заняты заботой о своём потомстве, поэтому запрещена охота на всех животных.
Слайд 15 “Лисята”, 16 “Волчата”, 17 “Медвежата”.
Учитель: А что вы можете сделать для охраны птиц и зверей весной?
Дети: Не тревожить птиц в гнёздах. Иначе они могут покинуть гнёзда и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Соблюдать в лесу тишину.
Игра “Дядюшка Трифон”
Учитель. А сейчас отдохнем и поиграем в игру “Дядюшка Трифон”.
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
Обряд “Встреча весны”
Учитель. У наших предков был обычай зазывать весну, считалось, что птицы прилетают и приносят с собой весну.
- Расскажите, как зазывали весну.
Дети. Выпекали из теста фигурки “жаворонков”, раздавали их детям, которые залезали на самые высокие места (на крыши, заборы, деревья) и выкрикивали “Весенние заклички”.
Учитель. Зазывали весну закличками, играми, песнями.
Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
Растения весной
Учитель: Что происходит с деревьями и кустарниками весной?
Дети: на лиственных деревьях и кустарниках набухают почки, затем появляются листья.
Слайд 18 “Почки”
Учитель: Что происходит в жизни травянистых растений весной?
Дети: появляется молодая травка; некоторые травянистые растения начинают цвести.
Слайд 19 “Молодая травка”
Учитель: Отгадайте загадку:
Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится хоть и маленький. (Подснежник)
Слайд 20 “Подснежники”
Учитель: А кто знает, почему его так назвали?
Дети: они первыми появляются из-под снега.
Учитель: Где появляются первые весенние цветы?
Дети: На открытых местах, где много солнца, света, влаги.
Учитель: Тепла им требуется немного, вот они и цветут в начале весны, когда ещё кое-где в низинах лежит снег.
Учитель: А кто знает, как ещё называют такие растения?
Дети: Первоцветы. Раннецветущие растения.
Учитель: Какие раннецветущие травянистые растения вы знаете?
Дети: медуница, мать-и-мачеха, сон-трава.
Слайд 21 “Медуница”, 22 “Мать – и мачеха”, 23 “Сон-трава”
Учитель: Послушайте стихотворение.
Слайд 24 “Цветы”
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
IV. Подведение итога урока.
Учитель: А сейчас поиграем в игру “Выбери правильный ответ”.
1. После какого времени года наступает весна?
- Лето.
- Зима.
- Осень.
2. Во что превращается снег на солнце?
- В талую воду.
- В стылую воду.
- В минеральную воду.
4. Что происходит со льдом на реке весной?
- Ледопрыг.
- Ледобег.
- Ледоход.
5. Какие птицы прилетают весной первыми?
- Ласточки.
- Соловьи.
- Грачи.
6. Что появляется на полях, когда тает снег?
- Проталинки.
- Выталинки.
- Сталинки.
Учитель: Наш урок подошел к концу. Вы все очень хорошо работали. А сейчас определим, с каким настроением вы уйдете с урока. Если сейчас у вас хорошее, весеннее, солнечное настроение, то покажите солнышко. Но если, у вас что-то не получилось сегодня, не задался, не огорчайтесь, ваше солнышко закрыла тучка, но скоро она уплывёт.
V. Домашнее задание.
Вслушайтесь в песню весны, и вы поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листья березы. И о своих необычных наблюдениях вы расскажите на следующем уроке. Нарисуйте весну.
Слайд 25 “Спасибо за урок”
Литература
1. Н.Ф. Виноградова “Окружающий мир”: Методика обучения 1–4 класса. – М.: Вентана-Граф, 2004.
2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учебник для учащихся 1 класса – М.: Вентана-Граф, 2005.
3. Из сборника “Жили-были”, Русская обрядовая поэзия, сост. Г.Г.Шаповалова, Л.С.Лаврентьева.
4. Журнал “Начальная школа”.
5. Интернет ресурсы.